На дворе уже 2021 год, а во многих казахстанских футбольных клубах до сих пор не утверждены бюджеты на следующий сезон и не назначены наставники команд. К таковым можно отнести и шымкентский «Ордабасы», который на данный момент остается без главного тренера. В прошлом турнире Премьер-Лиги футбольного чемпионата Казахстана южане играли под руководством грузинского специалиста Кахабера Цхададзе, не выполнившего задачу по выходу в еврокубки, в связи с чем руководство клуба решило не продлевать с ним контракт.
Корреспондент республиканского интернет-портала Sports.kz связался с президентом футбольного клуба «Ордабасы» Бахтияром Байсеитовым, чтобы обсудить с ним планы шымкентской команды на предстоящий сезон, узнать кандидатуры потенциальных наставников, выяснить отношение к необходимости срочных поисков спонсоров, а также получить ответы на некоторые другие немаловажные вопросы.
— Бахтияр Даниярович, расскажите, как сейчас обстоят дела в «Ордабасы».
— Как и у всех. Сейчас — пауза, посмотрим, что будет после 10-го числа. Все команды начинают подготовку 12, 13 или 14 января, потому что хотят убедиться, что будет дальше, — как объявить свои планы футболистам, особенно по их заработной плате, чтобы их не подвести и не быть попрошайкой в конце сезона.
— Когда вы планируете начать подготовку к сезону?
— 14-15 января.
— В это время начнет тренироваться, в основном, местная молодежь или подключите уже основной состав?
— Начнем сборы, конечно, с местными футболистами — и, наверное, с теми, кто должен приехать из Европы. Дальше — больше, если вылетим в Турцию.
— Ходят разговоры, что к вам на переговоры приезжал Владимир Газзаев — и в итоге отказался принять команду. Можете прояснить ситуацию?
— Такого не было. Вы пятый человек, кто спрашивает про это. Я говорю: «Нет».
— Также проходила информация, что с «Ордабасы» ведут переговоры Вадим Евсеев и Стойчо Младенов. Имеет ли она какую-то почву под собой?
— Нет, — все это только разговоры. То, что со мной кто-то разговаривает, этого никто не знает. Предлагают и того, и другого, и пятого, и десятого... Даже Грозного, даже Кумыкова — много разговоров. Если бы я разговаривал с кем-то, то сказал бы. То, что Газзаев приехал и отказался, — все это брехня.
— Кого тогда вообще рассматриваете на пост главного тренера?
— Это пока тайна. Думаю, в 20-х числах будет известно.
— Почему не оставили Кахабера Цхададзе, ведь Вы так его хвалили?
— А я всегда хорошо отзываюсь о тренерах — я никогда своего тренера не ругаю, будь это Петрушин, Цхададзе или еще кто-то. Всякое бывает. Работа тренера — самая неблагодарная. Когда команда выигрывает — выигрывает команда, а когда она проигрывает — проиграл тренер. Я сам проработал главным тренером 30 лет — и знаю, что это такое.
Когда мы играли самый главный матч, я сказал: «Кахабер Джумберович, „Гамлета“ читал?.. Вопрос стоит — быть или не быть. Если мы выиграем встречу, то занимаем второе место — ты видишь, чего стоит эта игра?!.. Если мы вничью сыграем — занимаем третье место, а если проиграем — можем вылететь». Он сказал: «Я Вас понял». Я говорю: «Если ты меня понял, за каждую пядь земли мы должны драться, будет война на поле».
— Получается, Вы ставили какой-то ультиматум?
— Нет. Я своими словами показал — не зря «Гамлета» упомянул. Сказал, что если что-то будет не так, ты можешь не попасть. Он и не попал.
— И после этого расстались?
— Не расстались. Я даже ничего не говорил. Он уехал — и все, контракт закончился. При мне мы пять лет попадали в зону еврокубков — и вдруг не попадаем. Я думаю, логично.
— А как вообще оцениваете работу Кахабера Цхададазе в «Ордабасы?
— Хорошо. Он здорово работает, но есть некоторые нюансы. В момент, когда нужно найти общий язык с игроками — здесь возникают небольшие проблемы. Самые главные на поле — игроки. Как хочешь и как можешь, ты их должен настраивать так, чтобы они вышли и делали то, что ты сказал на установке. Если футболисты не выполняют и проигрывают, ты все равно им должен говорить спасибо.
— С чем связываете непопадание в еврокубковую зону?
— Вы знаете, это было уже в конце сезона. Если разобраться, то нас засудили. «Тобол» ни в коем случае не должен был проигрывать «Шахтеру», но было сделано, что костанайцы проиграли. Мне звонили трое солидных рефери, судившие чемпионат Европы, которым я показал этот момент, — и они говорят, что нас убили. Не хотели, чтобы мы победили «Окжетпес», но они не знали счет, мы же выигрывали на тот момент у «Окжетпеса» 2:1. И на 89 минуте встречи дают пенальти в ворота «Тобола». Один момент — и рефери нашел его, поставил одиннадцатиметровый и желтую еще показал Мужикову. Он сказал ему, что вообще не при делах. В «Шахтере» так радовались забитому пенальти... У того, кто пробивал пенальти, Хубулова, совести нет. Почему?.. Потому что когда давали пенальти ни за что, легендарные игроки сборной СССР били мимо, поскольку такую победу они не хотели зарабатывать.
— Вы имеете в виду, что имелись факты нечестной и несправедливой игры в матчах КПЛ?
— Естественно. «Астана» с нами играла — два пенальти дали. Посмотрите хорошенько, в каких из этих эпизодов действительно был пенальти. Человек, занимающий высокую должность в Федерации футбола, сказал мне: «Я тоже сомневаюсь». Но нам дают. А когда мы врываемся в штрафную «Кайрата», Диакате сбивают — пенальти нет. Потому что знают: если забьем второй мяч, мы задушим «Кайрат». И таких моментов знаете, сколько было?!.. Бывало, Диакате ругался с игроками, были и маты. И что?! Надо показывать красную?! Где такое видели?!.. В российском чемпионате мат на мате — и ничего такого нет, играют. А у нас — на тебе, Диакате. Надо убирать одного из лидеров, который играет в опорной зоне. Убрали его — и легче им стало. Самое главное же — у «Ордабасы» выиграли. И «Шахтер» забил — и радуются, как будто чемпионат Мира выиграли.
— Каким будет бюджет ФК «Ордабасы» в 2021 году?
— Ждем 10 января. Если мы убедимся, что все нормально, я Вам 20 января объявлю. Вот, говорят — надо массовый футбол поднимать, развивать. А что делать массовому футболу?.. В конечном итоге будем упираться в то, что когда футболисты перейдут в профессиональный клуб, там бюджет маленький. И что будет?..
— Кстати, об этом. В целом, как Вы восприняли новость о сокращении финансирования профессиональных спортивных клубов за счет средств бюджета?
— Это футболу не поможет, и будут большие трудности. Футбол — это спорт номер один в мире. Миллиарды людей любят эту игру. А какие цены у игроков?! Тот же Неймар — его купили за 222 миллиона евро, а про Месси говорили, что не продается, потому что ужасающая цена была. Так о чем же надо думать?.. Надо просто сделать солидные команды в Казахстане, в Узбекистане, в России, чтобы команды были хотя бы такие, как «Аякс». Нужно приравнять команды.
— Вы имеете в виду, что это нужно сделать за счет бюджетных средств?
— Если футболисты будут знать, что получат хорошие деньги, то будут приезжать качественные исполнители, и, естественно, уровень команд будет расти. Если они будут тренироваться и получать копейки, то футболисты будут рваться в клубы других стран, как Зайнутдинов. Они будут стараться получать за свою работу более-менее приличную сумму, пока играют. А если не будут играть — то что?.. Все, закрыто — останутся ни с чем. А многие футболисты советского периода, как Стрельцов и Хусаинов, и вовсе заканчивали алкоголизмом.
— А что думаете о предлагаемом ограничении зарплат из госбюджета до 1 миллиона тенге в месяц?
— Считай, можно заканчивать. Никто сюда не приедет, а своими футболистами играли уже. Чего мы только не делали со своими клубами... И предлагали, чтобы играли два молодых футболиста. Мы все прошли. И к чему пришли?.. Когда мы выходили на чемпионаты Мира или Европы?.. Почему не играем?.. Значит, не хватает опыта, хороших игроков. Чем та же Хорватия лучше нас?! Но они попадают на крупные турниры, и в каких командах хорваты играют. А у нас кто играет, кроме Зайнутдинова, которого вознесли, как Еркебулана Сейдахмета — «Казахский Месси»?.. Где «Казахский Месси» сейчас?! Парня убили просто. А сейчас открываешь новости: Зайнутдинов. Ну, хорошо, — парень прибавил, нормально. Зачем так говорить об этом?! Как будто Казахстан — постоянный участник чемпионатов Мира и Европы. Ну нет же.
— Есть ли у вас в клубе игроки, которые реально получали такие деньги?
— Конечно, есть. 5-6 игроков так получают.
— Считаете, что это мало?
— Конечно. Все прекрасно знают. Ну, что это такое?!.. Для человека, у которого ограниченное время в футболе, чтобы он показывал хорошую игру, это очень мало. Он должен радовать своих болельщиков, должен радовать весь Казахстан, когда попадает в сборную. Если его возьмут куда-нибудь в мадридский «Реал», должен будет радовать весь мир.
— Реально ли «Ордабасы» найти спонсоров?
— Спонсора найти сложно. Если поработать и пойти с протянутой рукой, то, может, кто-то пожалеет. Если бы я был миллиардером, то содержал бы команду, — но у нас нет таких людей, которые любят футбол и могли бы спонсировать и получать от этого удовольствие.
— Есть ли спонсоры у вашего клуба в данный момент?
— Мы ищем. Хотим, чтобы поддержали нас, говорим, что мы не чужие — вы же все-таки знаете, что мы не подведем, ребята у нас хорошие. Есть потенциальные спонсоры, с которыми надо будет разговаривать после 12 января, хотим, чтобы нам больше средств выделили, чтобы была уверенность в будущем — и можно было спокойно начать и завершить сезон, чтобы стыдно не было.
— Какие задачи будут стоять перед командой из Шымкента в предстоящем сезоне?
— Наша задача — это попадание в тройку уже как пять лет. И в тройку мы попадаем всегда.
— Расскажите о селекционных моментах. Какие позиции в составе планируете укреплять?
— Как всегда, нам нужно укрепиться впереди. Несмотря на то, что у нас играет лучший футболист КПЛ, хотим, чтобы в паре кто-то был с ним. В прошедшем сезоне Кахаберу Цхададзе не очень нравился Токтар Жангылышбай, хотя в позапрошлом сезоне он забил 8 мячей, записал на свой счет самый красивый гол чемпионата. Я тренеру никогда не говорю, почему он не ставит футболиста на игру — это дело тренера, но по каким-то причинам он не играл. В связи с этим нам нужно укреплять позицию нападающего. Нужен центральный защитник, потому что у нас травмированы пара игроков этой позиции. Вратари у нас хорошие. Все будет зависеть от тренера, который будет тренировать и говорить, на какие позиции ему нужны игроки. В целом думаю, что команда у нас хорошая.
— Чьего появления можно ожидать в команде? Правда ли, что Еркебулан Тунгышбаев и Азат Нургалиев возвращаются домой?
— Опять-таки, сейчас не могу сказать, — но узнаете после 20 января, не будем опережать время.
— Кто из футболистов точно останется в команде, а кто ее покинет?
— У нас все квалифицированные игроки, и затрудняюсь сказать, кто покинет команду. Из-за травм может, уйдет пара игроков, а так, в принципе, у нас состав может быть такой же, который был в прошлом сезоне.
...или войдите через аккаунт соцсети