Лучший российский игрок XXI века Андрей Аршавин рассказал о своем карьерном пути порталу «Спорт-Экспресс».
О начале
— Многим тяжело перейти из юношеского во взрослый футбол. Кому-то недостает техники, кому-то — «физики», кому-то — характера. Это жизнь. Не скажу, что у меня в этом смысле все прошло как по маслу, но для меня этот период сложился легче, быстрее. Полгода потренировался с дублем и стал попадать в основу. Играл за дубль, а занимался в три раза чаще с первой командой. Хотя сложные моменты тоже были. Первый мой тренер — Виктор Всеволодович Виноградов, он и взял меня в «Смену». И был момент, когда я обиделся на него за судейское решение, перестал ходить на тренировки. Мне было лет 9... Так вот, он приехал к нам домой и уговорил вернуться. И я состоялся как футболист, так что благодарен ему. Он заложил в меня основы, а второй тренер Сергей Гордеев все это приумножил. Ему тоже огромное спасибо.
О своем таланте
— Наверное, таланта во мне больше, чем трудолюбия. Не знаю, большой или нет, но он у меня был с самого начала, это у меня от папы. И я его использовал как мог. Считаю, верой и правдой служил футболу, отдавал все силы. Я всегда любил эту игру, и она мне ответила мне взаимностью.
Я никогда не разучивал финты, ни у кого их не подсматривал. Специально после тренировок никогда не оставался. У меня все построено на ощущениях. Каждая ситуация на поле уникальна. И решения принимаю всегда разные.
О любви к «Зениту»
— Из Казахстана сложно следить за «Зенитом» постоянно. Но я стараюсь. Ведь это моя родная команда. В принципе, нынешний ее футбол мне нравится. Атакующий. Вообще я провел в «Зените» много хорошего времени. И первый матч за основу никогда не забуду. Дебют — и сразу в Англии против «Брэдфорда» в Кубке Интертото. Что тогда испытывал? Волнение — неправильное слово. Было просто здорово.
Принято считать, что золотой момент моей зенитовской карьеры — это победа в Кубке УЕФА. Но лично мне кажется, что самый яркий сезон я провел в 2005-м. Мне очень нравилось, как мы играли при Петржеле. А как с Юрием Андреевичем Морозовым начинали... Тоже приятно вспомнить.
О Кубке УЕФА
— Успех в Кубке УЕФА может сейчас казаться кому-то сказкой, но на тот момент все воспринималось реально. Тогда мы были сильнее «Рейнджерс». Мы были фаворитами. Та наша команда была хороша. В ней было не так много звезд, как сегодня, но у нас были Зырянов, Денисов. Они что, хуже Витселя или Хави Гарсии? По игровым и исполнительским качествам разницы не вижу.
Об «Арсенале»
— Когда в 2009-м я уехал в «Арсенал», то удивился: в плане организации и быта, в плане комфорта футболистов в «Зените» все было организовано даже поинтереснее, чем в английских топ-клубах. А вот уровень футбола другой, безусловно. Футболисты быстрее, атлетичнее, уровень сопротивления выше. Секрет прост: там собраны лучшие игроки. А антураж, внимание болельщиков, поля, стадионы — это лишь дополнительные плюсы.
О Венгере
— Арсен Венгер — он другой. Отличается от тренеров своей рассудительностью, философским взглядом на вещи. Он видит то, чего не видят другие. Это не выражается в каких-то частых личных беседах, да и в процессе он участвовал, не отстранялся. Но у него свой подход. К примеру, на тренировках мы очень мало били по воротам. Зато было много упражнений на передачи.
О жизни в Англии
— Я понимал Венгера. Ничего невыполнимого в его требованиях не было. Но к жизни в Англии так и не привык. У меня не было постоянной мысли, что я не дома, но всегда понимал, что в России мне комфортнее. При этом время, проведенное в «Арсенале», — это хороший опыт. И мне теперь радостно приезжать в Лондон дня на 3 — 4, осознавать, что я этот город знаю, знаю его жизнь. Болельщики «Арсенала» иногда узнают. Вроде благосклонно настроены. Хотя нужно быть откровенным: помимо меня им есть кого вспомнить. Легендой «Арсенала» я не стал. Но одним матчем в историю все равно вошел.
О спаде
— Я часто слышу вопрос: что случилось в 2011 году, когда я перестал попадать в основу «Арсенала»? Я никогда не снижал к себе требования, как многие говорят. Наоборот, требования с каждым годом росли. Просто стало трудно физически, так повел себя организм. И я понял, что в подобных обстоятельствах лучше всего вернуться в Россию.
О матче с Голландией
— Матч с Голландией никогда не пересматривал. Даже не знаю, где его увидеть. Да и желания у меня нет. Хотя это особый эпизод в карьере. После того успеха испытал интересное чувство: представлял себе огромную карту России и понимал, что с запада на восток весь народ испытывает такую же эйфорию, миллионы людей ликуют. Это было круто!
...или войдите через аккаунт соцсети