Анатолий Юревич: «Наша несовершенная контрактная система позволяет молодым футболистам заниматься чем угодно, только не футболом»
Любопытная ситуация сложилась в «Ордабасы» — шымкентский клуб борется за седьмое место и ставит задачу взять Кубок страны, при этом в команде нет белорусских специалистов Анатолия Юревича и Владимира Белявского. Один только что прошел курс лечения в Израиле, второй покинул Шымкент по семейным обстоятельствам. При этом оба планируют продолжить работу в «Ордабасы» — контракты на следующий сезон уже заключены.
Чтобы прояснить ситуацию, корреспондент Sport&KS дозвонился Юревичу в Белоруссию. Иностранный специалист сделал несколько комплиментов руководству своего клуба и руководству всего казахстанского футбола, пожалел загубленный талант Таната Нусербаева и даже объяснил, что южный менталитет — это на самом деле миф.
«Мне намекали, что на юге свой менталитет, свои законы»
— Перед началом сезона вы говорили, что приехали в Казахстан в поисках мотивации. В итоге «Ордабасы» не попал даже в первую шестерку. Сильно расстроились?
— Конечно, есть разочарование. Была возможность попасть в первую шестерку. Впечатление осталось двоякое. Мы сильно подтянулись по ходу сезона. Но не дотянули.
— Что стало основной причиной?
— Мы слишком долго вкатывались. Новая команда, слишком много времени потратили на притирку. Очень-очень долго вкатывались. Первый круг мы должны были пройти лучше.
— Кто виноват? Может быть, тренеры, не правильно организовавшие подготовительный процесс?
— Комплектование завершилось буквально за пару недель до начала чемпионата. Ну и мы начали работать с командой только с февраля. Было опасение, что можем не успеть сделать все, что запланировано. И нам не хватило примерно месяца на подготовку. Мы вроде бы неплохо начали сезон. Показывали интересный футбол, но не было стабильности. Яркие игры чередовались с посредственными. И обратите внимание — с командами первой шестерки мы взяли больше очков, чем с теми, кто остался внизу. С сильными командами мы играли уверенно. Со слабыми — нестабильно. Недобрали очки как раз в поединках с теми, кто сейчас борется за выживание. Нестабильность — это первый признак становления команды.
— Еще нестабильность — это первый признак недооценки соперника.
— Мы столкнулись с интересной закономерностью: команда проводит отличный матч с сильным соперником и потом у некоторых игроков наступает эйфория. Если следующая игра с кем-нибудь из аутсайдеров — жди беды. Даже не знаю, как это назвать. Может, тщеславие?
— Звездная болезнь, завышенная самооценка?
— Вообще ни одно из этих проявлений характера в тренировочном процессе не наблюдается. Ребята охотно занимались и теорией и практикой. А вот на поле начинались интересные вещи. Уже минут через 15 становилось заметно, что команда пытается взять очки, не напрягаясь, на классе. А сейчас в чемпионате Казахстана никого на классе не обыграешь.
— В целом игроки, защищавшие цвета «Ордабасы», вас устраивали?
— Я вам так отвечу: по договоренностям с руководством клуба мы хотим оставить процентов 80 футболистов, которые играли у нас в этом году. Безусловно, необходимо усиление, но в целом мы не ошиблись в тех людях, которых приглашали. При этом я бы хотел отметить, что у нас получились два абсолютно разноплановых круга. В первом мы явно недобрали очки. И игра была не та, к которой мы стремились. Мы видели, в чем проблема, но нам не хватало времени, чтобы исправить ошибки. Тут еще один момент — игровые связи появляются не сразу. Но потенциал команды был заметен сразу. Даже тот факт, что мы набрали больше очков в играх с фаворитами, говорит в первую очередь о потенциале.
— В течение сезона молва увольняла вас раз пять, не меньше. А как часто вопрос об увольнении стоял на повестке дне?
— Я уже говорил, что мне интересно работать в Шымкенте. В этом городе замечательное сочетание руководителей клуба и людей, которые интересуются футболом. Их интересует не сиюминутная блефовая задача, а последовательный рост команды. Я знаю, что вокруг «Ордабасы» и тренерского штаба ходили разные слухи. И сейчас, поработав в Казахстане, я понимаю, кому выгодно их распространять. Но при этом ни один из таких разговоров не имел под собой почву. Ни разу за весь сезон вопрос об увольнении тренеров не поднимался. Шла плодотворная работа. Конечно, были вопросы по качеству игры, по результатам, по стабильности. Но при этом руководство клуба ни разу за все время не показало, что недовольно нашей работой. Знаете, когда я ехал в Шымкент, мне намекали, что на юге свой менталитет, свои южные законы. Ничего подобного. Все это — пустые разговоры. Порядочность, компетентность, солидность — вот с чем у меня ассоциируется работа в «Ордабасы». У меня нет смысла блефовать — я говорю это абсолютно серьезно. У меня нет причин быть неискренним. И вообще характер такой — я либо говорю правду, либо молчу. Шымкенту вообще очень повезло. Я очень давно в футболе, всякого навидался. И сейчас я вижу, что в этом городе футболом руководят люди, искренне желающие развивать футбол. Солидные люди.
«Нусербаева просто разбаловали деньгами»
— Солидные люди встали на вашу сторону в конфликте с Танатом Нусербаевым, которого сначала штрафовали, а затем и вовсе попросили из команды. Объясните свою точку зрения на эту ситуацию.
— Мне многое непонятно в поведении Таната. Я с ним разговаривал, слышал правильные слова, даже какие-то лозунги. Но действия были обратные. Вообще я толком и не понял, чем он руководствовался. В декабре прошлого года у него начались проблемы со здоровьем. В апреле он появился в команде. Мне объяснили, что это талантливый парнишка, местный воспитанник, может вырасти в хорошего футболиста. Я его спрашиваю — где ты лечился? Он говорит — здесь, в Шымкенте. Я уточняю — у кого? Он отвечает — в поликлинику ходил. Это слова профессионального футболиста. У него проблемы со спиной, он неизвестно где пропадает и лечится в районной поликлинике! Там же, где бабушки и дедушки поправляют здоровье. Это первое. И второе — мне кажется, ему нужно хорошо подумать о своем будущем. Быть может, он какие-то моменты переосмыслит. Это тот случай, когда человек себя любит в футболе. И он ему совершенно не предан. Наша несовершенная контрактная система позволяет молодым футболистам заниматься чем угодно, только не футболом, при этом не переживать за свое будущее. Вот и лезут в голову всякие глупости. Давайте говорить прямо — большие деньги попадают к таким ребятам слишком быстро и слишком легко. Я считаю, это плохо с воспитательной точки зрения. Я приверженец старой школы, сторонник последовательности. Моя позиция проста — чтобы зарабатывать большие деньги, нужно им соответствовать. И ситуация с Танатом это еще раз подтвердила. Парня разбаловали деньгами. Но я не думаю, что на нем надо ставить крест. Он способный мальчишка, если займется собой, станет относиться к футболу серьезней, может добиться больших высот. Данные у него хорошие. И в «Ордабасы» ему создали идеальные условия для роста. Но, к сожалению, он этого не осознал. И мне за него грустно. Будет очень жаль, если он не осознает своих ошибок.
— Нусербаев рассказывал, что у него сильно болела спина, врачи запретили ему физические нагрузки, а вы заставляли его играть за дубль. Было такое?
— Очень часто мы воспринимаем ситуацию с чьих-то слов. Ну вот давайте подумаем вместе. Если у моего игрока боли, зачем мне его выпускать на поле? Тем более, за дубль? Ну какой в этом смысл? Какая мне, главному тренеру, выгода от того, что выйдет игрок с болью, ничего не сможет показать и попросит через 10 минут замену? И вообще — как можно заставить футболиста играть, если у него боли? Цепями его к мячу приковать? Подходит ко мне игрок и говорит — «У меня болит спина», а я ему отвечаю — «ничего не знаю, ты играешь». Ну глупость несусветная. Все было по-другому. Он пришел. Говорит, что соскучился по футболу: «Можно я за дубль сыграю?». Ни я, ни врач, ни кто-либо еще точно не скажет, как самочувствие игрока, готов ли он. Я его спрашиваю — «Ты уверен?». Он отвечает, что чувствует себя хорошо. Мы можем только предположить, есть ли болевые ощущение или их нет. Только сам футболист знает, больно ему или нет. Танат утверждал, что у него все хорошо. Но он начал выходить неудачно, игровой практики не хватало, начались жалобы на спину. Мы тут же отправили его на лечение. Я, конечно, читал его заявления о том, что тренеры заставляли его играть, хотя он жаловался на боль. Он еще молод, многого не понимает. Покажите мне хоть одного тренера, которому нужны больные футболисты на поле. Вот и мне не нужны. И я всегда говорил футболистам — если вы не можете играть из-за здоровья, лучше скажите сразу. И стесняться тут нечего. Замен в матче всего три. Лучше их использовать правильно, а не тушить пожар. Я могу сказать прямо — просто парень потерялся, заблудился. Ему нужно как можно скорей прекращать рассказывать небылицы и возвращаться в футбол. В футболе и в жизни всё просто. Если ты играешь, тебя носят на руках. Если не играешь — ты никто. У футболиста есть только один путь — выйди на поле и покажи. А рассказывать не надо. Рассказывать должен тренер.
Правило о 30-летних легионерах — гениальная идея
— Таких, как Нусербаев, в Казахстане человек 50 — они подают большие надежды, получают большие деньги и играют только потому, что моложе 21 года. Возможно ли, что ситуация с Танатом повторится еще не раз?
— Я понимаю ваш вопрос. Но тут нужно разбираться индивидуально. У каждого клуба своя ситуация. Где-то есть эти большие деньги, где-то их нет. И каждый эпизод нужно рассматривать отдельно. Так будет правильно. У нас, воспитанников одной страны, есть такая манера — обобщать. И мы сейчас пытаемся найти темную кошку в темной комнате, хотя ее там нет. Есть конкретный футболист со своей историей. Он перестал прогрессировать, не играет уже год. Но утверждать, что в этом виновата система, абсолютно неверно. Тут все наложилось — большие деньги, дутая популярность, разболтанность. Вот и результат. Но это не значит, что все те, кто играет по возрастному лимиту, такие же. Мы ведь сейчас говорим о лимитчиках? Система, на мой взгляд, себя оправдывает. Да, у каждой системы есть положительные и негативные моменты. Для молодых футболистов это уникальный шанс — они получают игровую практику в юном возрасте, получают возможность раскрыться раньше, набраться опыта. Да, как показывает практика, не всем удается воспользоваться своим шансом. Есть такие, которые прекращают работать. Но это нужно руководству и тренерскому штабу разбираться, почему так происходит. Допустим, у меня своя точка зрения на этот счет. В федерации есть исполком, там профессиональные люди, и определять правила проведения соревнований — это в их компетенции. Не в моей. Я считаю, что возрастной лимит — отличное изобретение Казахстана, которое стоит применять в других странах, где есть проблемы с подготовкой резерва. А идея о запрете на приглашение легионеров старше 30 лет — вообще гениальный шаг. Я говорю абсолютно серьезно. Раньше они имели возможность доигрывать в Казахстане, получать здесь неплохую пенсию, не прилагая особых усилий. Сейчас система ограничила приглашение посредственностей. И это большой шаг в развитии футбола.
— То есть все ограничения казахстанского чемпионата вам нравятся?
— Вообще эти разговоры нужно вести с членами исполкома. Это вопрос не к тренеру. У нас есть правила игры, мы по ним выстраиваем свою работу. Я почти 12 лет был членом исполкома в Белоруссии и понимаю, что в этом органе собраны действительно компетентные люди. Я не хочу обижать свои коллег, но мне кажется, что тренерам не нужно размышлять на такие темы, как лимит на легионеров или молодых футболистов. Каждая их оценка будет субъективна. У нас же задачи, цели, результаты. А здесь вопрос стратегии, развития футбола в стране. И каждый должен заниматься своим делом. Исполком — определять систему соревнований, мы — тренировать, футболисты — играть. А разговаривать можно долго и красиво. Я вообще заметил такую тенденцию. У нас очень много людей, которые правильно говорят. Но при этом у нас очень мало людей, которые правильно делают. Говорить и делать — это разные вещи. А чтобы двигаться вперед, надо делать правильно. И говорить поменьше, поделикатней.
— По сути, остался только один актуальный для «Ордабасы» вопрос — возьмет ли команда Кубок. Как думаете, по плечу эта задача нынешнему составу?
— Да, задача такая стоит — побороться за Кубок. Тем более, это особенный турнир. Во всем мире, в любом чемпионате Кубок может взять кто угодно. Абсолютно любая команда. Всего-то надо — собраться на одну или максимум две игры и ты прошел дальше. А в отдельно взятом матче можно обыграть кого угодно — хоть сборную мира. В этом и есть прелесть Кубка. Так что шансы есть у всех. Но я бы отметил, что сейчас крайне важно сохранить 80 процентов людей, в которых мы не ошиблись. А стабильность состава — это будущее клуба. Я уверен, что у «Ордабасы» впереди много больших побед.
...или войдите через аккаунт соцсети