23-летний российский теннисист Александр Шевченко принял решение сменить гражданство и выступать за Казахстан.
Теннисист не побеждал на турнирах Ассоциации теннисистов-профессионалов, а на турнирах «Большого шлема» лучший результат спортсмен показал в 2023 году, когда дошел до второго круга Открытого чемпионата Франции.
Корреспондент республиканского интернет-портала Sports.kz связался с обозревателем «Спорт-Экспресса» Дмитрием Кузнецовым, чтобы узнать его мнение о принятии российским теннисистом Александром Шевченко гражданства Казахстана и его дальнейших перспективах.
— Александр Шевченко официально стал еще одним российским теннисистом, сменившим гражданство на казахстанское. Какая основная причина этой тенденции?
— Довольно удивительно это видеть в теннисе, где нет запрета на участие в соревнованиях российских спортсменов. Но мы знаем опыт с Рыбакиной, когда она не получила должное финансирование. Люди видят такую перспективу — сработало один раз, сработало другой и почему бы и дальше пробовать. Интересно, сделает ли тоже самое жена Александра — Анастасия Потапова. В принципе, в российском спорте есть такое, когда люди думают о смене гражданства.
— Можете оценить его перспективы? Хорошее это «приобретение» для Казахстана?
— Думаю, что да. Вот совсем недавно у него уже был финал АТР. Для России не сказать, что это большая потеря. Все-таки в мужском одиночном теннисе есть кому выступать. Хотя часто такое бывает, когда через несколько лет этот спортсмен выигрывает какой-то турнир и мы льем слезы, что не надо было отпускать. Например, биатлонистки Домрачева, Кузьмина и еще много кого можно перечислять, в том числе и Рыбакина. Для Казахстана — это очень перспективное приобретение.
— Многие удивляются, почему он не взял гражданство Австрии, где живет?
— Может сейчас это сложнее сделать юридически — россиянину оформиться австрийцем.
— Казалось бы, что после Елены Рыбакиной в России должны были задуматься и не отпускать так просто своих перспективных спортсменов. Или это не так существенно?
— Да, это логичный вывод — что не надо никого отпускать. Мне кажется, что это пахнет немного популизмом. Шамиль Тарпищев говорил, что его пытались сохранить, но он отказался. Медведева с Рублевым не хотелось бы терять, а Шевченко значит был не в топе приоритетов.
— В Казахстане много критикуют такую политику Федерации тенниса, ведь за долгие годы должного финансирования, местных игроков так и не удалось вывести на высокий уровень. Что бы Вы посоветовали в такой ситуации?
— Всегда есть обратная сторона. Я сам не раз с таким сталкивался, например, в фигурном катании, настольном теннисе. Когда забирают спортсменов из других стран, меняют нашивку, и они все выигрывают. Можно отчитаться о завоеванных медалях и трофеях, но никакого развития в этом нет. Это большая проблема в спорте, где присутствует такое либеральное законодательство в плане смены гражданства, просто выбывает понятие эмоциональности. Нужны какие-то программы, нужно вовлекать натурализованных спортсменов в какие-то активности — например, мастер-классы, поездки по стране, по регионам. И это должно быть довольно часто. В любом случае, должна быть передача опыта. Если человеку соглашается помогать какая-то страна, то он должен отдавать долги — было бы неплохо выучить казахский язык, появляться в Казахстане, ездить по академиям. При смене гражданства ты должен брать на себя обязательство помочь стране в развитии своего вида спорта.
— Вы наверняка знаете, сколько бывших россиян сейчас выступает за Казахстан именно в теннисе. Оправданна ли такая политика постоянной натурализации?
— Сейчас, в 21 веке запрещать натурализацию спортсменов — это странно. Допустим, Казахстан скажет, что мы никого не натурализуем — их просто будут забирать другие. Тут вопрос в том, чтобы сделать эту натурализацию полезной в долгосрочной перспективе. А не так, чтобы Казахстан натурализовал условного Джоковича — он приехал, попылил пару лет, выиграл пару турниров «Большого шлема» и уехал обратно к себе в Сербию. Нужно чтобы он приезжал, оставался в Казахстане, ходил по школам, звал детей на секцию тенниса. Вот тогда — эта натурализация оправдана. Например, бывший американец сноубордист Вик Уайлд, принял гражданство России. Переехал, выучил русский язык, завоевывал медали на двух Олимпиадах и можно сказать, что он — лицо российского спорта. Он ходит по разным передачам, появляется на публике, сейчас посол Спартакиады. Это действительно вложение и настоящая натурализация.
«Золото» чемпионатов мира и Олимпиад. Главные победы натурализованных спортсменов Казахстана
...или войдите через аккаунт соцсети