28 августа 2006 (12:35)Бахтияр Байсеитов: Я просто верю людям
Экс-главный тренер «Кайрата» Бахтияр Байсеитов о человеческих отношениях, торговцах семечками, «нужных» футболистах и собственном досье.
– После кубковой встречи с павлодарским «Энергетиком», в которой «Кайрат» сенсационно уступил, вы на послематчевой пресс-конференции сделали громкое заявление, которое многие расценили как то, что ваш уже бывший клуб собирался покупать игру, но что-то не срослось…
– На самом деле все было так. Юрий Коньков (возглавлявший в то время «Энергетик». – Прим. авт.) перед матчем сказал мне в телефонном разговоре: мол, Даниярович, не переживай, вы же нас пройдете. Я попросил прояснить, что же он имеет в виду, и понял, что после того, как мы эту команду обыграли в Павлодаре в рамках чемпионата 2:0, они решили, что «ловить» в Алматы им нечего и сильно напрягаться в кубковой игре они не будут. Этим он меня и взял, и я не поставил семь человек основного состава. А они как вышли, как начали нас «окучивать»! Я ничего понять не могу и после игры, где мы проиграли, подошел и сказал: «Такие вещи не делают».
– А не было ли это ошибкой с вашей стороны? В чемпионате замешаны огромные деньги, большие интересы, мало ли кто что может сказать…
– Знаете, я такой человек. Иногда верю, а потом жалею.
– Был ли на самом деле заговор в «Кайрате», о котором ходили слухи с февраля, говоря, что ваш помощник Тачмурад Агамурадов собирается провести революцию и сам тренировать клуб?
– Заговор был очень серьезный. Игроки даже писали письма с просьбой отстранить меня, но делали это анонимно. Потом лидеры клуба Карпович, Ирисметов подходили и говорили: мол, отругайте меня за то, что я сделал. А я сделал вид, будто бы ничего не было.
– Почему вас решили снять с тренерского поста, ведь на тот момент к вам особых претензий не было, кроме упомянутой игры с «Энергетиком» и разгрома 0:3 в Костанае?
– Я так понял, что был неудобен руководству. Требовал от генерального директора, чтобы он занимался своим делом. А почувствовал, что началась целенаправленная кампания против меня после матча «Кайрат» – «Актобе». Да мы проиграли. Но проиграли с музыкой, и многие эту встречу до сих пор считают лучшей в чемпионате. Но именно после этой встречи многие стали требовать, чтобы Байсеитов ушел в отставку, и я знаю, кто именно в этом замешан. И к тому же весь ажиотаж искусственно катализировался с помощью прессы. Так что, когда мне сообщили, что я уволен, – не удивился.
– Вы до этих пор не особенно распространялись о работе в «Кайрате», ограничиваясь туманными заявлениями, что, мол, ни на кого зла не держу, а память у меня хорошая. А тут стали рассказывать очень интересные вещи. Почему?
– Просто то, что случилось во встрече с «Алма-Атой», показало, что нельзя оставаться в стороне. Я выступаю сейчас как частное лицо. Не как советник президента ФСК – причем я до сих пор не знаю своих обязанностей и буду ознакомлен с ними при встрече с Рахатом Алиевым, а именно – как экс-главный тренер, работавший в команде с ноября 2005 по май 2006 года. Я был очень удивлен, что кайратовцы не вышли на второй тайм, поскольку такого никогда не ожидал. У нас были провалы, неудачные встречи, но чтобы появилась мысль уйти, не доиграть… Очевидно, что в клубе проблемы, не все в порядке, и уход с поля – подтверждение этому.
– С каким настроением смотрели ответный матч Кубка УЕФА «Кайрат» – «Фехервар»?
– Когда тебя убирают из команды таким образом, не то что приходить на стадион – смотреть футбол не хочется. Но я включил телевизор, правда, наблюдал за игрой не с первых минут. Очень удивился, часто повторял: «Боже мой, венгры даже мяч остановить не могут, а они выигрывают!» Могу сказать только одно: торговцы семечками прошли миллионеров.
– С чем это связано?
– Психологический фактор. Я стремился заводить футболистов на каждую игру. Любой игрок ждет нормальной установки на матч – что ему надо делать. Было и такое: разговаривал со Смаковым и говорил «Самат, ты человек горячий, если кто-то плюнет тебе в лицо, ты вытри и продолжай играть. Не нарывайся на удаление. А после встречи выведи обидчика и по морде дай. Но не на поле. Там ты должен думать о команде». – «Вы думаете, у меня получится?» – «Не волнуйся, получится». Надо же убеждать, внушать и говорить, что футболисты играют для зрителей!
– Заслуживают ли казахстанские футболисты своих заработков согласно демонстрируемой ими игре? Ходят слухи, что не самые сильные игроки «Кайрата» получают от 6 тысяч долларов в месяц…
– Я думаю, что заслуживают и что суммы эти не завышены. В российском футболе уровень зарплат намного выше, хотя я понимаю ваше возмущение – там ведь и спонсоры богаче, и класс клубов намного выше.
– Большое возмущение вызвала и селекционная политика «Кайрата», в которой винили прежде всего вас.
– Ну, конечно, кто еще виноват? Мне нужен был игрок Аширбеков. Все сделали, чтобы его не купить. Я обращался десятки раз, но они нашли множество причин, что нельзя его приобрести. Как нельзя? Ведь у него контракт до начала 2006 года, а с этого года было дополнение, что он мог уходить в другую команду. Можно было заплатить компенсацию «Актобе», и он бы к нам перешел. Мне нужен Лория. Никаких шагов для того, чтобы он играл у нас, не сделали. Почему? Потому считалось, что некоторые имеющиеся футболисты больше нужны.
– Нужны в каком плане: игровом или каком-то другом?
– Я и сам не знаю, в каком. Три-четыре футболиста в плане игры меня не устраивали, и потому я хотел, чтобы взяли Аширбекова, Лория…
– Купили Крохмаля, а потом в аренду отдали. Почему, кстати?
– Каждый день Агамурадов мне талдычил, что он не подходит, что Шопов по уровню лучше Крохмаля. Каждый день.
– И вы опять поверили…
– А я опять поверил Агамурадову. А потом в сезоне некоторое время пришлось играть без нападающих.
– Говорят, что у вас долгое время была мощная поддержка на самом верху среди спонсоров «Кайрата». Называли даже главного «лоббиста» – Кайрата Сатыбалды…
– А меня все знают. В президентском аппарате, в аппарате Совмина. Все относятся ко мне хорошо. И если поддержка была, то она закономерна. Вот в России Семина кто не знает? Хотя у него в «Динамо» почти ничего не получилось. Ведь как хотели сделать со мной: показать, что, мол, в «Кайрате» он не смог чего-то добиться – значит и тренер он плохой. А Байсеитов выигрывал чемпионаты, Кубки, со сборной побеждал…
– Не жалеете, что прошлой осенью пришли в «Кайрат»?
– Я еще раз увидел людское отношение к футболистам, как люди относятся ко мне, что нет бы некоторым заниматься футболом, а начинаются интриги, начинали мешать работать. И все же я не жалею. Еще раз убеждаюсь, что тренеру нельзя никому доверять, разве что только помощнику. Но он должен быть преданным.
– Преданным в смысле уметь предать?
– В моем случае получилось именно так.
– То есть вы ожидали, что, когда вас снимут, то Тачмурад Агамурадов также уйдет вместе с вами?
– Да. Я бы мог много сейчас про него рассказать, и не очень хорошего. Но делать этого не стану.
– Почему же вы тогда его взяли, раз, судя по вашим заявлениям, он не такой хороший?
– Я на момент приглашения его в клуб этого не знал. Вот если бы было, как в России, что целая команда специалистов собирает на тренера досье, то все могло получиться по-другому.
– А если бы вас попросили описать себя в трех словах, то получилось бы…
– (после очень долгой паузы) Преданный. Порядочный. По-человечески относящийся к игрокам…
"Спортивный портал Казахстана"
...или войдите через аккаунт соцсети