Свой четвертый сезон в Турции начинает казахстанский полузащитник Али Алиев. В интервью Sport&KS бывший хавбек «Кайрата» вспоминает прошлое, рассказывает о настоящем и строит планы на будущее…
Bank Asia — именно так называется первый дивизион Турции, в котором Алиеву предстоит вновь бороться за выход в элитную лигу. Недавно казахстанец перешел в «Карталспор», стамбульский клуб со связями в «Бешикташе». С этого и начался наш разговор.
Главный козырь
— Эта команда является чем-то вроде фарм-клуба «Бешикташа», — говорит Алиев. — Ну, вы знаете, например, «Антверпен» является таким же клубом для «Манчестер Юнайтед». Они отдают туда своих молодых футболистов, чтобы те набирались опыта. «Карталспорт» возглавил местный специалист, с которым я знаком по «Себатспору» — моему первому клубу. Раньше у «Трабзонспора» были великие времена, когда там играл Шенол Гюнеш, бывший тренер сборной Турции. Так вот, мой тренер как раз играл в той команде.
— Почему же вы решили покинуть «Кайсери Эрджиеспор»?
— Из-за пресловутого лимита на «легионеров». Меня достали со сменой гражданства. Пойти на такой шаг я пока не готов. Поэтому пришлось менять команду. Но я не жалею. «Карталспор» — единственный клуб первой лиги, прописанный в Стамбуле. Наша база находится недалеко от базы «Фенербахче», знаменитой «Самандры». Я уже пару раз сходил к ним в гости, посмотрел, как тренируются большие мастера. Скажу так: в Турции можно прожить долго, и каждый день ты тут будешь учиться чему-то новому. Когда я впервые приехал из Казахстана в «Себатспор», то в команде были собраны отличные футболисты. Откровенно говоря, они были и физически, и технически сильнее меня.
— И как же вы сумели завоевать место в составе?
— Пришлось брать усердием, работой. В матчах я не давал спуску соперникам, бился до последнего. Это и стало главным козырем. Плюс ко всему в Казахстане тренеры неплохо обучают тактике. Ну и «стандарты» у меня получались. Вот все это в комплексе и позволило мне стать игроком основного состава. А так, тут тяжело играть. Сколько всяких «легионеров» приезжало! И мало кому удавалось доказать свою полезность.
Вспоминать страшно!
— Финансовые условия в Турции намного лучше, чем в Казахстане?
— Не сказал бы. Хотя в Казахстане я никогда много не зарабатывал. Но я знаю, какие там зарплаты. Средний заработок, может, в Турции и выше, но вот контракты уровня Тихонова или Шацких тут встречаются редко.
— А в «Карталспоре» платят больше, чем в «Кайсери»?
— Нет, наоборот, в деньгах я немного потерял. Зато здесь я приобрел доверие тренера, который сам изъявил желание видеть меня в составе. Это дорогого стоит.
— Но если в Казахстане и в Турции платят примерно одинаково, то почему бы не вернуться на родину?
— Здесь больше возможностей для прогресса, для роста. Да и перейти в какой-нибудь средний европейский клуб заметно легче. А ещё одни немаловажный момент — это уровень инфраструктуры. Ведь как было в Казахстане, когда я играл в «Кайрате», особенно в безденежные годы? Добирались до Павлодара, Атырау, Кызылорды и других городов на поездах, автобусах, жили в каких-то страшных гостиницах с тараканами и без горячей воды. Играли на кочкодромах, а не на полях. В общем, вспоминать страшно! А тут что ни клуб, то серьезное хозяйство. У каждого клуба база с полями высшего качества, причем с естественным покрытием. Добираемся в другие города строго на чартерах, а если и на поездах, то таких комфортабельных, что выходить из них не хочется. Да ещё со скоростью. В каком бы клубе я ни играл, везде видел лишь порядок и класс. База — шикарная, еда — отменная, на матчах стадион заполняется, а турки болеют так, как я не видел в жизни. В общем, тут играть — одно удовольствие. Хоть и сложнее, чем В Казахстане. Так что, дело не только в деньгах, но и в отношении к футболу. В Турции футбол — это культ, религия, если хотите. Тут люди просыпаются и начинают утро со спортивных новостей. На работе человек может отпроситься на матч любимой команды, и его прекрасно поймет начальство. Так как футбол — это святое.
— Неужто все настолько идеально?
— Идеально — это слишком громко, скорее хорошо. Но я не говорю, что здесь все прямо-таки замечательно. И «договорняки» есть, хоть и редко встречаются. К тому же здесь нет таких явных «договорняков», какие были у нас несколько лет назад. Есть свои интриги. Но в целом картина тут шикарная.
Африканский грипп
— И как вы проявляете себя в этом «райском» мире?
— Первые полтора года могу занести себе в актив. А вот последний сезон в «Эрджиеспоре» дался куда сложнее. Команду лихорадило, в середине сезона сменился тренер, да и у меня игра не удавалась. Лишь в концовке «проснулся». Травмы были, да и приболел я по ходу чемпионата.
— А что случилось?
— Приехали на просмотр какие-то африканцы, а один из них оказался болен каким-то специфическим африканским гриппом. Заразилась половина команды, затем мы долго приходили в себя. Страшная это штука — африканский грипп.
— В целом уровень первой лиги высок? Все-таки «Галатасарая» и «Фенербахче» с «Бешикташем» там нет.
— Ой, тут такие «зарубы»! Проходных матчей не бывает! Вот мы в прошлом сезоне по составу претендовали на выход в класс сильнейших, а получилось, что финишировали в середине таблицы. Тут матчи — бои не на жизнь, а на смерть. Это не просто высокопарные слова, а реальные вещи. По своему уровню первый дивизион Турции вряд ли уступит первой бундеслиге или серии В. А если и уступит, то ненамного.
— А с уровнем чемпионата Казахстана сравнить можно?
— Честно говоря, не хочу сравнивать. Дело в том, что я сейчас не особо хорошо знаю силу премьер-лиги. Ведь не играл в Казахстане уже прилично. Но в то время, когда я приехал в Турцию, то Bank Asia была явно посильнее.
Время рассудит
— Вас несколько раз приглашал в сборную Казахстана Арно Пайперс, но вы сыграли всего один матч. Почему?
— По вполне объективным причинам. В первый раз я был лишь новичком, а рядом ребята, сыгравшиеся друг с другом. И тут я со своим турецким футболом лезу (смеется). Второй раз он уже дал мне шанс в игре против России. Я отыграл неполный тайм и после столкновения с Константином Зыряновым вынужден был покинуть поле. В Черногории я уже не смог выйти на поле. Затем меня пригласили на сборы перед матчем с командой Андорры, но в состав я не попал, так как все лидеры были здоровы. Да и готов я был тогда плохо. Все-таки у меня сезон закончился, и ещё не начался следующий, а ребята все на ходу, чемпионат в самом разгаре. А затем Пайперса сняли. В любом случае, я рад, что он дал мне шанс. Мне удавалось пообщаться с пацанами, побывать дома во время сезона. Видели бы, с какой гордостью я уезжал в сборную! Ребята в клубе мне завидовали. И как же мне было тошно и больно, когда я как-то открыл номер турецкой газеты «Фанатик», и там был список легионеров, вызванных в свои сборные. Не вызвали лишь двоих (не считая второсортных бразильцев) — Матея Кежмана и меня. Жаль, что все так быстро закончилось.
— Уже поставили крест на себе?
— Крест не ставил, но уже понимаю, что при Шторке в сборную мне не попасть. Я его не осуждаю за это, он же тренер, ему виднее. Шторк работает на перспективу, у него своя политика. Не один же я такой обделенный, многие сейчас оказались за бортом сборной. Возможно, Шторк прав. А может, и нет. В любом случае, время рассудит. Мне, конечно, в сборной поиграть хотелось бы. Но раз уж так угодно Всевышнему, значит, он меня готовит к другому испытанию. Хотя, честно признаюсь, иногда думаю: а вдруг позвонит Григорий Бабаян и скажет «Али, приезжай!».
Вернусь домой
— В Казахстане о вас подзабыли, а вы о себе напоминаете?
— Только друзьям и родным. Созваниваюсь с Андрюхой Карповичем, Давидом Лория и с другими пацанами. А пресса меня особо не жалует. Один парень писал про меня часто, так его потом обвинили в том, что он меня «пихает» в сборную. После этого мы с ним решили больше не писать про Али Алиева (смеется). Когда приезжаю домой, то приходится частенько раздавать интервью. Всем же интересно, куда пропал тот парень, который играл за «Кайрат»? Спрашивают, в основном, о Турции.
— И что всем отвечаете?
— Что я все равно вернусь домой, когда-нибудь. Хотя вот недавно слышал, как один человек сказал: «Алиев прикупил себе квартиру в Стамбуле, значит, останется там жить». Ничего это не значит. Просто мне попалась хорошая квартира по невысокой цене, а иметь свое жилье все-таки удобно. Ко мне жена с детьми приезжает, родители. Зачем им останавливаться где-то в гостинице? Да и потом, я в Алматы строю собственный дом, это разве ничего не значит? А квартиру можно продать в любое время.
— Вам уже 29, долго ещё собираетесь в футбол играть?
— Сколько здоровье позволит, столько и буду играть.
— А что потом?
— Не знаю. Может, тренером стану, а может, буду вести бизнес. Но обязательно связанный с футболом. Вообще, я хочу быть полезным казахстанскому футболу, я мог бы уже сейчас организовывать курсы для тренеров в Турции, помогать футболистам трудоустроиться здесь. Это не значит, что я собираюсь быть агентом. Просто мог бы оказывать им помощь, консультативного характера. Я тут многим помогал (смеется). Даже одному киргизскому пареньку, который приехал на просмотр в клуб первой лиги!
150 тысяч долларов
— Как думаете, казахстанцы в Турции заиграть могут?
— Ну, я же играю.
— Нет, я имею в виду высшую лигу.
— А почему бы и нет? Тот же Карпович, Смаков или Мурат Суюмагамбетов. Да мало ли хороших игроков в Казахстане? Фара Ирисметов — сильный футболист, Эмиль Кенжисариев. Видел весной тренировку молодежной сборной, так там вообще много талантов! Но наша проблема в том, что мы не умеем «пропихивать» пацанов в зарубежные клубы. Не раз приводил такой пример. Приехал в гости к «Фенербахче» «Вердер», чтобы провести товарищеский матч. Причем по приглашению турецкой стороны, которая все оплатила. А улетел «Вердер» с двумя молодыми футболистами «Фенербахче», так как руководители турецкой команды сумели «навязать» своих талантов. Тут люди умеют делать на этом бизнес.
— Али, а как вы вообще попали в Турцию? Неужели есть связи?
— Какие связи? Да, я турок, но у меня здесь нет ни родных, ни друзей. А дело было так. На предсезонных сборах, когда я был ещё в «Кайрате», ко мне подошел мой нынешний агент болгарин Владимир Коев. Спросил, кто я такой, откуда, сколько мне лет и так далее. Затем предложил сотрудничество. У меня агента не было, вот я и согласился. Летом он предложил мне поехать на смотрины в Турцию, в «Себатспор». Я приехал, потренировался недельку. С «Кайратом» у меня ещё полгода действовал контракт. Вот турки и решили: дождутся окончания срока соглашения, а потом возьмут меня бесплатно.
— А сколько им пришлось бы платить, если бы они захотели тогда подписать вас сразу?
— Вообще отступные за меня были равны 150 тысячам долларов. Но это была лишь условная цена, при хорошем диалоге «Кайрат» мог её снизить. Ещё мною интересовалось минское «Динамо», там президентом был Юра Шуканов, с которым мы играли в «Кайрате». В «Динамо» даже согласились на высокую для этого клуба сумму — 120 тысяч долларов. Но тут руководство «Кайрата» после Кубка Содружества-2005 запросило ещё больше — 150 тысяч. Белорусы и на это согласились, но при этом сильно занизили мои условия. Пришлось отказаться.
...или войдите через аккаунт соцсети