Нефтяники, рыбаки — так их называют, но они предпочитают применять к себе более эпатажное прозвище — Дикий Запад. «Они» — это участники фанатского движения West side, следовавшие за любимым футбольным клубом «Атырау» на протяжении сезона по городам Казахстана.
Сейчас передо мной сидят шесть болельщиков — ребята пришли на встречу в костюмах, на лицах улыбки, говорят, тщательно подбирая слова, и ведут себя исключительно корректно. Но это впечатление первичное и обманчивое. Дело в том, что мне приходилось видеть их в реальных условиях, в их родной стихии. Потрясающий контраст: на стадионе это шумная толпа с разрисованными лицами, неустанно бьющая в свои огромные барабаны и выкрикивающая, пока голос окончательно не сядет, слова ободрения своей команде, распевающая песни со смешными текстами. Одним словом — фанаты.
Познакомилась я с болельщиками «Атырау» самым банальным способом — случайно, бороздя широкие просторы Интернета. Но пока шли вялые переговоры о встрече, вдруг предоставился отличнейший шанс — финал Кубка республики по футболу, на который засобирались фанаты команды. Путешествуя с этими ребятами на поезде в Астану и обратно, как ни странно, времени поговорить не смогла выбрать. Члены West side совместно с другими, отдельными болельщиками «Атырау» с тщанием готовили как свои легкие и голосовые связки, так и конечности для мощной поддержки (стоя махать в течение двух часов огромными флагами — работа не из легких). Отработали эти ребята на славу. В прессе появлялась разная информация о количестве карагандинцев, приехавших в Астану поддержать соперника «Атырау» в финале Кубка страны — «Шахтер». Но прибывшие из Атырау 150 человек, атырауские студенты, которые обучаются в столице, несколько групп поддержки из Алматы практически перекричали болельщиков-горняков. Большей частью украшенная огромными ярко-оранжевыми баннерами «Шахтера», «Астана-Арена» буквально утонула в шумной поддержке атыраусцев. Напоминавшие бело-зеленые цвета шотландского «Селтика» флаги и шарфы нефтяников ярким пятном выделялись на фоне затихших карагандинцев и астанинских болельщиков, просто пришедших посмотреть финальный матч.
Ерлан Махамбетов, Нурлан Тапанов, Асет Ерекешев, Юрий Макишев, Нуржан Абилкаиров и Андрей Кешишьян — основной костяк фанатского движения West side. Троим ребятам по 18–19 лет, Нурлану и Нуржану по 26 и 27 лет. Самый старший среди болельщиков — 36-летний Андрей, который в течение всей нашей беседы брал на себя роль главного. Но таковых в их объединении не оказалось.
— Здесь все главные, — категоричен Андрей, остальные согласно кивают. — Да, есть основной костяк, который сейчас и присутствует, мы делим поровну между собой обязанности и стараемся не выявлять лидера. Зачем? Нам и так хорошо.
— Когда и как пришла идея собраться всем вместе?
— 7 января 2008 года, — не задумываясь, отвечает Нурлан. А Андрей продолжает: — Мы в течение сезона встречали друг друга на стадионе. Для начала собрались, познакомились, помню, метель была. Постояли, друг на друга посмотрели: ну что, будем решать? Правда, потом заново собирались, так как некоторые ребята благополучно пропали.
— Как вы себя позиционируете? Кто вы?
— В жару и непогоду, в мороз и зной, «Атырау», помни, West side всегда с тобой! — дружно скандируют ребята. — Мы — группа активных болельщиков, поддерживающая команду на протяжении всего матча.
Наше движение создано с единственной целью — поддержать любимую родную команду «Атырау». Мы в отличие от обычных болельщиков и кузьмичей (ненастоящих болельщиков. — Ш.Т.) болеем за команду стоя, поем песни и заряжаем кричалки за любимую команду на протяжении всей игры, создавая праздничную, красочную атмосферу на стадионе. Также одной из целей существования нашего движения является объединение болельщиков футбольной команды «Атырау», популяризация и пропаганда футбола в Прикаспийском регионе. У фан-движения свой кодекс, своя идеология, которых должны придерживаться все участники «движка». Мы следуем стилю ультрас.
— Чем вы занимаетесь вне стадиона?
— В свободное время и до матча наш основной костяк занимается приготовлением баннеров, флагов. Одни дополняют материалами наш сайт, другие придумывают новые речевки, третьи рисуют баннеры. Также на сборах репетируем новые песни и заряды, чтобы все слаженно и действенно было на матчах.
— Как вы переживали череду тренеров, вереницу игроков, сменявшихся в течение 10 лет существования клуба? Не хотелось все бросить?
— Конечно, хотелось бы, чтобы нынешний состав сохранился, — одновременно отвечают Асет и Андрей. — Мы уже привыкли к нашим игрокам, и будет сложно привыкать к новым футболистам, к новой тактике, ждать лучшую игру. К примеру, в начале прошедшего сезона «Атырау» выглядел плохо, но под конец они заиграли, и было приятно смотреть. Сейчас, мы думаем, перспективы есть, будущее есть и уже можно думать о том, чтобы обновлять состав за счет местных игроков. Для усиления. Не надо покупать дорогих звезд, уверены, в Атырау есть хорошие футболисты.
— Кого вы считаете принципиальным соперником «Атырау»? Когда целью сезона являются не золотые медали, а моральное удовлетворение от победы именно над этой командой?
— Бесспорно, «Актобе». Потому что игра с ним — это западноказахстанское дерби, во-вторых, лично мы сами соперничаем с их фанатским движением. Матч розыгрыша Суперкубка Казахстана, который откроет новый сезон в следующем году, наиболее предвкушаемый.
— Когда состоялся ваш первый выездной матч?
— Это была 1/16 финала розыгрыша Кубка республики, «Атырау» играл с «Акжаиком» из Уральска. Нас выехало человек пятьдесят. Кстати, стадион у соседей хороший, газон отличного качества. К сожалению, клуб тогда нас не поддержал, мы своими силами обошлись.
Также в этом году мы «пробивали» выезды в Кызылорду, Кокшетау, Уральск, Талдыкорган и Астану. Пользуясь случаем, хотим поблагодарить акимов области и города за помощь в организации выездного финального матча Кубка Казахстана.
В Уральск мы выезжали дважды. Все из-за болельщиков, закидавших пластиковыми бутылками судью Айдына Рахимбаева, обслуживавшего матч с «Локомотивом» в сентябре. Можем сразу сказать, что это были не мы. Вследствие этих событий наш стадион «Мунайшы» был дисквалифицирован, и матч 25-го тура с «Кызылжаром» было решено провести в Уральске.
— Есть какие-нибудь прозвища у вас?
— Нас часто называют «нефтяниками», «рыбаками», даже «мамбетами» (смеются). Но нам нравится, когда нас называют дикими, с «Дикого Запада» — звучит круто. А мы в свою очередь называем болельщиков «Шахтера» «кротами», есть и другие, более обидные прозвища, но лучше их не озвучивать. Почему «кроты»? Ну шахтеры, глубоко под землей копают: Ясно же.
— Средства на приобретение клубной символики где берете?
— Какая ещё клубная символика? — недобро смеются болельщики. — Её нет, мы сами все заказываем, на собственные деньги. Дело в том, что в основном болеют за клуб студенты, а с них какой спрос? Так, по минимуму, стараемся выкрутиться.
— Вы контактируете с участниками фан-движений других казахстанских клубов?
— Да, конечно! Ведь, помимо футбольных, происходят и баннерные баталии. Но в этом году наша баннерная атака в адрес «Шахтера» (на огромном полотнище был изображен тяжелый каток, давящий крота) в фанатской среде вызвала уважение за креатив. В стане карагандинского фан-движка задумывалась «ответка», но, видимо, карагандинцы не отошли от нокаута.
Сейчас фанатизм входит в моду, молодежи нравится это, нравится проявлять активность на трибуне, петь, готовить визуальный перфоманс и, самое главное, «пробивать» выездные матчи.
Дружим, перенимаем опыт и советы у костанайского фан-движения River Ultras, которое поддерживает команду «Тобол»; астанинского Legion — болельщиков ФК «Намыс», сборной Казахстана. Ребята дружные, отзывчивые и адекватные.
— Напоследок ещё один вопрос, который стоило задать вначале: почему West side?
— Мы же из Западного Казахстана, поэтому. Думаем, неплохое название.
Автор: Шынар Текеева Фото: Владимир Шаповаловexpress-k.kz
Комментарии
Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь
...или войдите через аккаунт соцсети