В предыдущем номере нашей газеты была опубликована статья «Деньги для ФФК». За прошедшее время жизнь дала новые поводы для размышлений на эту тему, и сегодня мы решили снова вернуться к ней.
Нам бы своего Рабиновича
Публикация в «Sport&KS» появилась 13 января, а на следующий день мажилисмен Мурат Абенов огласил в стенах парламента свой депутатский запрос на имя министра туризма и спорта.
Тексты нашей статьи и депутатского обращения очень созвучны, и для нас было бы лестно думать, что мы каким-то образом сподвигли народного избранника на это выступление. Но газета не могла так быстро дойти до Астаны (в силу неоперативности нашей почтовой службы). Кроме того, нестыковка отдельных цифр, которые легли в основу двух этих текстов, наталкивает на следующий вывод: те, кто собирал сведения для мажилисмена, пользовались другими, нежели мы, источниками. А зная механизм подготовки депутатских запросов и судя по тексту обращения, можно предположить, что оно готовилось загодя при участии и даже, смеем допустить, по инициативе представителей футбольных клубов. То есть последние, пусть и в такой форме, начинают выражать недовольство существующими порядками и «поборами» со стороны ФФК. Видимо, федерация их окончательно «достала», тем более что на дворе финансовый кризис.
Чем ответит ФФК? Формально она имеет право в который раз отмолчаться, как она это делала раньше, никак не реагируя на критику в СМИ. Кто-то возразит: мол, одно дело — газетная статья, и совершенно другое — депутатский запрос. Но, во-первых, главный адресат обращения — министр. Согласно закону он должен дать ответ, тогда как федерация делать это не обязана. Во-вторых, ФФК всегда может сесть на любимого конька и начать педалировать на то, что государственные органы (которые представляют и депутат, и министр) не вправе вмешиваться в деятельность общественной организации, коей является федерация. А как запасной вариант у нее есть угроза, что в случае оказания госорганами давления могут последовать суровые санкции со стороны ФИФА и УЕФА, вплоть до отлучения казахстанских сборных и клубов от участия в международных турнирах. Но в то же время если федерация и на сей раз станет прикрываться этим щитом, то окончательно потеряет авторитет в глазах футбольной общественности.
Вообще-то в идеале было бы лучше, если бы с аналогичным запросом — и непосредственно к ФФК — обратились сами президенты клубов, которые имеют право знать, как и на что расходуются выплачиваемые ими взносы и штрафы. Подобный прецедент был в начале прошлого года в Украине. Профессиональная футбольная лига, входящая в структуру федерации этой страны, занимала в финансовых вопросах такую же позицию, что и наша ФФК. Но в марте 2008-го президент клуба «Арсенал» (Киев) Вадим Рабинович официально потребовал от руководства ПФЛ предоставить ему и его коллегам полный отчет о суммах, поступивших в ПФЛ в качестве заявочных взносов и штрафов, и о том, на что эти деньги израсходованы. И руководство лиги было вынуждено дать ответ! После этого Рабинович ознакомил с предоставленными ему данными средства массовой информации, которые сделали бюджет лиги достоянием гласности.
Даешь аудит!
В статье «Деньги для ФФК», затрагивая тему заявочных взносов и штрафов, мы приводили в сравнение Российский футбольный союз. Некоторые наши читатели нам возразили: казахстанскому футболу далеко до российского, поэтому было бы правильнее сравнивать ситуацию у нас с положением дел в других постсоветских республиках. Кстати, не знаю, кто готовил данные для депутатского запроса, но все-таки фигурирующие там цифры по России и Украине являются неточными. Например, в регламенте российской премьер-лиги, размещенном на официальном сайте РФС, написано, что размер заявочного взноса для каждого клуба в 2008-м составлял 9 миллионов рублей (на тот момент примерно 330 тысяч долларов), тогда как в запросе говорится о 70 тысячах долларов. Да и в Украине он больше, чем названные депутатом 50 тысяч долларов. Ещё в сезоне 2007—2008 гг. (как известно, в этой стране чемпионат проводится по системе осень-весна) размер взноса, судя по имеющейся в Интернете информации, превышал 100 тысяч долларов, после чего наверняка ещё более увеличился. И, скорее всего, сейчас там клубы платят примерно столько же, сколько и у нас. Это так, ради объективности и справедливости, но в целом смысл обращения депутата верный: с учетом бюджетов российских и украинских клубов такие суммы бьют по ним гораздо менее болезненно, чем по казахстанским.
Соглашаясь с мнением наших читателей, обратим взор на других наших ближайших соседей — узбеков. При том, что уровень жизни у них заметно ниже, чем у нас, бюджеты футбольных клубов двух стран вполне сопоставимы. Там тоже, как и в Казахстане, есть богатые (вроде «Бунедкора», который стал знаменитым благодаря приглашению Зико и Ривалдо, а также «Пахтакора») и бедные. А в целом о их финансовых возможностях можно судить по решению Федерации футбола Узбекистана, которое гласит, что к чемпионату в высшей лиге могут быть допущены только клубы с годовым бюджетом в 3 миллиарда сумов, или примерно 2,2 миллиона долларов (причем в прошлом году «Трактор» и «Тупаланг», не соответствовавшие этим требованиям, были переведены в низший дивизион). У нас, в Казахстане, нижний порог в 2008-м составлял 3 миллиона долларов.
При этом каждый узбекский клуб вносит в кассу федерации 40 миллионов сумов (22 миллиона в качестве заявочного взноса и 18 миллионов на оплату работы судей — у наших соседей суммы по этим статьям перечисляются раздельно), или менее 30 тысяч долларов. Так было в прошлом году, так будет и в нынешнем, о чем информирует сайт федерации Теперь сравните с 150 тысячами долларов, которые наша ФФК берет с каждого казахстанского клуба — разница огромная.
Между тем, кто-то может с полной на то ответственностью заявить, что казахстанский чемпионат и вообще наш футбол лучше узбекского? Я с большим скепсисом отношусь к всевозможным рейтингам, и тем не менее… В рейтинге национальных чемпионатов узбекский занимает 35-е место (из постсоветских выше только украинский и российский), а наш — за пределами первой сотни. В рейтинге национальных сборных наши соседи на 69-й позиции, а мы — лишь на 133-й. Понятно, тут сыграл свою роль тот фактор, что казахстанские футболисты играют в Европе, а узбеки — в Азии, но даже с учетом этого сравнение выглядит далеко не в нашу пользу.
Говоря другими словами, те деньги, которые крутятся в нашем футболе, в том числе попадающие из местных бюджетов через клубы в распоряжение ФФК, не приносят должной отдачи. А раз так, то надо сделать их ревизию, проанализировать, какие суммы и на что тратятся, при необходимости перераспределить их, предложить федерации в чем-то «ужаться».
Словом, нужен независимый аудит. Для его проведения руководители клубов могли бы, объединившись, сами нанять компанию и оплатить её услуги. По сравнению со штрафами, которые они платят, расходы на это будут небольшими, зато они смогут наконец-то узнать, как используются отчисляемые ими деньги и, возможно, добиться снижения этих сумм. Но захотят ли они этого, не побоятся ли бросить открытый вызов федерации? Вот в чем вопрос…
Автор: Женис Байхожа Источник: Республиканская газета «Sport&KS»
...или войдите через аккаунт соцсети