«Будем защищать тех судей, которые работают честно»
Руководитель департамента арбитров и инспекторов ФФК Николай Левников о разведчиках в тылу врага, лишнем весе и репутации.
- Ваше первое знакомство с казахстанскими судьями состоялось на сборах в Турции. Как оцениваете подготовку наших арбитров? – Хорошо. Всего сбор прошли 60 судей, и мы выполнили все то, что запланировали. Могу отметить, что каждый день был очень насыщенным. В 7 утра – подъем, а уже с 7.30 начиналась физподготовка. Потом проводили теоретические и практические занятия, плюс ко всему наши арбитры обслуживали товарищеские встречи.
На сборах все рефери прошли три раза взвешивание, и проблемы в этом плане у казахстанских арбитров есть. Но порадовало то, что некоторые сбросили до 5 килограммов. Если это можно считать минусом, то большой плюс в отношении к делу – ребята не жаловались на трудности и, даже простыв, продолжали работать. То, что я увидел в Анталье, показало – в целом судьи к сезону готовы.
– Можно ли определить главный недостаток и главное достоинство наших арбитров? – Говорить, обобщая, невозможно. Каждый судья – это индивидуальная личность, у которого есть слабые и сильные стороны. Но если усреднить, то кроме проблем с лишним весом это недостаточная, по нынешним требованиям, физподготовка. С другой же стороны: понимание футбола, единоборств у многих главных арбитров превзошло мои ожидания. И группе из 12 человек – с точки зрения квалификации – можно давать обслуживать любой матч в чемпионате Казахстана.
– А как оцениваете подготовку помощников главных арбитров? – Как достаточно хорошую. На сборах мы отрабатывали два ключевых принципа в фиксировании офсайда: «Не уверен, что есть положение «вне игры» – не поднимай флаг» и «лучше поздно зафиксировать офсайд, чем быстро и неверно».
– Наши арбитры за время сборов отработали на 34 встречах. Говорят, не обошлось без претензий и похвал. – Это правда. После первых встреч к нашим судьям были претензии. Команды из Белоруссии, некоторые клубы России заявили, что «нам не надо на своих играх казахстанских рефери!» Действительно: ряд матчей ребята провели не совсем здорово, но это было в самом начале сборов. Спустя же несколько дней они обслуживали серьезные встречи, в том числе между московским «Локомотивом» и хорватским «Осиеком» и многие другие. И не было ни одной претензии, а наставник «Локо» Рашид Рахимов очень хвалил нашу судейскую бригаду.
– Так как сейчас в России мода приглашать на ключевые встречи иностранных судей, можно ли предположить, что казахстанские арбитры будут обслуживать матчи российской премьер-лиги? – Россия – страна очень интересная. И дело вовсе не в моде, просто нынешнее руководство старается решить судейскую проблему не повышением квалификации арбитров, а приглашением иностранных рефери.
Мы, конечно же, будем взаимодействовать с российской коллегией судей, украинцами. Возможно, будет даже обмен арбитрами в целях получения опыта. Но никак не в одностороннем порядке.
– Кроме судей вы отвечаете и за работу инспекторов. Каждый год чемпионат Казахстана сотрясают скандалы, связанные с работой арбитров, но в большинстве случаев оценки за матч инспектора им выставляют высочайшие… – Мне не хочется говорить заранее о скандалах. Хотя чемпионат длиною в 240 игр не может пройти без ошибок. Но если инспектор завысит оценку арбитрам, хотя будет очевидно, что были допущены ошибки, то согласно дисциплинарному кодексу он будет отстранен от инспектирования до конца сезона.
Роль инспектора в современном футболе высока. Ведь его задача – это не просто контроль качества судейства. Это и помощь судейской бригаде, чтобы она провела матч квалифицированно. И если инспектор обучен точно так же, как и арбитры, и способен дать нормальный послематчевый анализ работы, – это даст рефери возможность повышать свою квалификацию.
– В прошлом году во время встречи чемпионата Казахстана по футзалу один из игроков получил травму, едва не приведшую к его смерти. Но в рапорте инспектора этого не было отражено… – Скажу лишь то, что все инциденты, связанные с получением игроками предупреждений, травм, плохого поведения официальных лиц, болельщиков должны указываться в рапорте. Если кто-то из инспекторов не будет этого делать – его не допустят к инспектированию встреч.
– Вы не узнавали о самых громких скандалах в нашем футболе с участием судей? – Меня это совершенно не интересует. Я предупредил арбитров, что, если кто-то будет замечен в необъективном судействе, того моментально в списках рефери не будет. Но также я отметил, что буду защищать арбитров, если они были правы на футбольном поле, а их начнут поливать грязью и обвинять во всех смертных грехах. Поверьте моему опыту: я могу отличить, где есть предвзятость, а где ошибка.
– В 2005 году один арбитр за сезон назначил десять пенальти. Из них шесть – в ворота соперников одной команды, которая позже станет чемпионом. Такие моменты, случись они в предстоящем первенстве, вы будете рассматривать? – Я не хочу отвечать на этот вопрос, так как игра на игру не приходится. Был случай, когда арбитр Иванов, работая на одном из матчей российского первенства, назначил шесть пенальти! Из них пять – в пользу одной команды. И позже он стал лучшим судьей России и вырос до судьи мирового класса. Я считаю, что дело не в количестве назначенных одиннадцатиметровых – если есть основания – надо его назначать. Хотя с каждым спорным моментом мы будем разбираться, но с тем качеством видеозаписей, что предоставляют клубы, сделать это будет очень сложно, и будет крайне сложно принять решение: ошибся арбитр или нет.
Сборы в Турции показали, что ваши судьи квалифицированные, и если на них не будет оказываться давление, то судить они будут нормально. К сожалению или к счастью, но футбол такая игра, где ошибаются и футболисты, и тренеры, но их промахи не вызывают такого резонанса, как ошибка судьи. И наша задача – свести эти промахи к минимуму.
– В России появилась новая генерация тренеров – Слуцкий, Черчесов, Рахимов, которые крайне редко говорят о работе арбитров… – Мне кажется, такое поведение – большой шаг в развитии футбола. Эти наставники получили тренерское образование на Западе, Слуцкий и вовсе высокообразованный человек. И они понимают, что все зависит от того, как проводится работа. Если команда наголову сильнее противника, той не поможет ни один судья. Вспомните матчи Кубка УЕФА «Вилльяреал» – «Зенит»! Питерцы в конце встречи остались вдевятером, но выстояли и победили.
В том, что главные тренеры команд часто критикуют судей, я вижу две причины. Первая – наставник не самокритичен, да и поругать рефери – самый легкий путь. Так уж повелось, что арбитры беззащитны, и нет каких-то больших людей, которые бы стояли за ними. И потому руководство федерации будет защищать тех судей, которые честно работают.
Вторая причина – в критике работы арбитров в том, что иногда некоторые судьи своей низкой квалификацией доводят игроков, тренеров до таких высказываний.
– Подсчитано ли, как влияет ошибка судьи – абсолютно непредвзятая, а по причине пресловутого «человеческого фактора» – на результат матча? – Знаете, иногда тренера совершают такие ошибки, которые невозможно сравнить ни с одним промахом арбитра. Вспомните финал Лиги чемпионов «Манчестер Юнайтед» – «Бавария», где тренер немецкой команды в концовке встречи заменил двух ключевых игроков, а соперник в это время собрался и выиграл.
– Какое наказание предусмотрено судье за неверно принятое решение, повлиявшее на исход встречи? – В соответствии с дисциплинарным кодексом он будет на месяц отстранен от судейства и не получит части гонорара за работу. Самое интересное заключается в том, что такие наказания существуют только в странах постсоветского пространства. В европейских лигах арбитров, допустивших промах, просто переводят в другую группу. Там ведь судьи разделены – одни обслуживают матчи топ-команд, другие рефери трудятся на встречах не такого высокого уровня, и от качества их работы зависит – на играх какого класса будут задействованы те или иные арбитры.
– На первой же пресс-конференции в Казахстане вы заявили, что ратуете за достойную оплату работы судей. Будет ли повышаться заработок арбитров? – Я твердо убежден, что для начальной работы оплата судей нормальная. Первый вице-президент федерации (Саян Хамитжанов. – Авт.) отметил, что если в течение сезона арбитры хорошо проявят себя, то будет разработано положение об их поощрении. Я сторонник того, чтобы оклад судей за работу равнялся 10 процентам месячного заработка среднего футболиста. Хотя доходов ваших игроков я не знаю… – Футбольные судьи – почти фольклорный персонаж. Какое, на ваш взгляд, существует наиболее распространенное заблуждение об арбитрах? – Сложный вопрос… Судейская профессия – очень тяжелая. Любое твое решение для кого-то оказывается очень неприятным. Даже чистейший одиннадцатиметровый, назначенный рефери, вызывает негативную реакцию у противоположной команды.
Нас представляют, что мы – «люди в черном». Я хочу сказать, чтобы понимали все: черный – это цвет нейтральный. И арбитр показывает, что он – за честную борьбу. А вообще судьи – отражение того общества, в котором живут. И среди них есть, как и в любой сфере, нормальные честные, порядочные люди. Но, к сожалению, бывают негодяи. От них надо избавляться. И не только в футболе.
– С чьей работой можно сравнить профессию судьи? – Так как арбитрам нельзя ошибаться, и наши решения всегда будут вызывать чье-то неудовольствие, то наша профессия – разведчик. Который заброшен в тыл врага. – Руководивший в прошлом году Национальной футбольной лигой Кайрат Адамбеков в интервью нашей газете рассказал, что несколько лет назад бывали случаи, когда криминалитет оказывал давление на судей. Что будет предприниматься вашим ведомством, если арбитрам начнут угрожать? – На первую часть вопроса я отвечать не буду. Но практика оказания давления на судей общеизвестна. Не так давно, если помните, Валентину Иванову звонил неизвестный и угрожал ему и его семье, если бы тот вышел судить важный матч.
Что касается наших действий, если судьям будут угрожать, то на первом же совещании я отметил, что в случае, когда арбитры до игры получили какие-то угрозы, они обязаны нам сообщить. Если рефери этого не сделает – то, согласно дисциплинарному кодексу, он будет отстранен от судейства до конца сезона. Мы же, получив от судьи информацию об угрозах, обратимся в компетентные органы.
– Вас не раздражает то, что доверия к футбольным судьям нет? – Одним днем доверие не восстанавливается. Но пока его не будет – ничего не изменится. Поймите, что в большинстве своем арбитры – порядочные люди. Интеллигентные, хорошо образованные. Они ведь должны принять правильное решение за очень короткое время…
– Получается, что арбитры – словно играют в «Что? Где? Когда?» – только вот за верное решение они призов не получают… – Главное – это репутация. Чтобы после завершения судейской карьеры оставить о себе добрую память. И чтобы потом можно было спокойно встречаться с футболистами, болельщиками, смотреть им в глаза и не испытывать угрызений совести.
– Очень часто главные тренеры команд на сборах проверяют футболистов, какие они читают книги. Вы подобных проверок в Турции не устраивали? – Нет. Но в анкетах, которые составляли, спрашивали о хобби. И многие указывали чтение книг, в том числе историческую литературу. Среди казахстанских судей много интересных личностей. Не все, к сожалению, такие, но главное, что люди, на которых можно опереться, есть.
...или войдите через аккаунт соцсети