Такими любовью и уважением карагандинских болельщиков, какими пользуется Андрей Финонченко, в нынешнем, да и не только, «Шахтере» могут похвастать немногие. Да, форвард долгое время не мог играть в полную силу. Ну и что же? Ему и сегодня наши болельщики простят практически все — не забитый пенальти, не реализованный выход один на один, промах по пустым воротам. Не простят только равнодушия на поле. Чего никак не могут дождаться от Андрея соперники.
Верность клубу
На протяжении девяти сезонов подряд он выступает только в составе горняков, давно заработав бы в сегодняшнем казахстанском футболе аналог приза времен советского футбола «Верность клубу», дабы таковым в казахстанском футбольном пантеоне награждали бы. В свои 27, которые, между прочим, форвард отметил совсем недавно — 21 июня, Финонченко является одним из ветеранов коллектива, не имея опыта выступлений ни за один какой-либо иной клуб. Андрей много лет демонстрирует настоящую верность клубу. Получая множество достаточно заманчивых предложений, нападающий никогда и никуда не хотел и не хочет уезжать из родной Караганды. Даже под страхом отлучения от национальной сборной…
Форвард может не реализовать стопроцентный голевой момент, а сразу же после этого, как говорится (впрочем, говорится несколько иначе…), из ничего конфетку сделать. За эту непредсказуемость его ужасно не любят футболисты и болельщики команд-соперников, и за это же просто обожают верные поклонники карагандинской команды. Финонченко никогда не выключится из борьбы. Даже когда игра у нападающего явно не идет, он все равно бьется, бьется… А потом забивает решающий гол. Или отдает голевую передачу. Либо оттягивает на себя игроков обороны соперника, чем тут же успешно пользуются партнеры по команде.
В последние сезоны мы видим несколько другого Финонченко, нежели раньше. Повзрослевшего, что ли. Сам он забивает меньше, чем обычно (продолжая, тем не менее, оставаться главной проблемой для оборонительных порядков соперников), зато, выманивая на себя защитников, создает больше возможностей для взятия чужих ворот партнерам по команде. О всех перипетиях своей футбольной жизни Андрей Финонченко рассказал в интервью собственному корреспонденту «СпортОбоза».
Горняк до мозга костей
— Андрей, на трибунах не один раз приходилось слышать о Вас — «парень с Мелькомбината»…
— Родился я на Юго-Востоке, а потом, действительно, переехал жить в район Мелькомбината.
— В какой школе учились? Когда и где начали заниматься футболом?
— Сначала учился в пятнадцатой школе, потом — в семьдесят девятой. Футболом начал заниматься лет в 7–8 в футбольной школе «Шахтера». Первым тренером был Анатолий Чудинов.
— В каком возрасте начали серьезно заниматься футболом — это понятно. Ну, а в первый раз когда мяч увидели?
— Если бы я помнил… Ещё младенцем, на руках отца, увидел, наверное.
— Вы, получается, выросли в футбольной, причем — истинно «шахтерской» семье. Ваш дядя Михаил Алексеевич много лет уже трудится в должности администратора ФК «Шахтер», какое-то время в клубе работал другой Ваш дядя — Иван Алексеевич. А Ваш отец какое-то отношение к футболу и «Шахтеру» имеет?
— Да нет, в общем-то. Он водителем работает.
— Но футбол-то любит?
— Конечно. Он и привел меня в футбольную школу «Шахтера».
— Почему Вы выбрали именно футбол? Других вариантов не было?
— Как отец привел в футбольную секцию, так я в футболе и остался. Нравятся и другие виды спорта, но только все как зрителю.
От защитника до бомбардира
— Всегда играли в нападении?
— Совсем нет. Начинал я левым защитником. Честно говоря — не совсем мне нравилось там играть… Геннадий Костюченко, уже в «Юности», говорил мне: «Место на поле само тебя найдет». И, действительно, нашло. Хотя до того я даже в турнире групп подготовки в Алматы в обороне за Караганду играл.
— Как в основной состав «Шахтера» пригласили, помните?
— Само собой. В 2001 году, когда «Шахтер» тренировал Самвел Костандян, один из тренеров горняков пришел на тренировку «Юности» и пригласил сразу 6 человек в команду. Конечно, сначала мы играли за дубль.
— Но в том сезоне Вы и дебютировали в основном составе команды…
— Да, причем в матче с кокшетауским «Есилем» вышел на поле в основном составе.
— Однако в первые два Ваших сезона в составе «Шахтера» зрители забитых Андреем Финонченко голов так и не увидели. Зато в 2003 году — как прорвало. Что тому было причиной — уход главных бомбардиров команды и чемпионата Казахстана-2002 Евгения Лунева и Мурата Тлешева?..
— И это тоже. Наставник «Шахтера» Сергей Гороховодацкий начал мне доверять, ставить в основной состав. А я начал забивать, и с 18 забитыми мячами стал лучшим бомбардиром чемпионата страны.
— Как мне теперь представляется, тот состав горняков был далеко не лучшим в истории клуба. А Вы умудрились тогда сразу стать лучшим бомбардиром чемпионата страны…
— Вовсе он был не таким уж и плохим тот состав… В середине поля играли Азамат Ниязымбетов, Алексей Клишин, Рафаэль Хамидуллов… Каждый из них мог дать острый пас. Большой объем работы выполнял партнер по линии атаки Римантас Жвингилас.
— Вашими партнерами по линии атаки в «Шахтере» были разноплановые известные форварды — Руслан Иманкулов, Евгений Лунев, Мурат Тлешев, Римантас Жвингилас, покойный Нилтон Мендес, после — Михаил Михолап, Леван Мелкадзе. С кем из них получалось лучше взаимодействовать?
— Наверное — с Мендесом.
— Не раз видел, как в межсезонье Вы играете за разные команды в чемпионате области по мини-футболу…
— Мини — совсем другой вид спорта: мяч меньше, правила значительно отличаются. Играл, просто, чтобы с мячиком повозиться, может быть даже — время в отпуске провести.
Финонченко, а-ля модерн
— Последние года два Вы не могли играть в полную силу из-за травм. Раньше предрасположенности к травматизму за Вами замечено не было…
— Вы насчет травмы колена? Такое с каждым случиться может. На футбольном поле в единоборстве, в борьбе за мяч мне навалились на ногу, и вот результат: мениск полетел. Такое с каждым случиться может… Несмотря на травму, на каждую игру я выхожу с целью забить, сделать голевую передачу-то есть быть полезным команде.
— Два мяча в ворота «Окжетпеса» в кубковом матче через несколько дней после Вашего дня рождения были забиты на волне постпраздничной эйфории?
— Просто мне доверили место в основном составе, я вышел и забил два мяча. Уверенность в своих силах почувствовал. Чем больше нападающий забивает, тем больше чувствует уверенности в себе.
— Наверное, не только из-за травм Вы в последние годы не так уж много и играли? Помнится, Вы не совсем подходили под игровую модель Реваза Дзодзуашвили, как он считал…
— Почему? Пока не получил травму, выходил при нем на поле, забивал… У каждого тренера — свой взгляд на футбол. У каждого футболиста — своя задача: выходить и доказывать свое право на место в составе. При том, что с каждым соперником приходится играть по-разному — учитывая силу противоборствующей команды, место встречи: дома или на выезде.
— Помню, тот же Реваз Михайлович говорил, что вот, мол, Андрей женился на спортсменке, теперь она за него возьмется: Финонченко будет строго соблюдать режим и оправится от травм…
— Да, в детстве моя супруга занималась легкой атлетикой. Но это осталось в далеком прошлом.
— А продолжать бомбардирскую династию уже есть кому?
— Нет, пока что.
— Чем в свободное от основного вида деятельности время занимаетесь?
— А чем может заниматься футболист?
— Ну, я не знаю — охота, рыбалка…
— Это — да! В бильярд играю. Люблю смотреть комедии.
— А соревнования по другим видам спорта смотреть не любите?
— Ещё как люблю. Готов смотреть все виды спорта — хоккей, баскетбол, волейбол.
— Кумиры в мировом футболе у Вас есть?
— Да я, наверное, это уже перерос. Нравятся многие нападающие, но кумирами назвать их не могу.
— И самое главное — как Вы считаете, сегодняшнему «Шахтеру» по силам бороться за место на пьедестале чемпионата Казахстана?
— В принципе, именно это мы и доказываем на протяжении последних игр. Отступать теперь некуда, будем бороться только за призовые места.
...или войдите через аккаунт соцсети