...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Футбол


29 ноября 2006 (13:29)

Данияр Кенжеханов: В отличии от Зидана ударил бы ногой

Данияр Кенжеханов: В отличии от Зидана ударил бы ногой В сезоне-2005 он стремительно ворвался в суперлигу, забивая за «Восток» соперникам чуть ли не в каждом матче. О нем заговорили как о бриллианте, требующем лишь несущественной огранки, после чего он должен засверкать и начать манить скаутов различных клубов.

Летом, казалось, огранка началась. Сергей Тимофеев вызывает нашего героя на матч с грузинами, и он открывает счет. После этого последовал небольшой спад. Не то ювелиры плохо поработали, не то сам бриллиант с небольшим изъяном, но чемпионат закончился для него как-то серенько. С началом нового сезона Кенжеханов связывал определенные надежды, и они начали оправдываться, когда Арно Пайперс вызвал его на турнир, что проходил на Кипре, однако Данияр вскоре вернулся в свой новый клуб – «Алма-Ату» - с серьезной травмой, которая стоила ему всего сезона. Сейчас он в полном порядке и готов приступить к повторному процессу шлифовки драгоценного камня. В конце прошлой недели Данияр вместе со своей очаровательной супругой Айжан побывал в гостях у «PROСПОРТ». Итак, о том, как проводил время вынужденного бездействия форвард сборной Казахстана и какие планы он строит на будущее – в нашей беседе с Кенжехановым.

- Данияр, начнем с этой злосчастной травмы. Как она вообще произошла?
- Получил ее в игре с финнами, когда отправился вместе со сборной на Кипр, где проходил турнир, уже на второй минуте вступил в единоборство с соперником и неудачно приземлился: правое колено вылетело из сустава с хрустом. Это футбол, жизнь... Было очень тяжело, но, когда поехал на лечение в Германию, доктор подбодрил меня, сказал, что не я первый, и такая у нас судьба. Я сам выбрал такую профессию, и нужно быть готовым к тому, что не всегда все будет гладко. Мне эти слова пошли на пользу.
- Случаем, не к знаменитому ли доктору Пфайфферу ты ездил?
- Нет, к доктору Айтману, он специализируется как раз на передних крестообразных связках, то есть на их лечении. Настоящий профи! В первое время было очень тяжело, особенно психологически, но сейчас все в порядке, уже начал тренировки.

Из первой лиги в высшую
- А ведь буквально два года назад ты доигрывал чемпионат первой лиги в составе «Карасай сарбаздары». Ожидал такого стремительного взлета за короткий срок?
- Не думал, что все будет так! Стремился попасть в команду суперлиги, но чтобы задумываться о национальной сборной - такого не было. Для меня главное - хорошо играть.
- Вообще как возник вариант с переходом в «Восток»?
- Сергей Алексеевич Гороховодацкий пригласил на просмотр Максима Зуева и Алексея Шакина, а меня он даже не видел в действии. В то время, когда «Карасай Сарбаздары» играл в Усть-Каменогорске с «Востоком»-2, я находился в составе молодежной сборной в Турции. Но потом, когда позвали Шакина и Зуева, мне помог отправиться с ними Виктор
Георгиевич Катков, тренировавший нас в «Карасай Сарбаздары». Благодаря ему и мне удалось попасть на просмотр. Первые сборы, проходившие в Сочи, сложились для меня не очень удачно. Забил в двух матчах, а потом потянул мышцу ноги и не тренировался. Однако на последний УТС в Турции меня вновь пригласили, и мне удалось отличиться во встречах с киевским «Арсеналом», барнаульским «Динамо». И еще какой-то команде забил, просто не помню, какой именно. Выходил все время на замену и мечтал не то что попасть в основу, а вообще закрепиться в команде. Но с началом сезона Гороховодацкий стал доверять и дал шанс проявить себя в основном составе. В итоге я почти весь сезон провел, играя по 90 минут.
- Если бы ты отправился покорять Усть-Каменогорск один, без друзей Шакина, Зуева и Кирова - результат был бы тем же?
- Не знаю, вряд ли. Они же мои друзья, и с ними мне было заметно легче не только на поле, а вообще психологически. Мы знаем друг друга, играли вместе, с ними мне было проще.
- А ведь тебя стал привлекать в молодежку Ойрат Садуов, кoгдa ты еще играл в первой лиге.
- Да, вызывал, но я не играл ни в матче с турками на выезде, ни с албанцами дома. Он не дал мне шанса проявить себя, а при Антоне Шохе доверия было явно больше. С украинцами я уже вышел на замену, а в памятном матче с турками дома, когда мы одержали свою первую победу, мне даже доверили место в основе.

Грузинам я не забивал
- А затем была национальная сборная, - продолжает Данияр. Встреча с грузинами...
- …где ты стал автором гола в их ворота. Кстати, многие утверждают, что в этом взятии ворот заслуга защитника.
- Да, в общем-то, это был автогол. Нурбол Жумаскалиев сделал передачу с фланга, я вступил в борьбу с защитником гостей, и он, отталкивая меня, сам срезал мяч в собственные ворота.
- Именно после тoгo матча стала возникать шумиха вокруг тебя. Это мешает?
- Не сказал бы, что мне было от этого комфортно, но и сказать, что весь этот ажиотаж вокруг моей скромной персоны прямо-таки напрягает меня, нельзя. Я думаю об игре, о том, как забить еще больше. Об этом думает каждый нападающий.
- Кстати, о нападающих. Чью игру среди коллег по амплуа считаешь наиболее привлекательной?
- Конечно же, Жафара Ирисметова. Он по праву стал лучшим бомбардиром. Очень сильный форвард.
- А ведь он попал в команду после того, как стало известно, что сезон ты пропустишь...
- Не знаю, связано ли это со мной или нет. Просто он нападающий высокого уровня.
- И в то же время он твой конкурент.
- И что в этом такого? Это нормально. У нас с ним теплые, дружеские отношения. А конкуренции я не боюсь. Все мы люди, и у каждого шансы на попадание в состав одинаковые.
- Не у всех. Ведь этот сезон уже прошел с поправкой в регламенте о молодых,
и два места в основе застолбили за футболистами не старше 21 года. Как ты относишься к этому факту? Например, Максим Низовцев считает, что игрок вне зависимости от возраста должен доказывать на тренировках, в матчах свое право на попадание в число одиннадцати.

- В общем-то, в чем-то я с ним согласен. Забронировав место, они могут понизить к себе требования, к прогрессу это не приведет, лишь к регрессу. А в этом возрасте самое главное - расти. Это возможно лишь, когда есть условия конкуренции. А с появлением пункта в регламенте, возможно, у них появится больше шансов заиграть, но это все искусственный метод. В нем нет духа соперничества, здоровой конкуренций, что просто необходимо для поднятия мастерства.
- В твоем новом клубе, когда стало ясно, что ты играть не будешь, за тобой сохранили десятый номер...
- И это очень приятно. Когда они мне сказали: «Даник, ты наша «десятка», было тепло на душе. Психологически это помогает, если знаешь, что тебя не забывают, в тебя верят. Одним словом - рад.
- «Алма-Aтa» - клуб благополучный, а в «Востоке» были кое-какие финансовые трудности. Это мешало играть?
- Честно говоря, в то время мне было абсолютно без разницы. На все денежные затруднения я внимания не обращал. Я хотел выходить на поле, забивать. Остальное отходило на второй план. Знаешь, когда ты приходишь из клуба первой лиги в суперлигу, то ни о каких деньгах не думаешь. Во всяком случае, у меня так и было. Главное - доверие. Мне для счастья хватало места в основном составе и помощи Гороховодацкого.
- Но ведь аппетит приходит во время еды...
- Не спорю, конечно, деньги очень важны, но когда на кону начало твоей карьеры, о них особо не задумываешься. Конечно, по сравнению с тем, что я получал в ЦСКА, разница огромная. Сергей Алексеевич мне часто говорил, что те деньги, которые я получал в «Востоке» - ерунда по сравнению с тем, что можно заработать за границей, и к этому нужно стремиться.
- А в «Алма-Ате» платили за вынужденный простой?
- Это солидный клуб, и такого рода проблем я не испытываю. Все вовремя, и не думаешь ни о чем, кроме футбола. Так и должно быть везде.
- Кстати, как тебе Антониус Йоор?
- Отличный специалист. У него интересный тренировочный процесс, и работать в его команде приятно. Много внимания уделяет технике. Да и как человек приятен.
- Тем более он привел команду к победе в Кубке страны. Не обидно, что не принял в этом участия?
- Почему же обидно? Если бы я получил травму в ходе сезона, то, возможно, было бы грустно, а так... Кто ж знал, что мы кубок возьмем?
- Вообще как тебе прошедший чемпионат?
- Не сказал бы, что он был зрелищным и интригующим. Не было запоминающихся игр, что не забываются. Зрелищности маловато было.
- Некоторые твои коллеги называют этот чемпионат «Comedy club».
- В общем-то, да. Договорных матчей хватало, и мне приходилось слышать о них.

Проблемы с авто
- Как ты отнесся к запрету дальнейшей эксплуатации праворульных автомобилей?
- А что делать? У меня тоже праворулька...
- Возмущение такое решение не вызывает?
- Это не совсем справедливо. Если бы запретили дальнейший ввоз, то еще ничего страшного. Ну а когда в стране уже половина автомобилей с правым водительским местом, то это неправильно. Им всем теперь свои машины переделывать, что ли? Некоторые ведь не имеют аналогов в леворульном варианте и трансформации не подлежат. А люди в них дeньги вложили, им теперь избавляться что ли?
- Тем временем Новый год на носу. У тебя есть какая-нибудь традиция в этот
праздник?

- Нет, так как я не знаю, где и как мне придется провожать старый год. Я даже свой день рождения не могу толком отметить, потому что в это время проходят сборы, и как-то не до празднеств. Помню, что 2005 год встречал в Китае, где мы с ребятами из «Карасай Сарбаздары» принимали участие в сборах команды СУАР, играли товарищеские матчи.
- После поражений журналистам в интервью отказываешь?
- Вообще не люблю говорить с вашим братом, потому что не считаю себя настолько популярным человеком, достойным постоянно мелькать на страницах газет и журналов. А после поражений тем более, нет ни сил, ни желания говорить.
- Жизнь футболиста проходит от тренировок до матчей. Как же находишь время на личную жизнь? Например, как тебе удалось познакомиться с супругой?
- В Усть-Каменогорске со мной играл один парень, он и дал телефон Айжаны, сказал, что отличная девушка. Они вместе учились. Так и познакомились.
- Кто ж такой заботливый?
- Андрей Анашкин.
- Кто дома за что отвечает?
- Супруга готовит, я выношу мусор. Половики вытряхиваю. Когда она наводит в доме порядок, я помогаю.
- Он не приврал? - спрашиваю у Айжан.
- Нет, у нас все именно так. Он никогда не прячется за тренировки, матчи. Не ссылается на усталость.
- А что больше всего предпочитаешь из того, что готовит супруга?
- Мясо.
- Особый рецепт?
- Не помню. Как это блюдо называется, которое мне очень нравится? - спрашивает Кенжеханов у Айжан.
- Нудли, это из немецкой кухни.
- Следовательно, «Восток» тебе дал не только футбольный опыт?
- Вообще судьбоносный клуб. И дорогу в сборную открыл, и невесту я себе нашел благодаря этой команде. Просто 2005 год - моя белая полоса, а 2006 - черная. Если верить статистике, то на смену черной приходит светлая.
- А чего сам ждешь от 2007 года?
- Главное, чтобы травм не было, играть побольше, да и о сборной не забывать.
- Что чувствует футболист, выбывший из строя на долгий срок из-за травмы?
- Очень тяжело... Как бы тебе сказать? Задумываешься обо всем. О жизни, о будущем, о проделанном. Когда сделали операцию, я вообще не знал, смогу ли играть. Да не ,то что
играть, а вообще бегать. Смотрел матчи и боялся, что не вернусь на прежний уровень. Тьфу-тьфу-тьфу! Все обошлось.

Слоники
- Ну ведь можно найти в этом моменте и положительную сторону?
- Да, больше времени провел с семьей. Книжки читал, компьютерные игры всякие...
- А хобби есть?
- Нет, ничего определенного, в бильярд не играю.
- Он слоников собирает, - ответила за супруга Айжан.
- Да, есть у меня определенная коллекция, собираю слоников. Точное количество не назову, но фигурок собрал уже достаточно много.
- А почему не ежиков или бегемотов?
- Просто мне нравится слон. Сильное, красивое и большое животное.
- Кстати, форвард «Ордабасы» Мурат Суюмагамбетов также увлекается коллекционированием слоников.
- Не знал, значит, у нас с ним в чем-то совпадают вкусы.
- В период вынужденного простоя, наверное, в отличие от коллег была возможность внимательнее следить за чемпионатом мира?
- Как раз когда я лечился в Германии, недалеко от Мюнхена в маленьком городке тренировалась сборная Бразилии, и я жил неподалеку от этого стадиона. Но из-за боли в ноге не смог сходить и посмотреть на кудесников мяча. Не хотелось передвигаться с костылем. Потом вечером в новостях увидел, что посетили тренировку около сорока тысяч болельщиков.
- А вообще результатом мундиаля удивлен?
- Не ожидал, что победят итальянцы, ставил на Бразилию, но они уступили французам.
- Что бы ты сделал на месте Зидана в том эпизоде, когда он ударил Матерацци?
- Не знаю, что точно сказали Зидану, но если бы меня так же оскорбили, то боюсь, что не сдержался бы. Только ударил бы не головой, а врезал бы сразу ногой. Я - человек неконфликтный, но такого рода оскорбления терпеть не стану. Хотя в детстве дрался часто.
- Чем ты вообще занимался в юные годы?
- Вообще мог стать музыкантом. Родители отдали меня в музыкальную школу, чтобы я обучался игре на домбре, но это не мое, поэтому уроки были непродолжительными. А так в два часа я приходил в тренажерный зал, занимался рукопашным боем, затем в пять вставал на лыжи, серьезно занимался этим видом спорта. Просто рано ушел из жизни мой тренер Алексей Михайлович, вскоре даже секцию закрыли. А в семь вечера меня ждал баскетбол.
- Пришла зима, самая пора вспомнить лыжный спорт.
- Да, наверное, куплю себе лыжи и побегаю.
- А как же драйв, кайф и адреналин, в частности?
- Сейчас радуюсь тому, что в итоге выбрал футбол. Ощущение после забитого тобою гола не передается словами.

Халтурщик
- Когда же ты пришел в футбол-то?
- В 15 лет меня записали в ЦСКА, да и то с перерывом. Футболом интенсивно стал заниматься лишь после окончания школы.
- То есть все твои ровесники, можно сказать, с детских лет начали тренироваться, а Кенжеханову хватило времени после окончания школы?
- Да. Когда я пришел впервые в совхоз имени Томаровского, то увидел своих сверстников и думал, что не смогу догнать их в развитии. Особенно после того, как узнал, что Кайрат Баймаханов в 15 лет уже начал играть за «Кайсар», вообще засомневался в своем будущем. Но поставил себе цель и стал работать над собой. Сначала было тяжело, все время старался недоработать, где-то схалтурить. Кросс - я срезаю, и так далее, но потом понял, что этим обманываю самого себя, и стал тренироваться всерьез.
- Всегда играл форварда?
- Нет, в атаку меня перевел Виктор Георгиевич Катков, а до этого я бегал и на фланге в полузащите, и под нападающими.
- Кстати, Виктор Катков часто отмечал, что к тебе требуется особый подход, нужно найти правильные струны для того, чтобы ты стал работать.
- Так оно и есть, он часто проводил со мной индивидуальные беседы, объяснил много вещей, что мне следует делать, а что нет. Он придавал мне уверенности в своих силах, всегда находил правильные слова. После бесед с ним перестал халтурить, работал над «физикой», кроссы стал бегать на совесть, правда, никогда не был в первых рядах финиширующих. Главное, чтобы было стремление. Я хотел отыграть этот сезон, а потом попробовать свои силы за рубежом, но из-за травмы не сложилось.
- А без хорошего агента можно попасть за рубеж?
- Человек, представляющий интересы игрока, нужен. Этот момент в нашем футболе так и остался неразвитым. Порой не хочется думать ни о чем, не хочется искать клуб, думать о контракте, о зарплате. Хочется просто играть, остальным всем должен заниматься агент, а у нас таких людей просто нет. Это большая проблема. Агенты есть везде, а в спорте они нужны особенно.

Бокал шампанского и ни капли никотина
- Относишь себя к режимщикам или можешь иногда позволить себе расслабиться при помощи спиртного?
- На Новый год - шампанское, на день рождения - максимум бутылочку пива. И все. Больше ничего не употребляю.
- Сигареты пробовал?
- Не доводилось.
- Как так? Все же этим баловались в детстве!
- Поверите или нет, но я не пробовал. Не исключаю, что после тридцати, когда завершу карьеру, попробую, а пока нет, даже не тянет.
- У футболистов в целом натура веселая. Поделись какой-нибудь интересной историей.
- Даже не припомню ничего такого.
- На самом деле их у него очень много, мне часто рассказывает, - вновь сдала супруга Айжан.
- Ах, да! Вспомнил один казус. Это было, когда Ойрат Садуов вызвал меня на матч в Турцию в составе молодежки. Значит, готовимся мы к игре, заходит в раздевалку рефери и просит всех нас показать ему шипы на бутсах. Все демонстрируют, он подходит ко мне, а я ему: «Минуточку!» Сам роюсь в сумке и не могу найти бутсы. Он вопросительно смотрит на меня. Я ему: «Нету!», - он мне: «То есть, как нет? Оказывается, оставил в номере, благо, что гостиница рядом, администратор быстро принес мне их оттуда. Но было весело. Надеюсь, что больше такое не повторится (смеется).
- Может, кто-то из соседей по номеру подшутил, спрятав их?
- Не думал об этом, но вряд ли, скорее всего, сам забыл по рассеянности.

Оноре Зуев, или Максим де Бальзак
- Прозвище у тебя есть?
- Сокращенное от фамилии, Кен, Кенжик - по-разному. Вариантов много.
- Сам любишь кому-нибудь придумывать прозвища?
- Да, вот Макса Зуева назвал Оноре.
- А почему Оноре?
- Просто, Оноре мне нравится, в честь Оноре де Бальзака (смеется).
- Кроме футбола, чем-то еще занимаешься? Может, учишься?
- Нет. Вот когда лежал с травмой, то думал, чем могу заняться, кроме футбола. Оказывается, я, в общем-то, больше ничего и не умею. Футбол для меня все. Думал, что как попаду в клуб суперлиги, сразу же сдам документы в университет, отучусь на кого-нибудь, да все некогда, сейчас и вовсе времени не хватает. Из-за сборов, матчей нереально просто заниматься чем-то еще. У меня даже нефутбольной мечты нет!
- А пополнения в семействе не ожидается?
- Если все будет нормально, то, может быть, на следующий год, посмотрим.
- А кого хотел бы?
- Мальчика, конечно!
- Футболиста?
- Непременно!

Айдын Кожахмет
«PROСПОРТ Казахстан»

P.S. После нашей беседы супруга Данияра Кенжеханова Айжан попросила передать слова благодарности всем болельщикам, незабывавшим о форварде национальной сборной и оказывавшим ему моральную поддержку.
"Sports.KZ"

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети