...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Футбол


24 февраля 2009 (19:00)

Бернд Шторк: «Важно жить ради своей работы!»

Бернд Шторк: «Важно жить ради своей работы!» Сразу же после пресс-ланча, организованного Федерацией футбола Казахстана, мы договорились с главным тренером национальной сборной страны об эксклюзивном интервью нашей газете. Шторк с готовностью откликнулся,
Мы встретились в одном из алматинских кафе, которое любят в основном иностранцы.

Коуч, ещё раз подтвердив немецкую педантичность, пришел раньше условленного срока. Я на своем корявом английском успел с ним поговорить на общие темы. Благодаря квалифицированному переводу с английского присоединившегося к нам менеджера сборной Евгения Ильина беседа пошла в более интересном и увлекательном ключе. Немецкий наставник был поначалу зажат, но, увлекшись диалогом о футболе, постепенно раскрылся. Потомок тевтонских рыцарей на вопросы потомка древних гуннов отвечал четко и уверенно, порою с ярким эмоциональным окрасом.

Who is мистер Шторк?


— Бернд, когда Вы только приехали в Казахстан, естественно, у всех возник вопрос, кто есть мистер Шторк? Хотелось бы из уст первоисточника узнать ваш путь в футболе.

— В 1982 году я начал профессиональную карьеру игрока. В 19 лет я впервые сыграл в майке клуба «Бохум». В то время я был любителем и не являлся профессиональным футболистом. У меня появилась возможность, заменив травмированных профессионалов, выйти на поле в основном составе «Бохума». Я воспользовался предоставленным мне шансом, сыграл свой первый матч. В итоге 25 матчей я играл в команде бундеслиги. В конце сезона у меня была дилемма — остаться в «Бохуме» или перейти в дортмундскую «Боруссию». Я выбрал второе, так как в Дортмунде у меня было больше шансов стать профессиональным футболистом. Тем более тогда в Дормунде была сильная команда, за которую я отыграл 8 лет. В 1990 году финал Кубка Германии был для меня последним матчем в качестве игрока, так как к тому времени у меня было три тяжелейших травмы, и я вынужден был прекратить карьеру футболиста. Затем я получил свою первую лицензию на занятия тренерской деятельностью. Сначала лицензию «А», после — категории «Про». Затем я, будучи очень молодым тренером, в качестве второго тренера начал помогать в «Штутгарте» Реберу, с которым впоследствии проработал вместе в течение 12 лет в разных клубах бундеслиги: после «Штутгарта» была «Герта», с которой мы играли в Лиге чемпионов и Кубке УЕФА. Затем мы с Ребером руководили «Вольфсбургом» и белградским «Партизаном», позже мы три месяца тренировали «Боруссию». У меня накопился опыт, и я уже хотел работать главным тренером.

— А как вы получили предложение работать в Казахстане?
— Мои друзья связались с футбольными агентами, и те ответили, что нужен главный тренер для молодежной сборной страны. Позже в Австрии и Швейцарии мы встретились с генеральным секретарем ФФК Саяном Хамитжановым, который предложил приехать в Казахстан. Мне понравился подход федерации и условия. Я собрал свои вещи, прилетел в Алматы, и с Саяном Жаксыгельдиевичем у нас состоялся очень продуктивный разговор. Мы устроили товарищеский матч между сборной и клубом «Алма-Ата» для того, чтобы увидеть игроков и в каком состоянии они находятся. Я был доволен увиденным и сказал Хамитжанову, что мы сможем создать хорошую молодежную сборную. В то время «Алма-Ата» находилась внизу турнирной таблицы. Но, в то же время, команда была самой молодой в премьер-лиге. Я дал согласие на то, что выведу из кризиса «Алма-Ату» и создам «молодежку». И мы смогли в короткие сроки создать боеспособную сборную. Очень хорошо сыграли против поляков и неплохо сыграли против Испании. Я думаю, с «Алма-Атой» мы также добились неплохого успеха во втором круге. Федерация обратилась ко мне с одним вопросом — смогу ли я подготовить команду к матчу с Англией. Первым моим условием была замена большей части команды, так как, на мой взгляд, на тот момент в сборной Казахстана играли не самые лучшие игроки, которые могли бы в ней играть.

— Если мы думаем о будущем, — продолжает Шторк,- то необходимо уже сейчас начать менять. К матчу с Англией подобрали совершенно новую команду, в которой были и опытные, и молодые ребята. Для будущего это очень полезно. Если мы думаем о том, что будет через два-три года, то мы должны были сделать этот шаг. Для меня очень важно, да и для любого тренера в мире, что в сборной должны играть те игроки, которые играют в своих клубах, а не протирают лавку. А ведь ранее было так, что многие футболисты сборной в своих клубах даже не пробиваются в состав, а играют в сборной. Я считаю, что это неправильно. В Англии в целом игра была хорошей, особенно, в первые 60 минут. Мы просмотрели видеоповтор этой игры, проанализировали и увидели как раз те допущенные ошибки, которые привели к поражению, и они, кстати, были допущены не молодыми игроками. Будем многое менять, и я хочу, чтобы это изменилось к лучшему. Самое же главное — это физические кондиции игроков. К примеру, у наших игроков практически у всех хорошая техника. Посмотрите на тенденции мирового футбола — какой он был раньше и какой сейчас — более атлетичный. Футбол становится все быстрее и быстрее! Он так и будет развиваться. Все тело игрока должно быть мощным, а не только умение быстро бегать. Если вы посетите тренировочные базы «Арсенала» или «Баварии» или другого ведущего клуба, то увидите, как с командой работают 4–5 фитнес-тренеров. Физическая подготовка — одна из важных составляющих игрока. За атлетичным футболом будущее! Мы должны внедрять в Казахстане как можно больше мировых передовых технологий, и это приведет нам к успеху! Мы должны поменять всю систему подготовки футболистов. В будущем мы должны объединить все, что наработано лучшего, чтобы добиться успеха. Я не собираюсь менять тут ни одного тренера, просто я хочу, чтобы они раскрыли свой разум для новых футбольных тенденций, которыми пользуются в Европе, и это приносит успех командам.

Как стать гигантом мирового футбола


— Вы только что сказали, что, проработав вторым тренером 12 лет, вам захотелось поработать главным. Работа в Казахстане для вас это, в первую очередь, творческая работа? Возможность реализовать свои тренерские замыслы и идеи?
— Давайте не будем забывать, что второй тренер, например, в Германии или Европе — это совсем другое, чем второй тренер в этой стране. Ты всегда работаешь с главным тренером, иногда второй тренер в отсутствие главного проводит занятия с командой. В Германии у главного есть идея тренировки, а он говорит второму, дескать, иди и проведи занятие сам. То, что я делал вторым тренером в Европе, и то, что я делаю сейчас первым, не особо отличается. Иногда у нас в Германии были товарищеские матчи, и Ребер мне говорил: «Приготовь команду по своему усмотрению». Не хочу сказать, что я такой важный, вы все знаете, что мне удалось сделать с «молодежкой» и «Алма-Атой». После Эстонии я увидел в газетах крупными буквами заголовок «Успех Шторка». Я работаю здесь не для того, чтобы читать такие заголовки. Для меня важна команда Казахстана, чтобы молодые игроки играли хорошо уже сейчас, а в будущем стали гигантами мирового футбола. Так что главное — команда, а потом уже, согласен, идет тренер. Я до сих пор приверженец того же, что говорил раньше: у нас по-прежнему хорошие шансы для успешного выступления с молодыми футболистами. И очень многие здесь сильно сомневаются в успехе молодых игроков. Все говорят, возьми того, у этого опыта больше. Я должен общаться с игроками, делать их сильнее во всем — в фитнесе, технике, тактике. Очень важна работа в психологическом плане. Ребята не должны бояться, играя против Англии, Хорватии, Беларуси, не важно, против кого. Тогда все будет возможно! Важна команда, а не Бернд Шторк.

— Получается, что у наших молодых ребят есть реальный шанс стать, как вы выразились, гигантами мирового футбола?
— Прежде всего, им должно немного повезти. Например, в матче с Эстонией у нас на поле было 5 молодых игроков, почти половина. Это нормальное соотношение. Если из этих ребят у двоих-троих появится возможность поиграть в другой стране, то они будут лучше по уровню исполнения и в плане международной практики. Не важно, станут они знаменитыми или нет, важно, если они будут играть хорошо, то автоматически станут известными в своих клубах, о них заговорят все газеты. Естественно, они станут звездами в Казахстане. Но нельзя забывать, что это очень долгий и тернистый путь. Футболист должен очень много трудиться, должен жить своей профессией. Очень важно жить ради своей работы. Все посторонние вещи должны отсекаться, и думать надо только о футболе. Моя задача — создать хорошую боевую команду с хорошими игроками, у которых будет возможность играть за границей. У меня очень много друзей в футбольной сфере, и когда я вернусь в Германию, то сделаю хорошее паблисити нашим игрокам. Я не удивлюсь, если на игру с белорусами 1 апреля европейские агенты приедут в Алматы посмотреть наших ребят.

«Open your mind! Открой свой разум!»


— Вы говорили, что будете тесно контактировать с тренерами клубов. Как вам это видится?
— Федерация хочет организовать регулярные встречи наставников клубов с тренерами сборных, чтобы ознакомить представителей клубов о планах штаба сборной на 2009 год. Очень важно, чтобы они понимали, чего от них хотят. Мы, как и федерация, также должны понимать, какие цели и задачи стоят перед клубами. Две стороны должны прийти к соглашению. Нужно встретиться и поговорить обо всем, а принять решение вместе.

— Вы не указываете тренерам клубов, а настоятельно рекомендуете как можно скорее интегрироваться в мировое футбольное сообщество?
— Я слышал очень много интересных вещей от местных тренеров, но на самом деле хочу помочь казахстанскому футболу. Я не собираюсь указывать кому-то, что ему делать. Нет, ни в коем случае! Я предлагаю им идти несколько другим путем. То, что они делали в прошлом, замечательно для уровня Казахстана и местного чемпионата. Может, эти технологии и в будущем будут работать, но только здесь, в стране. Если мы хотим добиться успеха в клубных соревнованиях Европы и в выступлениях национальной сборной, тогда мы должны раскрыть наш разум для новых вещей, дать им войти туда. Это очень важно для будущего!

— Перед намеченным сбором в Шымкенте в чемпионате страны успеет пройти два-три тура. Вы говорили, что собираетесь ездить по городам и смотреть игры премьер-лиги. Значит, если кто-то из футболистов себя проявит, то у него есть шанс получить приглашение в сборную?

— Да, конечно. Я посещу разные матчи, чтобы увидеть не только новых игроков, но и увидеть старых, в каком они состоянии, и сравнить с кандидатами. Для меня также очень важно, на каких позициях в своих клубах играют «сборники».

С инновациями — на ЕВРО-2016


— В какой момент вы поняли, что да, здесь я смогу добиться успеха, есть подходящий для этого материал?
— Прежде всего, мне понравилось то, что федерация поверила в меня. У меня были мысли, что нового я смогу привнести в эту страну. Это мелочь на самом деле, но когда ты выполняешь именно эти мелочи — они приводят тебя к большому успеху! У меня в штабе сборной хорошие помощники: тренер по фитнесу, физиотерпевт. Очень важны фитнес-тесты, которые мы проводили. В ФФК сказали мне: «Мы верим тебе и пойдем по предложенному тобою пути. Мы хотим пойти новым путем инноваций, и твоя хорошая работа за 6 месяцев показала, что мы можем тебе доверять. Мы на ближайший год доверяем тебе нашу главную команду». Мы должны увидеть одно — мы сплоченная команда, играем в атакующий футбол, но не забывая об обороне. Также важно создавать много голевых моментов и их реализовать. Нужно играть в другой футбол, отличающийся от того, в который играли в прошлом. Нужно также менять тактику, не всегда играть 4-3-3. Это хорошая в будущем тактика, никто не отказывается. Моя любимая схема 4-4-2, но она может меняться. Важно, чтобы игрок также мог играть не только по одной стратегии.

— Вы обмолвились о задаче — сделать команду. А насколько реальна заявленная ранее задача — попасть на ЕВРО-2016?
— Если будем неуклонно следовать тому выбранному нами пути, не заморачиваясь на результатах, и если мы говорим о будущем. Это очень сложный путь, я не тренер клуба, я тренер национальной сборной. Я не могу каждый день собирать команду и делать её лучше. Это очень длительный процесс, и я должен доверять местным тренерам, которые тренируют игроков ежедневно. Если эти тренеры что-то изменят на благо. Тогда мы сможем вместе решить задачу, которую ставит федерация перед командой — пробиться через квалификацию ЕВРО-2016. Я один ничего не смогу сделать, мне нужна поддержка всех клубов.

— Получается, что при соблюдении этих условий вполне реально решить задачу выхода на ЕВРО-2016?
— Я думаю, да. Только если мы поменяем многое в нашем футболе. Многим тренерам нужно поехать в другие страны и посмотреть, как там тренируют. Просто посмотреть, как тренируют в ведущих клубах Италии, Англии, Испании, Германии. Никто не заставляет казахстанских тренеров меняться. Нужно, чтобы увиденное там привезли сюда. Нужно двигаться шаг за шагом.

— Недавно при награждении лауреата нашей газеты в номинации «Открытие года-2008» Таната Нусербаева я задал ему вопрос, поменялась ли у сборников психология после игры на «Уэмбли». Он ответил, что да, после игры с Англией мы почувствовали силу, а, мол, Шторк нам твердил, что не надо бояться громких имен, команда и ещё раз команда. Что на это скажете?
— В Белеке перед игрой с Эстонией я говорил ребятам о духе команды. Очень важно создать команду, при этом важны большие и малые игроки. Если команда сильна духом, если все игроки сплочены на поле и за его пределами, тогда мы можем побить кого угодно! По крайней мере, будем достойно играть против сильных команд. Мы должны поверить в свои силы. Очень важно понять, что если мы хорошо тренируемся, то мы хорошо играем, но если мы не сконцентрированы на тренировках, то так же будем и играть. Я сразу сказал игрокам, что дисциплина на тренировке не ради удовольствия или веселья. Мы стараемся максимально снизить количество ошибок, что позволяет нам избежать повторения их в играх. Это очень важно. Я хочу и верю в то, что на матче с Беларусью болельщики увидят единую сплоченную команду. Мы играем в защите вместе и в атаке вместе, а не так, что все бегают по всему полю. Мы должны играть командой. Если игрок лежит на поле, мы бьемся за него, вместе отрабатываем его позицию, а не так, что я пошел, это не моя позиция. В Алматы я видел: сбивают игрока, тот лежит. Наш игрок просто поворачивается, мол, пусть лежит, даже не подошел к нему, не спросил, как он. Если игрок выбыл, то его должен заменить достойный. Ведь команда это не 11 человек, а 18–20 игроков, причем каждый футболист — это частичка команды.

— Вы очень часто произносите «очень важно». Когда вы летели в Казахстан, у вас было четкое видение ситуации, что наиболее важно, а что второстепенно?

— В первую очередь, когда я оказался в Казахстане, все для меня было новым — бытовая жизнь, менталитет, как здесь играют в футбол. У меня были собственные идеи, немного другие взгляды, как играть в футбол, чтобы добиться успеха. Я для себя проанализировал, что на самом деле важно для того, чтобы мою идею и философию внедрить в местный футбол. Я попробовал новые идеи внести в казахстанский футбол. Посмотрим, как будет дальше.

В 2010 году игра с Германией

— Пофантазируем немного. Допустим, если на машине времени перенести вас на «Уэмбли» 11 октября 2008 года, что именно поменяли бы или оставили по-прежнему?
— Я бы ничего не менял и действовал бы так же. Зачем? Посмотрите наши следующие игры с «Сатурном» и Эстонией. Прибалтийская команда очень серьезный соперник, недавно сыграла вничью с турками. Мои ребята с эстонцами бились очень хорошо! Главное, мы не пропустили, значит, оборона хорошо отработала. Я рад, что у нас были моменты для взятия ворот и мы их хоть и не все, но использовали. На «Уэмбли» мы играли с очень сильной сборной Англии, но я очень надеюсь, что когда англичане приедут в гости к нам, то они увидят другую команду Казахстана. Я верю в это!

— Будут ли ещё перед игрой со сборной Беларуси товарищеские поединки сборной?

— Да, с «Ордабасы», и это будет на сборах в Шымкенте. Я надеюсь, к тому времени Смаков выздоровеет, посмотрим новых футболистов сборной. Важно в товарищеском матче проверить команду, попробовать что-то новое. Посмотреть — что хорошо, а что плохо, и соответственно сделать изменения к матчу с Беларусью. Я не боюсь в матче с ними результата, который неважен. В будущем нам очень важно проводить спарринги с сильными соперниками. Нам нужен опыт командной игры, чтобы потом играть против таких же сильных команд.

— Не секрет, что мы пока, надеюсь пока, относимся к футбольным карликам Европы. Исходя из вашей точки зрения та же сильная сборная Германии (2-е место в рейтинге ФИФА) не захочет играть с неизвестным Казахстаном, занимающим 140-е место?
— Если попытаться заранее договориться с Германией, то почему бы и нет. В Германии уже за год-полтора известны все матчи. Можно играть и против сильных клубов — немецких, российских. Может, в 2010 году они и захотят с нами играть, но об этом нужно позаботиться уже сейчас.

— Как вы относитесь к натурализации иностранных граждан?
— В немецкой бундеслиге есть 2 игрока с казахстанскими корнями, которых я во время поездки домой посмотрю. Если они подойдут сборной, то, насколько я знаю, они хотят играть за Казахстан, мы их пригласим на просмотр.

Добро пожаловать на тренировки


— Как вам наши болельщики?
— Мне они очень нравятся. Я очень надеюсь, что они придут поддержать нас на матче с Беларусью. Мы хотим, чтобы болельщики национальной сборной знали о нас больше. Я приглашал ранее и приглашаю сейчас прессу и болельщиков, чтобы они пришли посмотреть на тренировки сборной. Как мы работаем, что мы делаем на тренировке. Чтобы люди могли поделиться с теми, кто не может это увидеть. Чтобы они увидели, что футбол становится более интересным. Это будут первые шаги к заполнению стадиона до отказа! Сами игроки должны гордиться, что они играют за сборную, что люди узнают их на улице. Люди Казахстана должны гордиться своей командой, как она играет в футбол! Да, всякое бывает. Может, даже мы и проиграем матч с белорусами, но я хочу, чтобы люди возвращались со стадиона, говоря, что да, мы увидели очень хороший футбол, увидели нашу бьющуюся команду. В следующий раз мы хотим прийти и увидеть такую же боевую команду. Чтобы команда развивалась, нужно помогать ей идти вместе с ней. Я хочу, чтобы люди гордились нашей командой, а я горжусь, что работаю в национальной команде Казахстана.

— Влияют ли на ваши высказывания в прессе пожелания федерации?
— Нет, не влияют.

— Что вам после матча говорили английские журналисты?
— Они были очень впечатлены тем, как играла наша сборная. Они очень позитивно отзывались об игроках сборной Казахстана. Меня спросили, не удивлен ли я тем, что у Брауна, Терри и Фердинанда были большие проблемы с Кукеевым и Нусербаевым, которые постоянно от них убегали. Я ответил, что я ничуть не удивлен, так как знаю своих игроков как сильных футболистов.

Удивление Штанге в день смеха


— В турецком Белеке вы виделись с вашим тезкой и коллегой из сборной Беларуси Берндом Штанге. О чем вы говорили с ним?
— Мы поговорили о жизни, о ситуации. Он приехал посмотреть своих двух игроков сборной, играющих за «Сатурн». Он видел нашу игру с россиянами, а затем и с эстонцами. Думаю, 1 апреля мы его удивим!

— Федерация обязала каждый клуб премьер-лиги иметь свою детскую футбольную школу. Ваше отношение к развитию детско-юношеского футбола?
— При каждом клубе премьер-лиги должен быть тренер по подготовке молодых футболистов. Важно, чтобы клубные менеджеры съездили, к примеру, в Германию и увидели, как там работают. Скоро я еду домой и направлюсь в берлинскую «Герту», чтобы собрать информацию по детской школе, как они работают. Почему бы нам не пойти тем же путем, как и немецкая молодежь. Будущая молодежь — это игроки для всей премьер-лиги.

— Важны ли для вас человеческие качества игрока?
— Да, очень важны. Но, по большому счету, у меня нет проблем с любым игроком. Например, у Кукеева были большие проблемы с дисциплиной. Я объяснил ему, что важно для его будущей карьеры. Он должен идти или очень легким путем, или очень сложным. Я думаю, что он уже решил, что для него будет правильным, что приведет его к успешной карьере. Правила для всех, и все должны жить по ним.

— Русский или казахский языки изучать будете?

— Я попробую. Русский футбольный уже немного знаю.

— В завершение нашей беседы расскажите, пожалуйста, о вашей семье.
— Моя супруга Ания занимается бизнесом в Германии, 21-летний сын Александр учится на экономиста, а нашей младшей доченьке Эмми — 22 месяца. Конечно, трудно без семьи вдали, но жена уже была здесь, ей понравилось так же, как и мне. Алматы — прекрасный город, люди в Казахстане очень добрые. Мне здесь нравится!

— В свою очередь обещаю при удобном случае рассказать вам о древней истории казахов — от Аттилы до наших дней. Благодарю за интервью!
Автор: Ержан Мукаш «PROСПОРТ» Казахстан

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети

  • Morimoto, я полностью согласен с Вами в плане того, что господин Шторк действительно знает своё дело в отличие от его предшественника Пайперса. Конечно же, я осознаю, что не гоже плохо отзываться о ком-либо за спиной, но если не а н а л и з и р о в а т ь прошлое сейчас, то и сегодняшнее будет завтрашней ошибкой и сожалением. Думаю, что Шторк (не ФФК) уже заслужил доверие народа. А федерации предстоит ещё не раз совершать "опрозрачивающие" действия для достижения полного народного доверия, ... без народа им нет смысла существовать. Браво, герр Шторк! Вот молодчина, понял, что наш народ это давно уже не то стадо баранов, а вполне интеллигентная саморассуждающая консистенция, т р е б о в а н и я которой необходимо логично удовлетворять. Его искренние слова, полные оптимизма и энтузиазма, рвения в конце концов, дают ту самую надежду на светлое будущее, которой нам так давно не хватало. Уверен, что именно этот год является прорывной и революционной точкой отчёта нашему спортивному прогрессу! Я до сих пор не ведал о личности Шторка, пока Ержан Мукаш не провёл это интервью. Поэтому соглашусь и с Вами, уважаемая Айгуль, в том, что действительно он грамотный журналист. Особенно понравился корректный вопрос о влиянии ФФК на его (Шторка) высказывания, так сказать, "контрольный выстрел в голову" для полного убеждения в его искренности. Выйграем мы или проиграем в этом году, не особо важно, главное, что точно будем достойно играть против любых грандов. Следует признаться, что на данный момент почти все болельщики сборной желают именно этого - играть достойно, как подобает истинным патриотам! Ал қанекей, бисмилля дейік ендіше! 

    Ответить

    • 25 февраля 2009, 22:32
    • 187 записей
    • 6629 дней на портале
  • Содержательное и очень интересное интервью! Надо отдать должное Ержану Мукаш, он умеет втягивать в разговор даже такого собеседника как Шторк, ведь коуч нашей нац. сборной не из тех кто "стреляет крылатами фразами". Главное, чтоб наши (те которые привыкли жить по старому и не хочет идти в ногу со временем, к сожалению таких много в нашей стране и футбол не исключение) не мешали ему донести задуманное до логического конца. Удачи ему и сборной!

     

    Ответить

    • 25 февраля 2009, 10:28
    • 168 записей
    • 6628 дней на портале
  • Думаю что счёт в матче с Булорусью будет 3-1 в пользу Казахстана, а Шторк хороший тренер, целеустремлённый!!!  

    Ответить

    • 24 февраля 2009, 22:22
    • 14 записей
    • 6616 дней на портале
  • те же интервью сравнить его и Пайперса, видно, кто компетентнее. Пайперс как будто отбывал номер, зарабатывал бабки. Признаю он был хорошим мотиватором, но по большому он наших бездарей нечему не научил. Нашей федерации нужно проявить терпение, не увольнять его при первых 2-3 поражениях и дать ему закончить начатое. Он тренер в стиле Гус Хиддинка, Муриньё.. старается прибавить что то новое, а не продолжать везти ту телегу что несли до него.

    Ответить

    • 24 февраля 2009, 21:50
    • 106 записей
    • 6622 дня на портале
  • По словам Шторка видно что он целеустремленный человек.

    Ответить

    • 24 февраля 2009, 21:09
    • 149 записей
    • 6652 дня на портале