20 июня 2006 (15:17)"Футбол – это рынок"
Договориться об интервью с Владимиром Никитенко, приехавшим вместе с алматинским «Кайратом» на календарный матч чемпионата страны против павлодарского «Иртыша», оказалось делом не из легких.
Начиная с кануна матча и вплоть до самой игры Владимир Андреевич был занят тщательной подготовкой к предстоящему поединку. Совещание с главным тренером, индивидуальные беседы с игроками – тут уж не до общения с прессой. И все-таки один из немногих казахстанских специалистов, имеющих опыт работы в команде российской премьер-лиги, выкроил время для корреспондента «Литера».
– Владимир Андреевич, вы долгое время работали главным тренером. Потом вдруг пошли помощником к Воиту Талгаеву. С чем связано такое понижение в должности?
– Мы с Талгаевым большие друзья. С ним очень интересно работать, поэтому когда он предложил возродить наше творческое содружество, я поехал с ним сначала в «Атырау», а потом в «Терек». Но в жизни все бывает, ни от чего нельзя зарекаться, что будет завтра – одному Богу известно. (Говоря эти слова, Владимир Никитенко даже не предполагал, что через два дня снова окажется без работы – решением совета акционеров тренерский штаб «Кайрата» во главе с Бахтияром Байсеитовым был отправлен в отставку.)
– Не обидно, что именно вам пришлось отвечать за неудачный старт грозненского «Терека» в премьер-лиге?
– Понимаете, в сложившейся ситуации руководству клуба срочно надо было что-то менять, вносить какие-то коррективы. Но Талгаев должен был остаться во главе команды. В то время в «Тереке» подрастал молодой специалист Гани Гайсумов. Этому бывшему футболисту уже 38 лет, он закончил Высшую школу тренеров и ему надо было быть как минимум рядом с Талгаевым, чтобы чему-то научиться и начать работать самостоятельно. Поэтому все было логично: меня обвинили во всех грехах и предложили уволиться, как говорится, «по собственному».
– Это правда, что Талгаев не разрешил вам поехать в Чечню на прощание с Ахмадом Кадыровым, пообещав вашей жене не отпускать своего зама дальше Минеральных Вод?
– Дело не в этом. В Грозный от команды поехали в основном чеченцы и осетины, а человек десять основного состава остались: через два дня нам предстояло играть в Кубке России с «Шинником». И мне пришлось самому готовить ребят к полуфиналу. Ну и жена, конечно, переживала в связи с военным действиями в Чечне.
– У вас нет обиды на руководителей футбольных клубов страны из-за того, что многие именитые отечественные специалисты сидят без работы, а они приглашают в клубы тренеров из-за рубежа?
– Я к этому явлению очень спокойно отношусь. В футболе в данный момент происходит большая интеграция: и в российском чемпионате работают голландские, югославские, чешские тренеры. Казахстанский футбол тоже движется вперед, в него вкладываются серьезные деньги и каждая команда хочет решать какие-то задачи, достигать определенных рубежей. У них появляется выбор из российских, украинских, белорусских, голландских тренеров. Это рынок. Просто мы, местные тренеры, должны все время быть в тонусе, расти и быть на уровне в создавшейся конкурентной среде. То, что я выигрывал с командами пять раз Кубок страны, становился победителем и призером чемпионата Казахстана – это все в прошлом. То есть сегодня надо постоянно доказывать, что ты тоже хороший тренер.
– Вы в с Талгаевым проходили стажировку в голландском «Аяксе»…
– Да, еще тогда мы заметили специфику их работы: молодежь при них быстро растет, неплохо работают и в плане развития личности игрока. Говорят же, голландский стиль – это романтический стиль. Действительно, они много работают с мячом, любят атаковать, получать удовольствие от игры. И сейчас голландские тренеры очень качественно привносят новые тенденции в казахстанский футбол.
– Вы в этом году успели поработать в «Алма-Ате» под руководством Антониуса Йоора. Почему не удалось найти общий язык с голландским тренером?
– Передо мной стояла довольно простая задача: посмотреть, что это за команда, кое-чему поучиться, присмотреться друг к другу. И во время совместной деятельности с Йоором я почувствовал, что ему нужен человек, который просто исполнял бы его задания. А мне ходить и расставлять фишки на поле уже неинтересно. Я посмотрел, как он работает, и все. Конечно, голландец хорошо разбирается в футболе, у него уже устоявшиеся взгляды, есть своя программа. Но нам слишком тесно вместе.
– Как воспринимается казахстанский чемпионат после работы в российской премьер-лиге?
– К сожалению, нет постоянного роста во всех командах, не хватает стабильности в финансовом плане: сегодня деньги есть, а завтра может уже не быть. Одним словом, у наших клубов материальное положение «плавающее». Организация и уровень проведения чемпионата растет, но, к сожалению, медленными темпами. В России многие бизнесмены сами приходят, хотят стать спонсорами команды – им это выгодно: за счет рекламы они повышают свой имидж не только на российском пространстве, но на мировом уровне, если команда выступает в еврокубках. Меня удивляет один факт. Почему в Казахстане футболист становится свободным агентом в 23 года? В России он уходит на вольные хлеба по достижения 30 лет. А у нас получается, что вкладывать деньги в воспитание молодежи невыгодно: в 23 года они уже перестают приносить прибыль.
– Вы уже определили для себя основных претендентов на медали чемпионата Казахстана?
– За первое место будут бороться «Тобол» и «Актобе» – это однозначно. Эти две команды сегодня сильнее и по организации игры, и по комплектации. Ну и нельзя сбрасывать со счетов молодые «голландские» клубы.
– Насколько обоснованной вы считаете отставку вашего коллеги и друга Юрия Конькова? Может быть, руководство «Энергетика» поспешило с выводами?
– Мне трудно вклиниться в дела команды. Но, судя по всему, он попал в такую же ситуацию, как и я в «Тереке». Наша команда только вышла в премьер-лигу, а нам сразу же поставили задачу занять пятое место. Руководители просто не понимают, что это совсем другой уровень и надо начинать потихонечку. Возможно, то же самое происходит и в «Энергетике». Просто слишком амбициозные у нас руководители. Чересчур амбициозные: они сразу хотят громких побед. А когда команда начинает буксовать, тут же принимают самые решительные меры.
Марина МАЗИНОВА, Павлодар
"Литер"
...или войдите через аккаунт соцсети