Российский портал «Чемпионат» посвятил статью ушедшему из жизни тренеру Евгению Трофимову, который воспитал двукратную олимпийскую чемпионку в прыжках с шестом Елену Исинбаеву, передает Sports.kz.
«„Я не могу уже так любить“. Три трогательные истории в память о тренере Исинбаевой», — гласит заголовок статьи от портала.
Вот что пишет СМИ в своем материале...
На 81-м году жизни не стало прославленного тренера Евгения Трофимова. Именно его труды подарили России «золото» и мировые рекорды.
Все любители спорта в России знают, кто такая Елена Исинбаева.
Но не все знают, кто буквально сотворил из 15-летней «неперспективной» спортивной гимнастки двукратную олимпийскую чемпионку и многократную рекордсменку мира. Этим человеком был Евгений Васильевич Трофимов.
В начале 2025 года он ушёл на 81-м году жизни.
«Чемпионат» собрал три самые трогательные истории про человека, который сделал Исинбаеву великой чемпионкой. Чтобы память о нём жила.
«Я искала глазами тренера»
Евгению Васильевичу понадобилось меньше трёх лет, чтобы сделать из несостоявшейся гимнастки профессиональную прыгунью с шестом. Он учил её брать в руки шест, делать разбег. Заботился и называл своим ребёнком. Как позже говорила сама Исинбаева, они понимали друг друга на уровне телепатии.
«Когда у меня что-то не получается, я обязательно ищу глазами на трибуне тренера», — делилась Елена.
Когда в 18-летнем возрасте она отправилась на Олимпийские игры в Сиднее, Трофимова не включили в состав спортивной делегации, так что в Австралию он полетел в качестве туриста. Его рейс задержали. На стадион Евгений Васильевич попал спустя полчаса после выступления Исинбаевой. Лена квалификацию не прошла.
«Мне было всего 18 лет, а тут — огромный стадион, ревущие трибуны, заполненные до отказа. У меня руки, ноги затряслись, я искала глазами тренера, а его всё не было. Не взяла смешную высоту — четыре метра. Даже вспоминать неудобно. Евгений Васильевич сказал, что всё нормально. Мы крепко обнялись, поцеловались и пошли в зоопарк посмотреть на кенгуру», — рассказывала Исинбаева.
Больше такого не повторялось. На других крупных турнирах Трофимов был рядом и своим видом придавал ученице необходимую уверенность.
«Если не возьмёте, я заканчиваю со спортом»
К 2005 году Исинбаева выиграла Олимпиаду в Афинах, два чемпионата мира, установила 18 мировых рекордов, и... ушла от воспитавшего её Трофимова к Виталию Петрову.
Наставник очень сильно переживал и даже обижался на Елену.
«В ученика надо вкладывать душу, энергетику, надо его любить. Если подходить к этому механически, толку никакого не будет. А я не могу уже так любить», — говорил Евгений Васильевич. Он с обидой отмечал, что с заложенной базой тренировать его Лену сможет «даже водопроводчик».
С Петровым Исинбаева взяла «золото» Пекина, установила ещё девять мировых рекордов, а дальше результаты пошли на спад. Спортсменка предпринимала несколько робких попыток выйти на связь с бывшим наставником, но поговорить они смогли только 6 марта 2011 года — в Прощёное воскресенье.
«Моя соседка, которая регулярно ходит в церковь, напомнила мне о том, что это воскресенье — Прощёное. «Надо, — говорит, — всех простить». А в воскресенье у меня зазвонил телефон: «Евгений Васильевич, вас беспокоит Лена Исинбаева. Можем поговорить?». Мы встретились. Она сказала, что ушла от Петрова, и попросилась обратно ко мне. Сказала так: «Если вы меня сейчас не возьмёте, я заканчиваю со спортом», — делился Трофимов.
Евгений Васильевич немного подумал, посоветовался с женой, а 8 марта вновь встретился с Исинбаевой и её родителями. Позже он отмечал, что время лечит. Он простил свою Лену, которую любил по-отечески, и не скрывал радости от возобновления работы:
«Лена — мой ребёнок, который ко мне пришёл в 15, не зная, каким концом держать шест. Она куражистая. Пошёл эмоциональный подъём — начинает творить чудеса! Я доволен тем, что она сейчас делает. Она даже стала более ответственной. У нас двухразовые тренировки: утром — полтора часа и вечером — три. Мы с Леной всегда так тренировались».
Уже через год под крылом Трофимова Исинбаева установила свой 28-й мировой рекорд — 5,01 м в зале. Говорила, что обещала тренеру перед стартом сделать подарок за то, что вновь поверил в неё.
«Прыгнешь пять метров — с меня банка сока»
Наставник всегда имел особый подход к своей воспитаннице, и после возвращения между ними вновь воцарилась гармония.
«Если вижу, что она подавлена, отвожу за угол: «Ну-ка, заори на меня, давай подерёмся! Ты, когда злишься, такая красивая становишься». Если мы поспорили, могу подождать и отойти в сторону. Или попрошу двух разных людей сказать ей определённые вещи. Она, услышав от них нужные слова, потом вернётся: «Да, Евгений Васильевич, вы были правы», — делился тонкостями работы с Исинбаевой Трофимов.
«Иногда я её завожу колкостями разными, и она сразу собирается. Иногда стимулирую, например, прыгнешь пять метров — с меня банка сока. Она сразу потирает руки, говоря: „Ну начинаются у меня коммерческие старты“, и прыгает. Люблю пощекотать нервы, сыграть на самолюбии, и она начинает работать как сумасшедшая», — продолжал тренер.
Исинбаева очень тепло относилась и к горячо любимой супруге Трофимова Тамаре Фёдоровне. Сначала та готовила малышей, а после приводила их к мужу. Вместе они вырастили четырёх мастеров спорта международного класса и 15 мастеров спорта. А когда у Тамары Фёдоровны обнаружили онкологическое заболевание, она оставила занятия с детьми и помогала супругу, работала в мини-команде психологом Елены.
«То, что на последнем чемпионате мира Лена Исинбаева поднялась на пьедестал, — полностью её заслуга. Были моменты, когда Лену надо было поддержать, а я не мог. И тогда на помощь приходила Тамара Фёдоровна. Лена её очень любит. Всегда спрашивала: „А Тамара Фёдоровна на тренировке будет?“ — „Будет“. И сразу: „Фух...“ — вздох облегчения. Она никогда не ругает, но всегда находит такие слова, что Лена сразу мобилизуется. Тамара Фёдоровна — очень сильная женщина, шесть лет борьбы с недугом это показали. Её пример настраивает Лену на то, чтобы преодолеть свои слабости. Они есть у каждого человека», — рассказывал Евгений Васильевич.
...или войдите через аккаунт соцсети