На протяжении 16 лет Евгений Аверченко выступал в турнирах футбольного чемпионата Казахстана, защищая цвета нескольких участвующих в нем команд. Начинал игрок свой футбольный путь в родном Петропавловске и, спустя много лет, в команде этого города «Кызыл-Жар СК» провел и свой последний поединок на профессиональном уровне.
О том, чем сейчас занимается известный в недавнем прошлом футболист, и как проходила его игровая карьера, корреспондент республиканского интернет-портала Sports.kz решил узнать в разговоре с бывшим игроком национальной сборной Казахстана.
— Евгений, в начале этого года на сайте футбольного клуба «Кызыл-Жар СК» Вы были указаны в составе петропавловской команды, но в итоге болельщики на поле Вас так и не увидели...
— К прошедшему сезону я уже не готовился, так как решил завершить карьеру футболиста. После окончания прошлогоднего чемпионата страны я подошел к президенту клуба и узнал, что главным тренером останется работать Владимир Фомичев, поэтому принял решение повесить бутсы на гвоздь. Никакого конфликта между мной и наставником не было, просто на тренировках этого специалиста очень серьезные нагрузки, а мне после перенесенных травм они категорически противопоказаны. У меня была надорвана мышца, и трижды случался рецидив, поэтому рисковать больше, причем в моем возрасте, нежелательно. Если бы в команде появился другой наставник, не с такими тяжелыми нагрузками в тренировочном процессе, то я бы еще поиграл.
— Вы завершили карьеру в родном Петропавловске, где и начинали занятия футболом. Кто был Вашим первым тренером?
— Моим первым тренером был Ринат Рашидович Аминов. У него я занимался, правда, недолго, — спустя некоторое время перешел к тренеру Владимиру Хазиевичу Валиахметову, у которого и продолжил свое обучение футболу.
— В 2001 году Вы дебютировали в составе команды «Есиль-Богатырь» в Высшей лиге казахстанского чемпионата. Помните свой первый матч на данном уровне?
— На самом деле, дебют у меня случился в кубковой игре против столичного «Жениса». Помню, тогда в Петропавловске был очень большой интерес к этому матчу — стадион оказался забит до отказа. Минут за 15 до конца игры главный тренер Дмитрий Огай выпустил меня на замену. Когда звали переодеваться для замены, я вначале даже не верил, что зовут именно меня, — волнение было просто неимоверным. Перед выходом ощущался очень большой мандраж, от волнения даже руки тряслись. Дмитрий Огай мне тогда сказал: «Твоя задача — получить мяч и пробить». Сделать это во время матча за тот небольшой срок, что я принимал участие в игре, мне удалось — остановил и пробил, но, к сожалению, в створ ворот тогда не попал... Мяч прошел выше перекладины. Сама встреча, если не ошибаюсь, завершилась ничейным результатом.
— Почему, проведя несколько сезонов за «Есиль-Богатырь», в 2006 году Вы оказались в Первой лиге, выступая за другую петропавловскую команду — «Авангард СКО»?
— Тогда в чемпионате Казахстана был введен лимит на молодых игроков, и на моей позиции главный тренер Ойрат Садуов видел как раз одного из них. Об этом он мне прямо и сказал — что меня в составе не видит. Правда, из команды не выгоняет, но играть я все равно не буду. Мне не хотелось весь год сидеть на лавке, и я принял решение перейти в только что создававшуюся команду «Авангард СКО», которая собиралась играть в Первой лиге. Предложил мне это мой знакомый Виталий Пахомов, и мне очень хотелось тогда доказать, что со мной поступили несправедливо. Сезон 2006 года команда провела великолепно, ну, а мне удалось в 22 играх 14 раз отличиться забитыми мячами, и на следующий сезон я уже был опять возвращен в «Есиль-Богатырь». А «Авангард СКО», к сожалению, поиграв еще года два в Первой лиге, перестал участвовать в казахстанском чемпионате, так как прекратилось финансирование клуба.
— В сезоне 2009 года «Кызылжар» считался явным аутсайдером, и Вы по ходу сезона перешли в состав чемпиона страны «Актобе». Никаких сложностей в связи с уходом из команды тогда не возникало?
— Каких-то особых сложностей не было, но в деньгах я потерял немало. В том году из-за плохой финансовой ситуации из команды по ходу чемпионата ушло половина состава, собрался уйти и я. У меня было два варианта, «Актобе» и «Локомотив» из Астаны, и, все обдумав, я решил перейти в стан действующих чемпионов. В Петропавловске мне должны были деньги за три последних месяца, и мало того, что «Актобе» заплатил за меня «Кызылжару» приличную сумму, так еще и мои деньги петропавловцы мне так и не отдали.
— Отыграв три сезона за актюбинцев, Вы затем выступали в нескольких других клубах — «Жетысу», «Тоболе», «Иртыше», «Таразе», вернувшись в 2016 году в команду родного Петропавловска. Спустя время, можете сказать в какой команде прошли Ваши лучшие годы как футболиста?
— Лучшие свои годы я провел, безусловно, в составе «Актобе». С этой командой мне удалось выиграть в Казахстане все, что только можно. Также я поучаствовал в еврокубковых матчах против сильных европейских команд, постоянно вызывался в национальную сборную. У нас была действительно сильная команда, где подобрался хороший коллектив игроков. Очень жаль смотреть на то, что сейчас происходит с «Актобе». Не знаю, с чем это связано, — возможно, с перестановками в руководстве клуба.
— А была в Вашей игровой карьере команда, переход в которую оказался ошибкой?
— Выступая за «Тобол», я получил серьезную травму мениска, и мне нужно было сразу делать МРТ, но врачи команды заявляли, что все в порядке, и ничего серьезного нет, хотя без диагноза не могли точно определить, какое именно у меня повреждение. В итоге так целую неделю я и пробегал вокруг поля с разорванным мениском, и лишь пройдя МРТ, я уехал на операцию в Москву. Восстанавливался быстрее, чем положено, но так до конца еще и не вылечился, когда наставник костанайцев Вячеслав Грозный решил меня поставить в состав на матч с «Актобе». В итоге все закончилось очередной серьезной травмой, так как нужно было играть только после полного восстановления. Но самое интересное в том, что меня в итоге и обвиняли в том, что я постоянно травмируюсь и много лечусь. В итоге я был очень зол на тренерский штаб Вячеслава Грозного и решил перейти в «Жетысу», откуда было предложение. Мне хотелось тогда играть в спокойной обстановке, и я совершил ошибку, уйдя из команды. Мой агент мне говорил, что не стоит этого делать, но я в тот момент погорячился и перебрался в Талдыкорган. Если бы та ситуация повторилась, то я бы не покинул «Тобол», — ведь когда игроку 30 лет и более, выбраться из команд, находящихся в нижней части турнирной таблицы, очень затруднительно, предложений от более серьезных клубов практически не поступают. Мне, правда, повезло — и я после «Жетысу» оказался в павлодарском «Иртыше».
— В каком клубе была наиболее стабильная финансовая обстановка — то есть, очень хорошо платили и не задерживали зарплату?
— Здесь вне конкуренции на первом месте «Актобе». В этом клубе платили хорошие деньги и никогда не задерживали с их выплатой. Поэтому футболисты взамен и добивались высоких результатов. В «Тоболе» тоже было все в порядке, лишь изредка задерживали выдачу премиальных. А вот в 2013 году со мной произошла ситуация, когда я в течение всего сезона не получил ни одной зарплаты, причем играл я в том году за две команды — «Жетысу» и «Иртыш». Вначале мне за три месяца должны были в Талдыкоргане, а после перехода в павлодарскую команду не платили и там, и продолжалось все это до декабря месяца. Зимой со мной эти клубы рассчитались, но весь сезон я играл, не получая за свою работу зарплату.
— Вы всегда выступали в Казахстане. А ведь были ли у Вас приглашения и из других стран...
— В 2008 году у меня был вариант попасть в состав днепропетровского «Днепра». Я был приглашен туда на просмотр и провел там целую неделю. В итоге главный тренер украинской команды Владимир Бессонов сказал, что я его устраиваю как футболист, и нужно будет приехать 4 января на сбор «Днепра». В тот момент у меня был действующий контракт с петропавловским клубом, и его президент запросил у украинцев за меня 200 тысяч долларов. Те ответили, что сумма нереальная, так как я не являюсь игроком казахстанской сборной (а на тот момент я под ее знамена еще не вызывался), и, вообще, «Есиль-Богатырь» занял только 11 место в чемпионате своей страны. В тот момент мне надо было более серьезно поговорить с президентом клуба, чтобы он уменьшил сумму, скажем, до 50 тысяч, — то есть, быть гораздо настырнее. В итоге мой шанс поиграть в сильном чемпионате был, к сожалению, упущен.
— По прошествии семи лет Петропавловск вновь будет представлен в сильнейшем дивизионе чемпионата страны. Как считаете, «Кызыл-Жар СК» сможет закрепиться в КПЛ?
— Сейчас сложно что-то говорить на этот счет. Все будет зависеть от финансирования клуба в будущем году. Еще неизвестно, кто будет тренером, кто будет играть, но думаю, если «Кызыл-Жару СК» окажут достойную финансовую поддержку, то петропавловская дружина сможет прилично выступить в Премьер-Лиге.
— Вы принимали участие в международных матчах как в составе национальной сборной Казахстана, так и в еврокубковых турнирах. Можете назвать самые памятные из них для Вас?
— Если брать матчи в составе сборной Казахстана, то это будет игра против английской сборной в Алматы. Когда заполнен стадион и звучит гимн твоей страны, то так дух захватывает, что аж мурашки по коже... Среди игр на клубном уровне выделю встречи «Актобе» против немецкого «Вердера». Хоть мы оказались тогда слабее немецкой команды, сама атмосфера таких матчей всегда остается в памяти.
— Под руководством какого тренера Вам наиболее интересно было тренироваться и играть?
— От каждого тренера всегда берешь понемногу, и у меня примерно такая же ситуация. Наверное, все же, как футболист я больше раскрылся под руководством Евгения Яровенко — именно при нем я начал значительно прогрессировать и приглашаться в сборную страны. Всегда заряжал энергией Талгат Байсуфинов, который находил нужные слова, чтобы завести футболиста, причем всегда мог пошутить и подбодрить игрока. Конечно, приложил руку к моему становлению как футболиста и Дмитрий Огай, который пригласил меня во взрослую команду «Есиль-Богатырь» из дублирующего состава.
— Сейчас, по завершении игровой карьеры, Ваша жизнь как-то связана с футболом?
— На данный момент я работаю в Футбольном центре Петропавловска, где тренирую детей. Конечно, в дальнейшем хотелось бы остаться в футболе и быть при своем любимом деле. Просто не все зависит от меня самого... А так, — работать в футболе имеется огромное желание.
...или войдите через аккаунт соцсети