4 апреля 2008 (18:31)ФОБИИ ОГАЯ
Наше издание одним из первых опубликовало острое интервью главного тренера костанайского "Тобола" Дмитрия Огая после матча его команды с "Мегаспортом". Автор этих строк, являющийся выпускающим редактором сайта "НАШ СПОРТ", был не против предоставить трибуну тренеру, чтобы тот мог высказать свое мнение о последних событиях происходящих в казахстанском футболе. Вы спросите, почему автор этих строк акцентировал внимание на себе, да потому что Дмитрий Огай в том самом интервью корреспонденту Айдыну Кожахмету, не поленился уделить несколько минут из своего драгоценного времени вашему покорному слуге.
После невнятной игры "Тобола" главный тренер на пресс-конференции выглядел встревоженным. В тот момент мысли подтвердились - под наставником зашаталось кресло, причем Дмитрий Огай понимал это лучше всех остальных. Тренеру срочно нужно было реагировать, вот он и среагировал от отчаяния, да так среагировал, что вспомнил о деле двухлетней давности, в котором был замешан ваш корреспондент. Об истории расскажу позже, а пока немного предыстории.
Автор этих строк не испытывал личной неприязни к Дмитрию Огаю. Напротив, в годы его работы в петропавловском "Есиле", а потом в павлодарском "Иртыше", и в первые годы в костанайском "Тоболе" мне по долгу службы не редко приходилось пересекаться с тренером. На футбольную программу "Клуб 11", делая сюжет о личных пристрастиях тренера в быту, мне удалось взять интервью даже у супруги Дмитрия Огая. Тогда мне и в голову не приходило, что между мной и тренером дорогу перебежит черная кошка.
Однажды, в июле 2006 года перед матчем отборочного турнира Кубка УЕФА "Тобола" с швейцарским "Базелем" я по телефону договорился об интервью с капитаном сборной Казахстана Нурболом Жумаскалиевым. Вопросов тогда накопилось к лидеру национальной команды много, по редакционному заданию, мне необходимо было оперативно подготовить сюжет для телевизионной передачи. Сам Нурбол бы не против беседы. В это время "Тобол" готовился к еврокубкам в Алматы на загородном поле стадиона "Беназир". Когда съемочная группа приехала на интервью с Нурболом, то встретила недовольного главного тренера. Дмитрий Огай без объяснения причин в грубой форме категорически запретил корреспонденту разговаривать с футболистом. Запрет давать интервью касался всех игроков "Тобола", в тот момент мне, сразу стало ясно, кто нарушит тренерскую просьбу, в миг будет оштрафован. Все мои аргументы: в разговоре не будет упоминаться костанайский клуб, а речь пойдет исключительно о национальной сборной Казахстана, Огаем были проигнорированы. Честно признаться, такая позиция главного тренера вызвала одни удивления, не меньше чем у самого Нурбола Жумаскалиева. Одним этим жестом - Дмитрий Огай умудрился настроить против себя спортивную редакцию целого телеканала. После этого инцидента я зарекся иметь дело с этим тренером, а спустя какое то время из команды до меня начали доноситься вести о недовольстве некоторых футболистов.
Сезон-2006 на самом деле получился неудачным для "Тобола", ни один приглашенный футболист главным тренером не заиграл в команде. Микроклимат в коллективе царил нездоровый. Некоторые футболисты видели и были не согласны с политикой тренера. Дмитрий Огай под прикрытием политики омоложения состава выставил за дверь играющих футболистов - Андрея Шкурина, Максима Низовцева, Мурата Суюмагамбетова. Вместо них пригласил Евгения Мешкова, Сергея Скорых, Евгения Ловчева, хорвата Тончи Пирию, Февзи Давлетова и Муслима Агаева. Причем возраст последних двух футболистов явно никак не клеился с направленным курсом тренера омоложения состава. Нужно ли говорить, что от выбора новичков Огая, в команде нарушился баланс. Из шести приглашенных футболистов в том сезоне не заиграл…. ни один. Лишь Сергей Скорых спустя год в сезоне-2007 начал оправдывать выданные ему авансы. Селекция в том сезоне была полностью провалена, игра у команды отсутствовала! Огай этого признавать никак не хотел, ему ведь надо было отвечать за результат перед акимом костанайской области Сергеем Кулагиным! Чтобы спасти свою шкуру, Огай обвинял во всех своих тренерских просчетах: то плохое судейство, то несовершенную футбольную систему, то лимит на молодых футболистов, то плохие поля в других городах, ну никак не себя.
Что уж скрывать, последние два чемпионата "Тобол" недостоин золотых медалей. Да я признаю, в сезоне-2005 года костанайский клуб под руководством Дмитрия Огая был достоин золотых медалей, так как у команды была поставлена игра. Но в 2006 и в 2007 годах "Тобол" откровенно разочаровывал своих болельщиков. Команда из Костаная мягко говоря не блистала, в тот период взошла звезда - "Актобе", который при Владимире Муханове заметно преобразился. В прошлом году "Тобол" во 2-м круге проиграл два ключевых матча в борьбе за чемпионство: на выезде "Актобе" 0:1, и в гостях "Астане" 1:4. После этого стало ясно - не видать как своих ушей золотых медалей костанайцам. Но всякий раз Дмитрий Огай умудрялся находить причины в другом. То еврокубки ему помешали выполнить поставленную задачу, то вызов футболистов в сборную Казахстана. Каждый год болельщики "Тобола" терпеливо ждут, когда же их команда выиграет чемпионат. А тем временем Дмитрий Огай с умным видом находит разные отговорки. Все это как-то смешно слышать от человека, годовой заработок которого по достоверным источникам составляет около трехсот тысяч долларов. Если посчитать, получается около тридцати тысяч долларов в месяц, зарабатывает главный тренер футбольного клуба "Тобол". Страшно подумать, сколько потребуется обычному человеку времени, чтобы заработать такие деньги.
В Костанае болельщиков всегда поражало, как с приобретенными футболистами обращался Дмитрий Огай. Болгарин Веселин Атанасов обошелся "Тоболу" за круглую сумму. Однако, не прошел и месяц, как главный тренер по непонятным причинам принял решение выставить игрока за дверь. Сезон был в самом разгаре, защитник наверняка мог помочь клубу, но главный тренер решил по-своему. Итог - драгоценное время упущено, а денег уже не вернешь - они были выброшены на ветер. За возрастного нападающего Муслима Агаева, по рекомендации Дмитрия Огая, тоже пришлось заплатить прежнему клубу. "Это мастер своего дела" - так убеждал главный тренер руководство. Но, игрок-Огая не только не заиграл в "Тоболе", но и наглым образом кинул клуб. Агаев, собрав немалую сумму со своих же партнеров под видом на похороны своему отцу, прошлым летом сбежал в Туркменистан. Поехали далее. С защитником сборной Казахстана Александром Фамильцевым главный тренер Дмитрий Огай поступил не по-человечески. Футболист на предсезонных сборах получил серьезную травму, несколько месяцев лечился, однако потом футболист от помощников Огая узнал, что в его услугах "Тобол" больше не нуждается! Естественно игрок затаил обиду на клуб, а весной этого года Александр Фамильцев подал иск в КДК о невыплаченной зарплате, и выиграл дело. "Тобол" едва не лишился трех очков, клубу пришлось выплатить из бюджета весьма круглую сумму Фамильцеву. Вам не кажется уж слишком дорого обходится селекционная политика Дмитрия Огая всему костанайскому футболу?!
А теперь о деле, который вспомнил в интервью нашему корреспонденту - Дмитрий Огай. Многие знают, что автор этих строк является уроженцем Костаная. Несмотря на то, что около семи лет я работаю в футбольной журналистике, к "Тоболу" относился не как журналист, а больше как болельщик. Всегда открыто об этом говорил перед своими коллегами, не вижу ничего в этом зазорного. Летом 2006 года, когда "Тобол" в очередной раз был обречен, остаться без золотых медалей, я написал письмо по электронному адресу акиму костанайской области Сергею Кулагину. Почему я это сделал? Аким области - человек футбольный, общительный. Кулагин очень трепетно относится к костанайскому "Тоболу", в этом ваш покорный слуга убедился, когда по долгу службы не раз беседовал с акимом. Я даже и не надеялся, что оно попадет в руки Кулагину. Каково же было мое удивление, когда через час то самое письмо уже лежало на столе главы региона. Так что же было в том письме, спросите вы? В том письме я высказал свой взгляд о неудачных результатах выступления костанайского "Тобола", проанализировал селекционную политику клуба, и возмутился тем, что Дмитрий Огай не уделяет внимание местным воспитанникам, вот в этом заключалось мое возмущение. С таким отношением Огая к местным кадрам, в Костанае еще не скоро появятся свои Валерии Гаркушы и Максимы Низовцевы. Кстати, то письмо принесло результат. После того письма Валерий Гаркуша задержался в команде еще на один сезон, хотя его дни были сочтены в "Тоболе" в сезоне-2006 года. Дмитрий Огай никак не видел в основном составе воспитанника костанайского "Тобола", который многие годы был любимчиком и гордостью местных болельщиков.
Говорю всем - я не просил Сергея Кулагина снять с должности Дмитрия Огая!!!! Во-первых, я не вхожу в близкий круг акима костанайской области!!! Во-вторых, в мою работу футбольного журналиста, не входит обязанность просить людей об отставке главных тренеров. Любопытно, что это письмо произвело впечатляющий эффект на весь административный аппарат костанайского клуба - начиная от первого руководителя, и заканчивая главным тренером. Хочу сказать, что спустя два года мне до сих пор не стыдно за свой поступок, тогда я высказал, то, что у меня было на душе. С тех пор я никогда при встрече не прятал глаз от Дмитрия Огая, я готов смело смотреть в лицо и по сей день! На Дмитрия Огая то письмо произвело эффект холодного душа. Иначе как объяснить что, приглашая затем новых игроков, Огай разборчивее вел селекционную политику клуба. Фархатбек Ирисметов, Кайрат Нурдаулетов, Руслан Балтиев - это как раз те футболисты, которые должны были раньше приобретаться "Тоболом"! Я это признаю! Главный тренер испугался того письма, раз до сих пор вспоминает о нем в беседе с журналистами. Вот где оказывается слабое место - Дмитрия Огая. У меня возникают вопрос: а чего же вы боитесь письма, Дмитрий Алексеевич? Вас ведь никто не снял с должности главного тренера "Тобола", вы ведь уверены в своей правоте, или уже сомневаетесь в своих словах?
Меня всегда поражало, с какой легкостью Дмитрий Огай давал ярлыки моим материалам. "Заказная статья" - так утверждал тренер в интервью другим изданиям. Только прежде чем брать на себя такую смелую ответственность, нужно быть уверенным в своих словах и попытаться через свои каналы проверять факты. Никто ведь не бегает по углам и не "лает как собака": в прошлом году все расходы по приезду съемочной бригады из России, а также журналиста известного московского издания Дмитрий Огай брал на самого себя!!!! Да потому такие вещи заявлять глупо. Хотя иногда порой такая мысль закрадывается в голову, ведь в этих материалах Дмитрий Огай предстает самым честным тренером на всем постсоветстком пространстве, этаким ярым борцом за справедливость! Кстати, Огай ведь у нас считается одним из самых успешных казахстанских тренеров - в его активе две золотые медали в чемпионатах Казахстана. В интервью российскому изданию Дмитрий Огай цитировал известного российского тренер Анатолия Бышовца: В каждом успехе есть доля нечистоплотности". Очень хорошие слова. В любом чемпионате нечистоплотность присутствует. Другое дело - в каком количестве. Но если она составляет 99 процентов..." Понятно, что Дмитрий Огай имел ввиду победы других команд, но в то же время самый успешный казахстанский тренер признался, что и в победах павлодарского "Иртыша" тоже присутствует доля нечистоплотности. В футбольных кругах до сих пор обсуждаются, то, как "ковались" победы тренерского штаба во главе с Дмитрием Огаем в сезонах-2002 и 2003, хотя это тема уже для другой статьи…
В скандальном интервью нашему корреспонденту Айдыну Кожахмету, наставник высказал интересную мысль: "Критика толкает к улучшению результатов. И запретить критиковать - глупо! Тренеры всегда находятся под давлением. Это давление - грязь" Вот здесь вы сами себе противоречите, Дмитрий Алексеевич, когда начинаете считать грязью критику в ваш адрес! Но если следовать вашей логике: когда ВЫ критикуете остальных, то сами занимаетесь обливание грязью…
Аскат Жакаев
Sport.Gazeta.KZ
...или войдите через аккаунт соцсети