Как известно, лимит на молодых футболистов, с некоторых пор принятый в казахстанском футболе, с нового сезона претерпит существенные изменения. Гарантированного места в основном составе игроки, все достоинства которых заключаются, главным образом, в не очень отдаленной от времени проведения матча даты рождения в паспорте, теперь получать не станут. Хотя в протоколе поединка в качестве запасных все равно обязательно указываться будут.
Вреда больше или пользы принес казахстанскому футболу лимит на молодых исполнителей, определенно сказать не так уж и просто. Подлила, похоже, тут масла в огонь и ситуация с Георгием Жуковым, который, будучи приравненным к воспитанникам казахстанского футбола как спортсмен, заигранный за молодежную сборную нашей страны, не торопится, тем не менее, надеть футболку национальной дружины Казахстана в официальном поединке.
Кое-кто считает, что нынешние ведущие отечественные футболисты, такие, как, например, Юрий Логвиненко, Дмитрий Шомко или Бауыржан Исламхан, являются продуктами именно этой отживающей системы лимитирования, когда молодым игрокам давался шанс набираться игровой практики на высшем отечественном футбольном уровне. Вопрос это, конечно же, более чем спорный — думается, Юра, Дима и Батори сумели бы пробиться в большой казахстанский футбол и через парадный вход... Но были среди игроков, побывавших в разное время в статусе лимитчиков по возрасту в футбольном чемпионате Казахстана, и откровенно нелепые персонажи. Разговор о них мы и начнем сегодня.
Шамс Джумабаев
Этот парень, памирский таджик, появившийся на свет в Душанбе, а футбольную науку постигавший в школе московского «Локомотива», появился в составе костанайского «Тобола» в 2006 году в возрасте 18 с лишним лет, перейдя из дублирующего состава раменского «Сатурна». Что характерно, числился в нашем чемпионате Шамс Гулондонович как казах (на заре существования введенного в том же 2006-м лимита на молодых футболистов в нашей стране обязательным был выход на поле в каждом матче юного игрока, являющегося этническим казахом). Ничем особенным, по большому счету, этот спортсмен не выделялся, и, отыграв 7 матчей в чемпионате РК, отбыл восвояси. Для того, как выяснилось, чтобы в 2008-м надеть футболку уже «Астаны». Здесь он надолго тоже не задержался. В 2009-м Шамс Джумабаев играл за таджикский «Истиклол», после — за полулюбительские российские «Петровка, 38» (Москва), «ВДВ-СпортКлуб» (Наро-Фоминск), «Спартак-М» (Кострома). Параллельно этот парень подвизается уже несколько лет на ниве модельного бизнеса (в качестве модели-мужчины, естественно) и снимается в рекламе.
Андрей Пушкарев
Всю жизнь занимавшегося футболом в Санкт-Петербурге Андрея привез в Кокшетау в 2006-м возглавивший в то время «Окжетпес» Сергей Герасимец. И, едва оказавшись в нашей стране (а может даже — немного раньше...) Пушкарев стал гражданином РК. В связи с чем и играл в чемпионате Казахстана на правах лимитчика. Сначала за синегорцев, после — за актюбинцев. Больших высот в казахстанском футболе Андрей Пушкарев не добился и уехал на родину. Где, впрочем, тоже оказался не слишком востребованным — играл за команды 2 и 3 лиг российского чемпионата «Ротор» (Волгоград), «Горняк» (Учалы), «Сахалин» (Южно-Сахалинск), «Тюмень» (Тюмень), «Тревис и ВВК» (Санкт-Петербург). В последнее время «звездит» в питерской «Звезде».
Ринат Хасенов
Данный хавбек пришел в свое время (а именно — в 2007-м) в наш чемпионат путем, проторенным Шамсом Джумабаевым — в его паспорте гражданина РК значилась национальность «казах». К тому же и местом рождения в документе была указана Караганда. Самой судьбой, в общем, было предначертано воспитаннику московского «Динамо» оставить столицу России и прибыть в карагандинский «Шахтер». Здесь Ринат отыграл сезон 2007 года, проявил себя, надо отдать ему должное, достаточно неплохо, привлекался в молодежную сборную Казахстана. После Хасенов выступал за «Иртыш» (Павлодар), «Торпедо» (Москва), дубль «Локомотива» из Астаны, «Приалит» (Реутов), алматинский «Кайрат», костанайский «Тобол», в 1 лиге за «Спартак» из Семея. После 2012 года его футбольные следы теряются.
Мадияр Муминов, Тимур Халмуратов
Истории о том, как оказались в Казахстане эти два воспитанника узбекистанского футбола, во многом схожи. В 2008 году в сильнейшем дивизионе чемпионата Казахстана дебютировал алматинский «Мегаспорт», в заявке которого на сезон значились два лимитчика по возрасту — якобы казахстанцы Мадияр Муминов и Тимур Халмуратов. Оба фигурировали в документе как футболисты 1989 года рождения. Только вот такая нестыковочка по ходу сезона обнаружилась: выяснилось, что первый, на самом деле, родился на 9 (!) лет раньше, чем указано в заявке, и играл в свое время за «Металлург» из Бекабада, а второй появился на свет в 1986-м, и ранее выступал за ташкентский «Трактор».
Впрочем, этим игрокам после разгоревшегося скандала было разрешено получить казахстанские паспорта на законных основаниях, и доигрывали они тот сезон уже по ним. После «Мегаспорта» Тимур выступал за дубль «Локомотива» (Астана), каскеленский «Сункар», «Акжайык» (Уральск), «Иртыш» (Павлодар), а в 2014 году защищал цвета «Астаны-1964». Мадияр, которому через несколько дней стукнет 36, еще в минувшем сезоне играл в 1 лиге за «Кыран», а до того после «Мегаспорта» успел выступить в составах «Локомотива» из Астаны, «Ордабасы», «Кайрата», узбекистанского «Машъала» (Мубарек) и «Тараза».
Продолжение следует...
...или войдите через аккаунт соцсети