Казахстанские теле- и радиокомпании никак не приучат отечественных болельщиков к качественному, а главное — регулярному освещению футбольных матчей. Те же поединки (нередко — не самые интересные в этот игровой день), которые все же удостаиваются такой высокой чести, зачастую комментируются по принципу «только отвяжитесь»…
Как не первый год заверяет руководство теле- и радиокомпаний, других комментаторов в Казахстане, а значит и другой альтернативы у нас, нет. А может, она все же имеется? Немало болельщиков из разных казахстанских городов и даже стран дальнего зарубежья (сам общался с человеком, слушавшим прямую аудиотрансляцию поединка «Шахтер» — «Актобе», находясь в немецком Бонне) регулярно следят в Интернете за аудиотрансляциями матчей действующего чемпиона страны в чемпионате Казахстана и других турнирах, которые ведут преданные болельщики этой команды 38-летний Марсель Есимов, бывший инженер по телекоммуникациям, и 25-летний программист Рымбек Изгали. Данный проект — инициативу снизу, от самой земли, однако, в пику трансляциям от крупных компаний, он успешно живет и понемногу развивается.
— Как у вас в этом сезоне обстоят дела с видеотрансляциями матчей «Актобе»?
— В этом сезоне было организовано всего лишь две видеотрансляции. Хотя больших средств для этого не требуется, но есть определенные проблемы с финансированием. Все время на голом энтузиазме это начинание держаться не может — необходимо оплачивать труд тех же видеоператоров. Но определенные сдвиги в этом направлении, связанные хотя бы с осознанием необходимости данного вида трансляций, имеются, поэтому в следующем сезоне, надеюсь, видеотрансляций будет больше.
— Аудиотрансляций явно было больше…
— Радио- и аудиотрансляции малозатратны, поэтому с этим дело обстоит более-менее хорошо. Все, что необходимо для их проведения, это ноутбук с микрофоном и доступ к сети Интернет. Причем для передачи аудиопотока высокой скорости подключения не требуется, достаточно 128–256 Кбит/с. В нашем случае Интернет выступает в качестве доступной и тносительно недорогой Сети Передачи Данных (СПД).
В этом сезоне нами было осуществлено около 30 домашних и выездных трансляций, и все — в прямом эфире.
— Имеются ли какое-то отличия у аудио- и радиотрансляций?
— Отличий особых нет. Изначально я создаю аудиотрансляцию в сети Интернет, используя наш казахстанский аудио-видеосервис kiwi.kz, после чего наше местное радио «Тандем» берет интернет-трансляцию и выводит уже непосредственно в радиоэфир. Пользователи Интернета слушают полную трансляцию игры, а у радиослушателей бывают небольшие перерывы на рекламные ролики, которые составляют в среднем 4 минуты за тайм.
— Выездные трансляции, наверное, даются тяжело?
— В этом сезоне было сделано на данный момент порядка 10 выездных трансляций матчей из других городов Казахстана с участием ФК «Актобе», а также игр Лиги Чемпионов из Грузии и Израиля.
Хотелось бы отметить решающую роль в становлении выездных трансляций, которую сыграла старейшая газета области — «Актюбинский Вестник». Редакция «АВ» обратилась ко мне с предложением проводить выездные трансляции с участием «Актобе», так как порой это является единственной возможностью хотя бы услышать, как проходит игра, что вызывает немалый интерес у болельщиков клуба. На протяжении всего сезона газета «Актюбинский Вестник» оказывает информационную и финансовую поддержку данного проекта.
Если посмотреть на выездные трансляции с финансовой точки зрения, то проект коммерчески непривлекателен — одни затраты. Честно скажу: рекламодатели и спонсоры в очередь не выстраиваются. Но газета «АВ» считает возможным для себя просто дарить болельщикам праздник, и это говорит о том, что в этом издании работают настоящие любители и подвижники футбола.
— Что можете сказать об инфраструктуре казахстанских стадионов в плане подключенности их к сети Интернет?
— Надо отдать должное руководителям футбольных клубов и стадионов: везде, где я успел побывать, мне шли навстречу и предоставляли доступ к сети. Но проблема присутствует в том плане, что не везде Интернет подведен к пресс-ложе, поэтому иногда приходится вести трансляцию из административных зданий, где-нибудь далеко за воротами, что, естественно, мешает более качественному освещению матча. Только на стадионах Актобе и Караганды нормальные условия для работы. Поэтому очень бы хотелось, чтобы Интернет был проведен в пресс-ложи во всех стадионах. Для этого ведь достаточно провести «Мегалайн» от АО «Казахтелеком» по тарифному плану 256 Кбит/с Unlimited для юридических лиц по 12500 тенге в месяц. На зимний же период услугу можно заблокировать и платить всего 2000 тенге ежемесячно. Согласитесь, затраты небольшие для стадионов, но зато это даст толчок отечественному футбольному радиовещанию.
— К нам часто обращаются болельщики других команд, которые слушают ваши трансляции, с претензиями на то, что вы комментируете матчи, так скажем, не особенно нейтрально. Что можете сказать по этому поводу?
— Я сам являюсь болельщиком «Актобе» и матчи комментирую, прежде всего, для болельщиков нашего клуба. Естественно, быть предельно нейтральным и беспристрастным я не могу. Поэтому болельщиков других команд прошу не обижаться на меня, а советую взять инициативу в свои руки и проводить собственные трансляции. Тем более, что для этого, как я уже говорил ранее, больших затрат не требуется.
...или войдите через аккаунт соцсети