...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Футбол


1 июня 2020 (18:00)

«Боюсь, что это только первый звоночек». Азат Перуашев высказал свою точку зрения о закрытии «Иртыша»

«Боюсь, что это только первый звоночек». Азат Перуашев высказал свою точку зрения о закрытии «Иртыша»

Депутат Мажилиса, председатель демократической партии «Ак Жол» Азат Перуашев в интервью республиканскому интернет-порталу Sports.kz высказался о снятии пятикратного чемпиона страны павлодарского «Иртыша» с турнира Казахстанской Премьер-Лиги из-за финансовых трудностей, а также объяснил, почему частный бизнес в Казахстане не спешит вкладывать собственные деньги в поддержку футбольных команд. 

Трагический день для всего казахстанского футбола. Как футболистам «Иртыша» объявили о закрытии клуба  

— Азат Турлыбекович, что Вы думаете о последних новостях вокруг футбольного клуба «Иртыш» и его закрытия? Является ли это существенным ударом по казахстанскому футболу или, скорее, стоит рассматривать эту ситуацию как правильный шаг, который позволит бюджету Павлодарской области сэкономить деньги?
— Это решает руководство клуба. В целом, сегодня во всем мире происходят подобные события. Вы знаете, что вопросы о доходах, гонорарах футболистов поднимаются во всем мире. Наверное, то, что в нашей стране происходит, нужно рассматривать в международном контексте. Происходит определенная перезагрузка. Судя по всему, некоторые вещи будут пересматриваться.

С одной стороны, то, что «Иртыш» отказался от участия, — это, конечно, плохо, и ничего хорошего в этом нет. Тем более, у клуба есть славная история. Однако с другой стороны, решение, которое было озвучено, что оставшиеся деньги будут направлены на финансирование ряда местных футбольных команд, в Экибастузе, в Аксу, наверное, правильное. Потому что в этих клубах наверняка будут расти местные футболисты.

Мы за 30 лет не вырастили собственных ребят, которые играли бы в ведущих зарубежных клубах, где им платили бы большие гонорары, или тех, кто готов играть за небольшие гонорары за свой родной клуб, — это показатель того, что деньги до сих пор шли, наверное, на определенные цели, амбиции, на пропаганду футбола, достижение чемпионских званий.... Однако, в итоге, когда клубу стало трудно, никого не оказалось рядом из тех, кто добивался побед. То есть, выходит, люди это делали исключительно ради неплохой заработной платы. Ну, молодцы, свои деньги отрабатывали. Но получилось так, что когда оказалось тяжело, то рядом никого и нет.

Хотя, возможно, я не до конца знаю всю ситуацию в клубе. Я знаю, что там были крупные спонсоры местные, горно-металлургические предприятия. Наверняка они, все-таки, молодежь тоже растили, — но как-то так растили-растили, но и не вырастили.

— Утверждается, что основная причина ликвидации клуба в том, что от «Иртыша» отказался генеральный спонсор — компания ERG, покрывавшая большую часть годового бюджета.

— Сейчас весь бизнес оказался в тяжелой ситуации. С этим тоже надо считаться. Рассчитывать только на государственные бюджетные деньги — тем более неправильно. Я считаю, что профессиональный спорт должен финансироваться и зарабатывать в конкурентном поле. Это показатель целого ряда, во-первых, дальних проблем, а во-вторых, сама ситуация сейчас такая, что это просто первая ласточка, я так думаю. Возможно, еще будут какие-то вещи, которые будут менять взаимоотношения между бизнесом и государством, обществом.

— Вы ожидаете, что еще какие-то команды в чемпионате Казахстана закроются из-за пандемии коронавируса и экономических трудностей, которые она повлечет за собой?
— Я не могу этого ждать, поскольку я, все-таки, патриот своей страны и считаю, что в нашей стране достаточно талантливой молодежи, толковых футболистов. Желаю успехов этому виду спорта. Знаю, что в руководстве Федерации футбола Казахстана стоят очень достойные люди, которые многое сделали. Это вопрос к Федерации — как они оценивают текущую ситуацию, и что, с их точки зрения, нужно сделать.

Могу сказать одно точно: деньгами заливать такие дыры бесполезно. Во-первых, их неоткуда взять, во-вторых, требовать их от государства в нынешней ситуации было бы, на мой взгляд, неправильно, потому что есть другие проблемы, которые требуют решения. Послушайте, — тысячи малых и средних предприятий стоят на грани разорения, и тоже не от хорошей жизни прежний спонсор «Иртыша» отказался дальше финансировать клуб. Видимо, там тоже, наверное, пошли негативные вещи в экономике. Прогнозы по разным странам, что будет падение ВВП на 9-10%, — а это возврат на 30 лет назад, в эпоху развала Советского Союза, когда все связи были разорваны. Мы стоим на пороге очень важных и серьезных вызовов. Боюсь, что это только первый звоночек.

Неслучайно перед короновирусом в парламенте поднимали эту тему, если Вы помните. Мы считаем, что прежняя схема финансирования футбольных команд была неправильной, и она показала себя как нерабочая, так как работала исключительно за счет внешних вливаний. Развитие внутренних резервов, внедрение более современных рабочих механизмов — такие вещи на нужном уровне не внедряются. Сейчас весь мировой спорт оказался в очень трудной ситуации. Вы знаете, что Олимпиаду на следующий год перенесли. В каких-то странах приняли решение о возобновлении футбольного чемпионата, — не думаю, что это от хорошей жизни, а, скорее, от того, что футбольные клубы несут гигантские убытки. Это же очень дорогие вещи. Содержать стадион, поле в нормальном состоянии — все это денег стоит, не говоря об остальных затратах.

— На Ваш взгляд, почему в Казахстане практически нет бизнесменов, которые хотели бы поддерживать футбольные клубы? Или представители бизнеса убеждены, что это убыточное предприятие, и заработать на футболе невозможно?

— Есть два момента. Первое, — о каком мы бизнесе говорим? В принципе, многие бизнесмены поддерживают спортсменов. Я знаю немало коллег-предпринимателей, которые в той или иной мере поддерживают молодых талантов. Один мой товарищ, предприниматель, в одном своем небольшом ауле поставил спортивную площадку, футбольное поле, чтобы дети играли. Это делается для развития массового спорта и здорового образа жизни. Что касается крупных спонсорских проектов, их малый и средний бизнес не потянут, — здесь должен тянуть крупный бизнес. А у нас экономика деформированная. У нас частного крупного бизнеса почти нет. У нас крупный бизнес поголовно работает либо с участием государства, либо за счет государства. Он либо на тендерах сидит, либо является частью квазигосударственных структур.

Мы начали поднимать в обществе вопросы необходимости прозрачности расходов государственных компаний. Например, в АО «Фонд национального благосостояния „Самрук-Қазына“» было принято решение о запрете нацкомпаниям самостоятельно финансировать спорт. Создан Фонд поддержки спорта, который работает при Министерстве культуры и спорта. Туда все деньги централизованно направляются, и оттуда производятся оплаты. То есть, получается, крупные предприятия с государственным участием, те, кто могут потянуть финансирование профессионального спорта, — они все работают сейчас сконцентрировано через один канал, и это правильно. А других — тех, кто мог бы потащить, — их просто нет. У нас вся экономика монополизированная. Мы построили не частно-рыночную экономику, а государственно-монополистическую. Это наглядный показатель того, как мы двигаемся.

— Выходит, частного крупного бизнеса, способного финансировать профессиональный спорт, практически нет?
— «Крупняк» есть, но он весь государственный. Повторюсь: крупный бизнес у нас либо с участием, либо за счет государства. В итоге те, кто сидят на тендерах, огромную часть своих доходов отдают по действующим у них каналам. Потому что им просто так тоже не валится. А компании с государственным участием — там сейчас поменялась политика, они централизованно направляют свои взносы в Фонд поддержки спорта при Министерстве культура и спорта. Сейчас исключили возможности государственным компаниям самостоятельно поддерживать тех, кого они считают нужным. И это правильно. Потому что политика государства должна быть единой. Это государственные деньги.

Напомним, ранее ПФЛК опубликовала официальное заявление, в котором сообщила о решении ФК «Иртыш» отказаться от участия в КПЛ-2020 в связи с невозможностью исполнения клубом финансовых и спортивных обязательств. Таким образом, матчи с участием «Иртыша» будут исключены из обновленного календаря чемпионата Казахстана.

«Такого не происходит даже в Африке». Понадеявшийся на «Иртыш» лучший бомбардир Грузии заберет свои деньги через ФИФА  

Автор: Ануар Абдрахманов sports.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети

  • для Ziyash:«Очень жаль, что ФК Иртыш обоанкротили,, »

    ФК Иртыш не обанкротился, у клуба никогда нет своих денгег, каждый год акимат области выдает на футбол определенную сумму. на зарплату. инветнарь, проживание и питание в других городах, перелеты. на работу с судьями, подъемные футболистам. премиальные и на спил для чинуш. Налоги не платили потому что была наверняка команда сверху , чтобы не трогали клуб, кто пойдет против акима. потому и была тишина. 4 года не платить налоги это не каждый крутой сможет а тем более клуб, попробуй иди не заплати хоть один месяц налоговики буквой зю поставят и еще пеню заплатишь, и еще долги игрокам, думали еще сверху докинут потом, мол билеты и жилье подорожало и тд и им еще кидают с акимата. А в павлодарской области в поледнее время с акимами проблема сами не могут выпутаться и за своих дел, им не до футбола, потому и такой итог. если взяться за все клубы кроме Кайрата (он частный) у всех такая кутерма, дело вемени, кого захотят закопать -закопают даже к бабушке не ходи. чинушам уже совсем забеспредельничалиОтветить

    • 5 июня 2020, 21:50
    • Атырау
    • 1 запись
    • 1468 дней на портале
  • Очень жаль, что ФК Иртыш обоанкротили,, Ответить

    • 3 июня 2020, 05:37
    • Казахстан
    • 4 записи
    • 2145 дней на портале
  • Футбол давно уже стал бизнесом, где-то он приносит доходы, где-то нет. Все зависит от того, как относиться к этому виду спорта.Доходным его можно сделать лишь только в том случае, если вкладывать в него средства, как говорится, чтобы что-то взять, нужно сначала что-то вложить.Та же инфраструктура, уровень игры и клубов требуют затрат.Даже в самой развитой в футбольном отношении страны Англии есть много игроков -легионеров, плюс инфраструктура, отработанная годами, все это приносит стране бешеные доходы, и это ни для кого не секрет. С каждым годом у них все больше команд, которые приобретают частные владельцы, нам до этого очень и очень далеко, но учиться этому надо.Ответить

    • 3 июня 2020, 03:09
    • 29785 записей
    • 4254 дня на портале
  • Попробует бизнес профинансировать спорт ею тут заинтересуется всевидящее око и тут же отберут бизнес Ответить

    • 2 июня 2020, 22:41
    • Талдыкурган
    • 170 записей
    • 1627 дней на портале
  • для Боб Шульц:«...."АО «Фонд национального благосостояния „Самрук-Қазына“» было принято решение о запрете нацкомпаниям самостоятельно финансировать спорт" Интересно, а почему Самрук, который распоряжается нашими (государство - это мы с вами!) деньгами решает кого содержать, а кого нет? Быть может мы решим, что бы спонсировали Иртыш, а не Астану! »

    Ты задаёшь очень много глупых вопросов.Ответить

    • 2 июня 2020, 19:55
    • Астана / Нур-Султан
    • 1942 записи
    • 1566 дней на портале
  • ...."АО «Фонд национального благосостояния „Самрук-Қазына“» было принято решение о запрете нацкомпаниям самостоятельно финансировать спорт" Интересно, а почему Самрук, который распоряжается нашими (государство - это мы с вами!) деньгами решает кого содержать, а кого нет? Быть может мы решим, что бы спонсировали Иртыш, а не Астану! Ответить

    • 2 июня 2020, 18:22
    • 1 запись
    • 3766 дней на портале
  • Видно человек не разбирается в спорте. Ответить

    • 2 июня 2020, 15:34
    • 4 записи
    • 2797 дней на портале
  • для Ерлан Омарбеков:«вот что перуашев что на ктк платонов наговорят нагородят из пустого в поржнее перегонят всех запутают лозунгов накидают пропиярятся а вот за руку хоть кого нибудь поймать вернуть в казну виновных наказать никогда ....вот посторолся в их стиле написать»

    Ну а что им еще делать... Квота на кресла пожизненная, других партий нет. Вот и сиди разглогольствуй... Посадить их тоже на спонсорские, поржали бы... Хотя на них спонсоров вряд ли найдешьОтветить

    • 2 июня 2020, 11:48
    • 11 записей
    • 2073 дня на портале
  • Ну это вообще, полный п... ЦОтветить

    • 2 июня 2020, 04:37
    • Казахстан
    • 6 записей
    • 1431 день на портале
  • вот что перуашев что на ктк платонов наговорят нагородят из пустого в поржнее перегонят всех запутают лозунгов накидают пропиярятся а вот за руку хоть кого нибудь поймать вернуть в казну виновных наказать никогда ....вот посторолся в их стиле написатьОтветить

    • 2 июня 2020, 03:44
    • Алма-Ата
    • 1 запись
    • 2649 дней на портале