...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Футбол


13 июля 2009 (10:58)

Бауыржан Сарсекенов: «Нужна кардинальная реорганизация»

Бауыржан Сарсекенов: «Нужна кардинальная реорганизация» В отечественном футболе, как и в любом другом виде спорта, есть много нерешенных вопросов, требующих к себе пристального внимания.

Рассмотреть их нам помог заслуженный тренер РК Бауыржан Сарсекенов, который более 30 лет отдал футболу и как никто другой знает все проблемы популярной игры в нашей стране. Этот специалист ещё в 1998 году разработал долгосрочную программу, включавшую в себя двенадцатилетний цикл и рассчитанную до 2010 года. Он её назвал пирамидой подготовки футболистов международного класса. Этих спортсменов он вел с раннего возраста, а с 2001 по 2006 год, в бытность тренером юношеской сборной, многих из них привлек в ряды своей команды. У Бауыржана Сарсекенова они прошли все принятые в Европе ступени, он с ними занимался с 14-18-летнего возраста и все это время проводил селекционную работу. Из тех, кого он «вел» в национальную сборную сейчас привлекаются Логвиненко, Кукеев, Ибраев, Нусербаев. В «молодежке» выступают Шахметов, Кенетаев, Шафф, Кенбаев, Мальцев. В целом для команд мастеров он подготовил около 30 перспективных футболистов. На сегодняшний день тренер трудится в футбольной школе под названием «Бейбарыс Бауыржана Сарсекенова». У этой школы пока нет своей базы, но в ближайшее время в нее будут инвестированы средства, которые позволят под строительство базы закупить землю и необходимый инвентарь для тренировок. Бауыржан Жолдасович очень любит детей, и неудивительно, что беседа с ним началась с детского футбола, требующего к себе особого внимания со стороны наших функционеров.

О детском футболе


— Хочется начать с юношеского турнира «Кубок Президента», — рассказывает Бауыржан Жолдасович. — Поскольку эти состязания вызвали нарекания со стороны участников. Особенно тренеры команд возмущались низким уровнем судейства. Лишнее тому подтверждение то обстоятельство, что глава департамента судейства и инспектирования ФФК Николай Левников прямо с трибуны выражал недовольство работой своих подопечных.

Наша команда «Семей-93», составленная из игроков на базе юношеской сборной U-17, стала пятой из восьми команд. Казалось бы, прогресс, ведь в прошлом году казахстанский клуб занял худшую позицию. Но уровень этого турнира был ниже, чем в прошлом году. Игры выдались неинтересными, снизился соревновательный накал. На церемонии открытия и закрытия создали иллюзию посещаемости, так как в принудительном порядке согнали на стадион студентов и школьников. Иначе говоря, была хорошо проведена агитационно-пропагандистская работа одной из политических партий. Многие работники ФФК хвалятся, что «Кубок Президента» входит в официальный календарь УЕФА. Но в Европе такие турниры проводятся на уровне юношеских сборных, а не клубных команд.

И от одного турнира ни рейтинг Казахстана, ни уровень детско-юношеского футбола не повысятся. Детские турниры как прозябали, так и прозябают. Наши руководители много говорили о государственной программе развития футбола. Но никто её в глаза так и не видел. Много говорят о поездке ребят в Бразилию. С группой из 26 учащихся отправили только одного тренера, и ему очень сложно сейчас уследить за своими подопечными. Мы, конечно, тоже будем следить за учебой казахстанцев в Бразилии, и если пятеро из низ впоследствии станут квалифицированными футболистами, то это будет для нас счастьем. Однако нам самим необходимо иметь свою футбольную академию. И об этом стоит задуматься главе спорткомитета Анатолию Кульназарову.

Жадность


— Известно, что вы были также шокированы установленными ценами на билеты ФФК на матч Казахстан — Англия.
— Ещё бы. ФФК установила чересчур завышенные цены. Исполнительный директор федерации Алия Дюйсекеева мотивировала это тем, что у ФФК в последнее время нет спонсоров. Их и так было очень мало, ведь президент федерации не ведет работу с бизнесменами, а у его помощника и вовсе нет авторитета в футбольных кругах. И если говорить о последнем, то мне не понятно, за какие заслуги он занимает пост второго человека в федерации? Говорят, что нынешнее руководство ФФК навело порядок в своем хозяйстве, что такого, как раньше — «тащить» и «убивать» команды, — уже нет. Да, арбитры стали честнее судить и меньше ошибаться (хотя в последнее время отдельно взятые судьи опять взялись за старое). Однако главный, если хотите, системный, принцип работает как часы. Все знают, какой клуб заведомо станет чемпионом. Для того чтобы соответствовать европейским нормам, ФФК необходимо передать все полномочия по проведению чемпионата НФЛ (Национальной футбольной лиге).

А самой сосредоточиться на более глобальных направлениях:

— национальной сборной, молодежной U-21, юношеской U-19, юниорской U-17, женском и пляжном футболе, футзале;
— строительстве полей;
— выстраивании отношений с регионами;
— продвижении футбольных интересов нашей страны на международной арене;
— массовости футбола.

Так работают везде. В той же России премьер-лигой занимается РФПЛ, а низшими дивизионами — ПФЛ. Обе лиги утверждают свой бюджет, порядок распределения доходов идет от телетрансляций.

Наша НФЛ была создана ещё в 2004 году. И по сей день она остается чисто формальной организацией. Недавно был создан ещё и Совет лиги. Но этот орган выносит лишь решения рекомендательного характера. Так что ничего существенного в статусе Национальной футбольной лиги не изменилось. НФЛ должна стать самостоятельным органом со своим уставом и бюджетом. И учредителями лиги должны быть футбольные клубы. Сейчас же сумму заявочных взносов определяют чиновники ФФК. В сезоне-2009 14 клубов заплатили 350 миллионов тенге взносов (по 25 миллионов каждый). Наиболее затратной статьей расходов является оплата работы арбитров и инспекторов: 100–120 миллионов тенге. Далее идут содержание аппарата ФФК и затраты НФЛ на проведение чемпионата. Становится ясным, почему федерация не хочет отдавать НФЛ положенные ей полномочия. Кто ж отдаст столь лакомый кусок денежного и властного пирога? Но невозможно поднять уровень футбола одними лишь «косметическими» методами вроде выявления договорных матчей. Необходимо охватывать географию участников и число клубов в премьер-лиге увеличить с 14 до 16–18 команд. Также стоит обратить внимание на первую лигу, где у команд нет нормальных полей. Нужна кардинальная реорганизация всего футбольного хозяйства.

«Люди в черном»


— Вы сказали, что судьи стали судить честнее, а вам известно, через что они проходят, чтобы быть допущенными к матчам премьер-лиги?
— Если вы о процедурах сдачи теста Купера, то мне известно о том, что для двух арбитров подобные тесты едва не завершились печально. У одного возникли проблемы со зрением, у второго — открылось кровотечение. Представляете, какая любовь к профессии. Левников как-то заявил, что арбитрам необходимо поднять гонорар с нынешних 180 000 тенге до 2000 долларов. Тогда, мол, качество судейства повысится. Интересно, верит ли в это сам господин Левников? Показательные слова о подходе к делу в нашем судействе высказал наставник «Локомотива» Сергей Юран: «И это называется премьер-лига?! Во всех цивилизованных чемпионатах о смене арбитра клуб предупреждают заранее, а не за день до начала матча. Это бред какой-то». Посмотрите, кто руководит футболом в регионах. Бывшие инспекторы и судьи. Вообще, если разобраться у нас футболом «рулят» именно «люди в черном». В «Актобе» — Юрченко, в «Окжетпесе» — Оспанов, в «Ордабасы» — Шкарин. Руководителем «Востока» раньше был Кулаков. Директором футбольной школы в Уральске является Хуснутдинов. Эти люди, от и до знающие все «левые» методы работы с федерацией. Как вы думаете, они поднимут наш футбол на ноги?

О несправедливости


— В прошлом году наша «молодежка» удачно сыграла с Польшей, в этом году — с Израилем и Болгарией, — продолжает беседу Бауыржан Жолдасович. — Почему-то эти успехи упорно позиционируются с именем Бернда Шторка, мол, он футболистов так хорошо подготовил. А так ли это? В свое время с ребятами 1988 года рождения, составляющими костяк моложенной сборной, трудился казахстанский тренерский штаб во главе со мной. Но об этом нигде не говорится. Кроме того, в этом году в рамках учебно-образовательной стажировки УЕФА «ЖИРА» не поехал за границу ряд известных специалистов, в числе которых Огай, Масудов, Гороховодацкий. По непонятным причинам с этой поездки сняли и меня. Данная стажировка была плановой, но генсек федерации заменил достойных специалистов лояльными к своей персоне людьми. О чем это говорит? О том, что генсек элементарно чувствует себя князьком, который по своему усмотрению отстраняет, наказывает, штрафует. То есть нарушает права человека.

ФФК позиционирует себя как беспристрастный орган, который в праведных делах всегда идет до конца. Да ну? Вот «Восток» почти официально консультирует его бывший наставник украинец Александр Голоколосов. А ведь его же дисквалифицировали на 5 лет! Владимир Нидергаус писал покаянные письма, и ФФК его простила. И где тут последовательность в решениях? У ФФК куча недоработок, если копнуть поглубже, то это повлечет за собой общественный резонанс. В таком случае нужно простить и Лорию с Кулаковым и дать им возможность трудиться в футбольной сфере, правда, предварительно с ними поговорив, мол, вы на футболе уже сделали себе состояние, теперь давайте работать на благо футбола.

Первая сборная


— Раз уж мы затронули тему «молодежки», то давайте поговорим о главной команде страны. Что вы можете сказать о её нынешней игре в отборочном цикле ЧМ-2010?
— Я вообще понять не могу, почему в сборную не вызываются сильнейшие игроки страны. Взять Смакова — лучший защитник Казахстана. Тлешев — лучший бомбардир. Жумаскалиев — один из лучших полузащитников. Лория — лучший вратарь. К ним можно добавить ещё Нурдаулетова. Этим ребятам необходимо было дать возможность доиграть этот цикл, а со следующего строить новую команду с привлечением молодежи. Шторк говорит, что работает на перспективу. Но это не так. Идет шараханье, вследствие чего нет игры. Почти на каждый матч привлекаются новые футболисты. Нет стабильности. Молодежь надо привлекать постепенно. Например, Нусербаева, Кукеева, Ибраева нужно поэтапно вести с таким уклоном, чтобы в следующем году они стали ключевыми игроками национальной сборной. И не стоит дергать из «молодежки» того же Ибраева, Хижниченко, Конысбаева. Лучше было бы, если они продолжали играть в «молодежке», тем более что она как никогда близка решить задачу в своей отборочной группе. А то получается, что такие футболисты, как Хижниченко, с юношеской сборной, минуя «молодежку», попадают сразу в главную команду страны. Нужна последовательность. При этом, что немаловажно, ребята из молодежной команды на следующий год придут в первую сборную с психологией победителя, обретенной в играх с Израилем, Болгарией.

Что касается Шторка, то он изначально повел себя неправильно, начав с критики в адрес тренеров премьер-лиги, акцентируя внимание на том, что они в клубах не уделяют внимание физподготовке своих футболистов. Ну разве так можно? Разве в клубах не знают, как работать с игроками? Тренеры ведь не враги себе. Каждый из них по мере своих знаний и возможностей обучают футбольному ремеслу своего подопечного.

Также Шторк постоянно проводит параллели с Германией. Я думаю, в данном случае сравнивать наш футбол с немецким просто неэтично и в корне неправильно. Наша страна не является футбольной державой. Поэтому все сравнения неуместны. Шторка призвали научить наших футболистов правильно играть в футбол. Этим он и должен заниматься, выстроив под наш футбол пирамиду, которая позволит сборной крепнуть, прогрессировать. Однако этого пока нет.

Что-то пытался сделать Пайперс, однако ему не позволили начатое дело довести до конца. Вообще пригласив Шторка, было бы разумно параллельно воспитывать собственные кадры, как, например, в той же России. С Хиддинком трудятся и набираются опыта Корнеев и Бородюк. В других молодежных и юношеских сборных задействованы Колыванов, Савичев. На подходе Талалаев. То есть, если Хиддинку вздумается уйти из сборной России, то вместо него успешно могут работать его ученики в лице Корнеева и Бородюка.

В Узбекистане, например, сначала ставку делали на иностранных специалистов, но потом поняли, что сборной нужен свой, доморощенный специалист. В связи с этим пригласили Касымова, который из года в год растет как тренер, и он непременно принесет пользу узбекистанскому футболу, поскольку хорошо знает всю кухню.
В Украине есть Михайличенко, Литовченко. Скоро к ним подтянется Калитвинцев.
Нам тоже нужно идти по этому пути, поскольку сборные России и Украины показывают неплохие результаты на чемпионатах мира и Европы. А на клубном уровне ЦСКА, «Зенит» и «Шахтер» завоевывали Кубок УЕФА. Кроме того, их молодежные, юношеские и юниорские сборные во многих турнирах регулярно становятся призерами. А нам в первую очередь стоит прекратить менять тренеров. Вы посмотрите, кто с нашей сборной работал. Голландец Пайперс и немец Шторк — в национальной, Яровенко и финн Малинен — в молодежной, Яровенко, хотя и считают нашим земляком, но не учитывать его украинский паспорт нельзя. Недавно работал в «молодежке» наш Гороховодацкий, но в конце концов был вынужден уйти. И никому из них мы не позволили доработать до конца.

Я уже не говорю о том, что в сборной должна функционировать научная группа, как в том же «Рубине». У Курбана Бердыева трудится Павел Черепанов, который от и до изучает и вычисляет не только функциональную готовность своих футболистов, но и соперников. Иными словами, работы у нас непочатый край, и особое внимание стоит уделить менеджменту, от которого тоже зависит успех команды. А у нас он, увы, не развит.

Новые лица


— Не решенных проблем и впрямь выше крыши. Вы думаете, наше нынешнее руководство способно изменить ситуацию в отечественном футболе в лучшую сторону или же нужны другие люди?

— Нашей федерации необходим человек вроде Мутко или Суркиса, чтобы он был личностью. Необходим руководитель, который бы ездил по регионам, налаживал связи, был всегда на виду, открыт, объективен и последователен в своих решениях. То есть нужен рабочий человек, обладающий организаторскими способностями и 24 часа в сутки думающий о развитии нашего футбола. А то у нас за время независимого суверенного государства лишь один стадион построили в Астане, да и то благодаря президенту нашей страны. Если бы не он, то никто и не пошевелился бы.

— Судя по вашим словам, нынешнее руководство не справляется со своими полномочиями. В таком случае, на ваш взгляд, кто бы мог взвалить на свои плечи эту ношу?
— Я полагаю, что с этой задачей справился бы Даулет Турлыханов.

— Но он же никогда не был футболистом.
— Зато он спортивный человек. И будет всегда работать на благо своей страны. Вы посмотрите, как он развил борьбу. Наши борцы всегда в почете. Их знают в лицо, уважают и даже считаются за рубежом. Он также помогает гандболу, и этот вид спорта прогрессирует в нашей стране. C его приходом у нас многое нормализуется. А то трудятся у нас далекие люди от футбола, которые некоторым приходятся племянниками и сыновьями. Например, у Вячеслава Ледовских работал в клубе его сын тренером вратарей, Сергею Волгину в «Кайрате» сейчас также помогает сын в качестве тренера. А один из членов исполкома ФФК вообще своего племянника позвал сначала в молодежную сборную, а теперь уже в национальную. Так не должно быть. Дело должно строиться вокруг профессионалов. И ещё нужно научиться всем нам работать в одной упряжке, уважать друг друга, быть объективными в своих оценках, только так мы к чему-то придем.

— Такое ощущение, что в этой жизни вы никому не верите.
— Я верю в Аллаха.

— Вы всегда боретесь за свою идею, кому-то что-то доказываете. А кто вас в такие непростые минуты поддерживает?
— Дух моего предка — Бекет-ата. Я на него чем-то похож. Может быть своей энергетикой, характером. Кто-то меня считает выскочкой, но это не так. Я всего лишь борюсь за идею, мне не безразлична судьба нашего спорта, в частности футбола. И когда вижу, что творится с отечественным футболом, то не могу с этим смириться. Ведь я много лет отдал своему любимому делу, во многих местах поработал, отклонил несколько интересных и заманчивых предложений относительно высокооплачиваемой работы в руководящей должности, поскольку всегда хотел трудиться на тренерском поприще. Сегодня все хотят быть директорами, начальниками клубов, а кто же будет тренировать детей?

— Интересно, а если вам лично Адильбек Джаксыбеков предложил бы работу в тренерском штабе национальной сборной, каким был бы ваш ответ?
— Мой ответ был бы прост: «Я подумаю, Адильбек Рыскельдинович, но вы все равно должны уйти в отставку».

— Вы не боитесь, что ваша критика может кому-то не понравиться?..

— Просто все молчат, а мне надоело… Мне больно смотреть на наш футбол, хочется перемен в лучшую сторону. Больше мне ничего не надо.
Автор: Сардар Имранов prosportkz.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети

  • а я за менеджера из за рубежа!

    Ответить

    • 14 июля 2009, 20:57
    • Уральск
    • 7084 записи
    • 6518 дней на портале
  • Адаец ты не прав. 

    Ответить

    • 14 июля 2009, 18:47
    • Уральск
    • 7084 записи
    • 6518 дней на портале
  • давайте я возглавлю футбол! будет все в полном порядке у нас. приглашу менеджеров из испании голландии германии. налажу мосту с футбольными школами барселоны аякса итд совместно разработаем план подготовки молодежи и юношей для националки. привлеку частный капитал спонсеров из за рубежа. приватизация клубов и чемпионата. создам футбольный канал. уволью не работающих людей и за хорошие деньги найму менеджеров победителей. это все я ы смог сделать и без админ ресурса!

    Ответить

    • 14 июля 2009, 17:25
    • Уральск
    • 7084 записи
    • 6518 дней на портале
  • айбек

     ты прав!

    Ответить

    • 14 июля 2009, 03:02
    • Уральск
    • 7084 записи
    • 6518 дней на портале
  • Шторк говорит, что работает на перспективу. Но это не так. Идет шараханье, вследствие чего нет игры. Почти на каждый матч привлекаются новые футболисты. Нет стабильности

    Да идет шарахание тренер ищет ребят. И приходит к тому выводу что ребят то подходящих мало!

    Ответить

    • 13 июля 2009, 22:43
    • Уральск
    • 7084 записи
    • 6518 дней на портале
  • гол

    не соглашусь с тобой мозг у меня не слабый! а вот у тебя явно слабоват!

    Ответить

    • 13 июля 2009, 21:54
    • Уральск
    • 7084 записи
    • 6518 дней на портале
  • интересная теория раз пишут плохо про федерацию значат уже люди рахата!!! да уж такого совка еще надо поискать! да здесь вообще про зятя нечего взятя ниче не написано Здесь написано то что человек воспитавший целую плеяду дарований думает обо всех наших проблеммах в футболе а вы сразу караул зять идет кричите!!! хахаха

    Ответить

    • 13 июля 2009, 21:46
    • Уральск
    • 7084 записи
    • 6518 дней на портале
  • Гол

    Турлыханов не может я МОГУ!

    Ответить

    • 13 июля 2009, 21:41
    • Уральск
    • 7084 записи
    • 6518 дней на портале
  • вот уже против начали писать видимо критику не поняли ИДИОТТАР!!!!

    Ответить

    • 13 июля 2009, 21:40
    • Уральск
    • 7084 записи
    • 6518 дней на портале
  • ККК

    да я 1981 года рождения и я умнее многих моего покаления иногда даже родственники старшего покаления советуються со мной я много что знаю а то что 13-14 лет так иногда да бывает хочеться детство вспомнить! но это тока иногда!

    Ответить

    • 13 июля 2009, 21:33
    • Уральск
    • 7084 записи
    • 6518 дней на портале