Андрей Чернышов: «Богатые побеждают, бедные вылетают»
«Sport&Ks» продолжает цикл статей, посвященных минувшему футбольному сезону. Вслед за Равилем Сабитовым и Вячеславом Ледовских итоги года подводит главный тренер «Акжайыка» Андрей Чернышов.
42-летний российский специалист, несмотря на вылет его команды в первую лигу, судя по всему, продолжит трудиться на благо уральского футбола. В интервью нашему изданию экс-наставник московского «Спартака» рассказывает о хулиганском нападении на капитана «Акжайыка» Айбека Губайдуллина, в какой уже раз хвалит молодежь Западного Казахстана и отказывается отвечать на вопрос о формуле турнире.
— Андрей Алексеевич, как считаете, вылет «Акжайыка» связан исключительно со спортивной борьбой в чемпионате или были какие-то подводные течения?
— Я обсуждаю только спортивную часть футбола. Все остальное меня мало интересует. Думаю, сейчас уже точно понятно, что нам удалось сделать, а что нет. Я уже говорил — команду принял 31 января, когда селекция была завершена, казахстанских игроков всех разобрали, можно было только выбрать хороших иностранцев. Мы просмотрели большое количество легионеров и остановились на тех, кто на тот момент был сильнее. Минус селекции, на мой взгляд, заключается как раз в том, что нам не удалось пригласить хороших футболистов с казахстанским гражданством. В итоге мы задействовали большую группу местной молодежи, которая на таком уровне раньше не играла. Поэтому в первой половине чемпионата команда только создавалась, мы притирались друг к другу, становились единым коллективом. Были и проблемы и конфликты, скрывать не стану. А когда в чемпионате наступил перерыв, нам удалось съездить на сбор в Турцию, куда подъехали еще несколько легионеров и там мы поработали очень плодотворно. Даже могу сказать так: оттуда мы вернулись новой командой. В состав влились три новых иностранца, которые заметно нас усилили. Так что вторая половина чемпионата прошла, на мой взгляд, неплохо, но где-то недобрали свои очки.
— Вячеслав Ледовских в интервью Sport&Ks назвал четыре причины вылета «Окжетпеса». Сколько причин у вас?
— Я их не считал. Одну из причин я уже назвал — мы поздно начали готовиться к сезону и по ходу чемпионата набирались опыта, а могли бы получить эти знания еще на предсезонных сборах. Где-то нам откровенно не повезло и мы не взяли свои очки, это тоже важная причина. Например, в Талдыкоргане с «Жетысу». Команда, к сожалению, за 2–3 месяца не создается. Нужно гораздо больше времени. У нас ушло полгода, чтобы стать командой с большой буквы. Я могу назвать еще много других причин, но основные трудности возникли из-за нехватки времени и селекционной работы.
— В матчах с прямыми конкурентами «Акжайык» обыграл дома и «Кайрат» и «Окжетпес», но вот на выезде действовали не так уверенно. Можно сказать, что уральский коллектив — ярко выраженная домашняя команда?
— Мы на выезде действительно набирали очков меньше. Я не скажу, что играли хуже. Просто очки набирать не получалось. Если бы чуть больше везло в Алматы и Кокшетау, могли бы уйти из зоны вылета. Все же там решилось на расстоянии вытянутой руки. Да и вообще в нашей шестерке можно было обыгрывать всех. Все могло сложиться по-другому.
— Не секрет, что «Акжайык», «Окжетпес» и «Кайрат» платили самые маленькие зарплаты в чемпионате. Не стал ли этот фактор решающим в судьбе всех трех команд?
— Конечно. Вы проанализируйте, что происходит в других чемпионатах. Чемпионат России выиграла самая богатая команда, чемпионат Англии покорился самой богатой команде. В Испании сильнейший клуб обладает самым большим бюджетом. От количества денег зависит, пригласишь ты хороших игроков или нет. Естественно, что лучшие казахстанские футболисты играют в «Тоболе» и «Актобе» — там платят больше. Иногда случается чудо и бедная команда поднимается наверх. Но в этот раз чуда не произошло. Бедные вылетели. Богатые поделили медали. И так бывает чаще всего.
— Ближе к концу чемпионата из Уральска пришла шокирующая новость — капитан «Акжайыка» Айбек Губайдуллин попал в больницу с ножевыми ранениями. Что произошло и как он сейчас себя чувствует?
— Был бытовой конфликт. На парня напали хулиганы, избили, нанесли ранения. Наверное, не знали, кто он такой. Он просто провожал свою девушку, ни на кого не нападал, ни к кому не приставал. Просто оказался в ненужном месте в ненужное время. Сейчас Айбек уже выписался из больницы, уже недели две живет дома. Наши врачи утверждают, что он восстанавливается даже быстрей, чем они планировали.
— Он сможет вернуться в футбол?
— Пока об этом никто не думает. Сейчас главное, чтобы он полностью восстановился, вернулся к нормальной жизни, начал ходить, питаться, в общем, пришел в себя. Когда Айбек почувствует, что готов тренироваться, то пройдет полное медобследование. Но пока, мне кажется, ему не надо забегать вперед. Надо лечиться, выздоравливать. Мы его ждем и рассчитываем, что в следующем сезоне он нам поможет. Парень — боец по натуре. Выходил на многие матчи с травмами, играл через боль. Я не сомневаюсь, что Айбек справится со всеми трудностями. Люди с таким характером никогда не сдаются.
— Про Губайдуллина говорят, что по таланту он ничуть не уступает другому воспитаннику уральского футбола Нурболу Жумаскалиеву. На ваш взгляд, есть сейчас в «Акжайыке» игроки, способные сделать такую же карьеру и в ближайшем будущем сыграть в сборной Казахстана?
— Есть и не только Губайдуллин. Тем более, что у нас была самая молодая команда в премьер-лиге: бывало, что в запасе сидело по шесть «лимитчиков», а двое-трое уже играли в поле. И вся эта молодежь получила хороший опыт. Как они играли — все видели. Мы не уступали соперникам по второй шестерке. Не было матчей во второй части чемпионата, которые можно было назвать откровенно провальными. Так что перспективные игроки есть. Если будут правильно относится к своим обязанностям, то наверняка сыграют и за сборную Казахстана. Только вот фамилий я вам называть не буду. Они завтра газету прочитают, почувствуют себя звездами. Все ведь по-разному реагируют на похвалу. Кто-то может решить, что он уже всего достиг и может отдыхать. Другой, наоборот, не найдет себя в списке перспективных и руки опустит. Мы у себя внутри коллектива знаем, кто чего стоит. И не стоит эту информацию выпускать наружу.
— Как я понимаю, вы остаетесь в «Акжайыке» еще не сезон?
— Во-первых, мне хотелось бы поблагодарить руководство за доверие. И за ту работу, которая была проделана в клубе. Сегодня «Акжайык» обладает отличным стадионом с лучшим искусственным газоном в стране, плюс ареной на восемь тысяч зрителей с настоящей травой. И здесь тоже — отличный газон. Я думаю, мало у кого в Казахстане есть возможность играть на двух стадионах. Вся инфраструктура клуба на высочайшем уровне. даже у многих российских команд нет таких условий. Одним словом, есть все, чтобы тренироваться и прогрессировать. Конечно, по ходу сезона руководители клуба не раз выражали обеспокоенность тем, что команда находится в зоне вылета. Но в то же время я чувствую понимание того, что мы в этом году сделали все, что могли. И сейчас после сезона мы разговаривали, как я понял, работой тренерского штаба наши руководители довольны, если абстрагироваться от результата, конечно… И с моей стороны есть желание продолжить отношения, и со стороны руководства. 17 декабря я вылетаю в Уральск, будет короткий сбор, и там мы обсудим все дальнейшие перспективы.
— Про президента «Акжайыка» ходит много легенд. Одна из них касается его умения делать предыигровые установки: «Не забьешь гол — я тебе дом сожгу». Как вам работалось рядом с таким интересным человеком?
— Вы имеете в виду Муслима Ондаганова? А он не президент клуба, а начальник управления спорта и туризма западно-казахстанской области. Курирует весь спорт, у уральских спортсменов благодаря ему есть высокие достижения. Интересуется человек и футболом. И во многом из-за его организационных качеств в Уральске удалось собрать боеспособную команду, которая вышла в премьер-лигу и могла рассчитывать на сохранение прописки. Я видел, что человек переживает. Он умеет все — и разнос устроить и отблагодарить игроков так, что они тренируются с еще большим энтузиазмом. Мне с ним легко работалось, хотя он человек и непростой. Но он — человек из спорта. Сам занимался, сам тренировал. Поэтому ему не нужно объяснять, что и как. Прекрасно во всем разбирается. Мы с ним говорили на одном языке. Знаете, я сталкивался с бизнесменами, которые сначала заработали большие деньги, а потом решили заняться футбольным клубом. С ними тяжело. У них свои принципы, свои взгляды на жизнь. Все-таки мы, спортсмены, настроены на одну волну, хорошо друг друга понимаем. Он жесткий, но справедливый. Бывало, мы спорили. У каждого есть свое мнение, они бывали противоположными. Но он никогда не пытался надавить по принципу «я начальник — я прав». Можно сказать, это были дискуссии и искали верное решение. Если было нужно для дела, один из нас уступал. Так что мне работалось в Уральске легко. Надеюсь, это сотрудничество продлится еще минимум на год.
— Давайте поговорим не только о делах «Акжайыка», а в целом о чемпионате. Справедливо ли, на ваш взгляд, распределились места в призовой тройке премьер-лиги?
— Скажу честно: не очень внимательно следил за тем, что происходит в верхней шестерке. Во втором этапе больший интерес вызывали прямые соперники. Собирал информацию, следил за составами, статьи читал. В общем, была концентрация на нашей шестерке. Хотя по телевизору показывали в основном матчи первой шестерке. Интересная получилась борьба — «Тобол» вроде бы уверенно лидировал, но потом растерял очки и до последнего тура не было ясно, кто станет чемпионом. Мне кажется, чемпионство «Тобола» более справедливо. Да, команда не демонстрировала сверхатакующую игру, какую любят болельщики. Мне, например, более симпатичным показался футбол в исполнении «Шахтера». Но зато костанайцы играли очень рационально. Заметно, что каждого соперника изучали досканально. Знаю, что Равиль Руфаилович Сабитов никогда не оставляет без внимания ни одну мелочь. Еще по российским турнирам он производил впечатление человека, умеющего строить игру от соперника. И в случае необходимости, наступить на горло собственной песне. Так «Тобол» и играл. Даже дома костанайцы играли вторым номером. Рациональный и нацеленный на результат футбол. Мне лично такой подход импонирует. Я сам считаю, что сначала нужно добиться результата, а потом заниматься красивым футболом. Так что «Тобол» по праву выиграл золотые медали. Команда очень ровно прошла чемпионат и лишь в концовке позволила «Актобе» сократить отставание. Но здесь, на мой взгляд, сыграл свою роль другой фактор — все-таки Сабитов впервые в своей карьере боролся за чемпионство. Где-то не хватило опыта. Но в любом случае, «Тобол» добился своего. Честь и хвала тренерскому штабу и игрокам.
— А какое впечатление произвел «Актобе»?
— Хорошая команда. С большим уважением отношусь к Владимиру Муханову. Мы с ним говорили после одной из игр — он подметил наши сильные стороны, похвалил игроков. Человек разбирается в футболе великолепно. Не зря «Актобе» три раза подряд выигрывал золотые медали. Думаю, и в следующем сезоне будет бороться только за первое место.
— Вы впервые отработали целый сезон в Казахстане. Как вам формула нашего чемпионата?
— Я оставлю этот вопрос без комментариев.
— Ведь играть с командами, которые борются за выживание, гораздо сложнее, чем с немотивированными середняками?
— По формуле я высказываться не хочу.
— А общее впечатление от чемпионата Казахстана какое — положительное или отрицательное?
— Ехал я в Казахстан с опаской. Как не почитаешь интервью какого-нибудь российского игрока или тренера — сплошной негатив. То не так, это не этак. Думал, что все очень плохо. А на самом деле оказался иначе. Думаю, чемпионат Казахстана нужно освещать шире. И казахстанские журналисты должны писать не только об отрицательных сторонах и скандалах, но и о положительных факторах. Вот у Уральска два отличных стадиона, свой тренажерный зал, весь спортивный комплекс есть, по сути. Ну где вы такое увидите еще? В Актобе — прекрасный чисто футбольный стадион. В Павлодаре лучший искусственный газон с подогревом, как в Европе. Видел по ходу чемпионата много талантливых молодых игроков. Если развивать их лучшие качества, то будет отличная молодежная сборная, затем — пополнение для национальной команды. Так что положительных моментов множество. Но в прессе об этом не пишут. Конечно, я не буду утверждать, что никаких проблем вообще нет. Вот у нас, например, клуб со скромным бюджетом, поэтому мы не могли летать на выездные матчи исключительно чартерными рейсами. Бывало, что добирались через Алматы или Астану. Но все-таки футбол — это сами футболисты в первую очередь. Даже Муханов отметил, что сейчас молодых талантов стало больше, чем несколько лет назад. Сегодня, на мой взгляд, одна из главных задач казахстанского футбола — не дать им пропасть, помочь раскрыться. Так что нужно время, чтобы появился эффект. Деньги, на мой взгляд, в Казахстане платят приличные. Так что никаких проблем для развития футбола я не вижу. Просто нужно время.
— В премьер-лиге за каждую команду могут играть два легионера, а в первом дивизионе — лишь двое. Кого из пятерых иностранцев вы бы хотели сохранить в «Акжайыке» на следующий год?
— Это тяжелый вопрос. Все пятеро сыграли во второй половине чемпионата хорошо, я ими доволен. Но сейчас ситуация такова, что не все зависит от клуба. У кого-то из ребят заканчиваются контракты. Уверен, не все захотят играть в первой лиге. И только если трое-четверо захотят остаться, тогда будем выбирать. Хотя выбор тяжелый. Я бы оставил всех.
— Лучший бомбардир «Акжайыка» Мойзес Саки забил 14 мячей. Как думаете, удастся его удержать?
— Честно скажу, Саки может поиграть на самом высоком уровне, в очень хорошей команде, даже в ведущих клубах Казахстана не затеряется. Помимо 14 голов, он еще нараздавал огромное количество голевых передач, которые никто не считает. И это в команде, которая боролась за выживание. Большинство мячей он забил за счет индивидуального мастерства. Если же он окажется в более сильной команде, его КПД резко возрастет. Конечно, я бы хотел сохранить его в «Акжайыке», но мне кажется, что и тренеры и президенты клуба должны с пониманием относится к желанию футболиста расти, повышать свой уровень, стремится играть в более сильных командах и турнирах. И лучший вариант для Саки — перейти в команду, которая будет представлять Казахстан в еврокубках и бороться за самые высокие места. Я это понимаю.
— Вам самому, Андрей Алексеевич, в первую лигу, наверное, не хочется?
— Естественно, хочется работать в премьер-лиге. Знаете, как бывает: команда вылетает, все разочарованы, руки опустились, хочется все бросить и начать в другом месте. У меня так было. Но в этот раз ощущения иные. Нам удалось создать хороший коллектив. Все отмечают, что молодежь раскрылась, завтра за ними будут очереди выстраиваться. И хочется эту команду сохранить. Пусть даже пройдя через первую лигу. Есть еще один аспект. Если руководитель на тебя рассчитывает, то нужно оправдывать его доверие. Я, например, не смогу прийти и сказать — меня зовут в другую страну, в другую команду, я поехал. Нет. Для меня человеческие отношения всегда были важны и подводить я никого не буду. Раз мы все вместе сделали шаг назад, надо всем вместе сделать два шага вперед.
— Насколько вероятно, что «Акжайык» вернется в премьер-лигу с первой попытки?
— Будем ставить такую задачу. Но если мы сохраним наш коллектив, ведущих игроков, то это вполне выполнимо. Даже скажу так — застревать мы не имеем права. Если не выйти сразу, с первой попытки, можно остаться там еще на несколько лет. Поэтому сейчас нам будет крайне важно убедить игроков остаться в команде и вместе решить эту задачу.
...или войдите через аккаунт соцсети