Вчера в редакцию пришло письмо от футбольного болельщика, касающееся будущего нашей сборной. В отличие от многих любителей, призывающих карать или возносить наставника сборной, наш респондент приводит очень интересные мысли.
Взять кое-что на вооружение можно, кстати, и руководителям казахстанского футбола…
Не сказать, что я в восторге от господина Шторка, но, тем не менее, имеются очевидные плюсы от занятия им должности главного тренера. Существует такая наука, как теория систем. В ней подробно изучается система как объект исследования. Всякая система расширяется, т. е. у нее появляются новые элементы или новые связи. Но, расширяясь, она в каком-то месте достигает предела. Невозможно появиться ни новым элементам, ни новым связям. Что происходит с такой системой? Она деградирует.
Какой выход из этого положения? Системе необходимы новые элементы и связи из системы более сложного порядка. Это объективный закон природы.
Перейдем от теории к практике. Наша страна долгое время опиралась на свою футбольную базу, оставшуюся в наследство от Советского Союза. Первым значимым тренером в Казахстан пришел Арно Пайперс. Перед ним была поставлена задача достойно выступать в отборочных матчах. Результаты его работы были очевидны. В группе из семи команд наша заняла пятое место с десятью очками и у нее появился рисунок игры. Казалось бы, дело пошло. Но есть одно «но». Пайперс не проявлял интереса к самому развитию футбола в стране. В 2008 году в стране произошли события, которые прямо повлияли и на наше футбольное хозяйство. В конце 2008 года команду возглавил Шторк. И тут у команды началась не самая белая полоса в истории: крупные проигрыши и скандалы вокруг лидеров. Тем не менее Шторку дали карт-бланш. Я как-то спросил его, приехал ли он в Казахстан как тренер сборной или хочет большего. Не знаю искренне или нет, но он сказал, что хотел бы наладить инфраструктуру в стране и добавить новые элементы в наш футбол, многие из которых на Западе используют уже лет двадцать. Не помню, чтобы о подобном заикнулся Пайперс.
Все мы помним 1:5 против Беларуси и разразившийся после этого скандал. На пресс-конференции Шторк обвинил клубных тренеров в неправильной физической подготовке игроков. И какова же была реакция некоторых клубных тренеров? Вот что он сказал в одном из своих майских интервью: «В этой стране есть одна большая проблема — физическая подготовка футболистов. Казахстанские игроки умеют играть в футбол, это наглядно показал матч с Эстонией и первый тайм встречи с белорусами. В феврале в Белеке мы провели первый фитнес-тест, в мае мы провели еще один аналогичный тест. Мы сравнили показатели тестов, и результат меня очень разочаровал. Если в Белеке неважные показатели были связаны с межсезоньем — игроки тогда еще просто не набрали форму, то итоги майских тестов ужасающие! За два месяца футболисты настолько сдали, что уступают по этому показателю своим коллегам из пятой германской лиги! Начнем хотя бы с того, что средняя европейская команда должна делать за матч порядка пятисот передач. Белорусы сделали чуть больше четырехсот пасов, количество же наших передач — 200–250. О чем это говорит? Мы медленно играем, в отличие от тех же белорусов…»
Шторк выступает за привлечение в сборную игроков бундеслиги. Я думаю, это очень хорошая идея. Ребята, которым сейчас 20–25 лет, поиграют за нашу сборную лет 5–8, поднимут общий уровень игры сборной, внесут культуру игры, а когда их не будет, то ниже того уровня упасть не сможем. Тренер сказал правду, он показал, что в одиночку футбол в стране не поднять. Иначе говоря, ввел новые элементы в систему. Например, раньше нельзя было вообще критиковать что-либо. Мне кажется, что через какое-то время и ФФК будет объективно относиться к конструктивной критике. Поверьте, ФФК уже сегодня сделала многое. Вспомните, какой была федерация лет пять назад. Слова нельзя было плохого сказать в адрес ФФК. Система на тот момент себя изжила. А изживала она себя не последние 8–10 лет, а 20–30 лет. И вот новое руководство ФФК занялось реформированием нашего футбола. Мне кажется, после такого наследия процесс этот очень и очень болезненный. Представьте: все привыкли жить по одним правилам, а тут в одну ночь эти правила изменились. Люди, окружающие футбол, скорее всего подумали, что новое руководство футбола лишь временно ведет себя «неадекватно» и старая система все равно все вернет на свои места. Потому-то и действовали они по старинке, подкупая судей, скрывая реальный возраст игроков и т. д. Многие за это поплатились. Поймите, сразу поменять все, что накопилось за долгие годы, невозможно. Функционерам приходилось где-то идти на уступки, где-то и вовсе отказываться от ранее высказанной позиции. Но ведь линию свою они гнули. Возможно, при этом совершаются ошибки. Но тот, кто не ошибается, тот не развивается. Приходят-таки новые элементы в наш футбол.
Согласно теории, расширение системы проходит болезненно. Начинается процесс изменения структуры системы. Наконец, когда новые элементы прижились в системе, происходит налаживание взаимодействия (связей) между старыми и новыми элементами. На все уходит время. Чем сильнее расширяется система, тем больше времени уходит на ее новое становление. Большое значение в данном процессе имеет одно из свойств системы — так называемый аттрактор, или цель. Вот здесь и виден недостаток работы нашей федерации. Стремясь реформировать наш футбол, федерация имеет слабое видение будущего. Я слышал, будто имеется программа развития футбола в стране, расписанная на 8–10 лет. Но где же она? Ведь этот документ должен быть публичным. В нем должно быть расписано все пошагово. То есть цель федерации выглядит недостаточно ясно. И мне думается, что это то, на чем надо сконцентрироваться не только ФФК, но и болельщикам. Зная цель, мы уже совершенно точно можем требовать от федерации ее фактического исполнения. И сами же будем вовлечены в процесс развития футбола в стране, т. е. фактически управлять им. Федерация же в борьбе за достижение результатов не будет расслабляться.
...или войдите через аккаунт соцсети