26 декабря 2010 (10:10)Футбол с перчиком
26 декабря легенде советского футбола Владимиру Чеботарёву исполняется 63 года. Кто-то в этом возрасте стремится на покой, но для Владимира Николаевича — это самый расцвет сил. Сейчас он работает главным специалистом регионального учебно-практического центра физической культуры Павлодарской области. На кануне дня рождения он раскрыл нам секреты своей спортивной «кухни».
Футболом Владимир Чеботарёв увлёкся в раннем детстве, ещё до школы. Когда жил в Алма-Ате, играл с мальчишками двор на двор. С 62 по 66 год он учился в Футбольной школе молодёжи. Когда Владимиру было 15 лет, его футбольная команда победила в чемпионате Казахстана среди юношей. Талантливого парня заметили и пригласили играть в клубную команду Алма-атинского ремонтно-кузовного завода. Тренировки пришлось перемежать с уроками в школе, иногда в ущерб последней.
За это время Владимир Чеботарёв выиграл несколько кубков, поднаторел в футболе и был приглашён, а алма-атинскую команду «АДК», которая благодаря наставничеству тренера В. Болотова стала серебряным призёром чемпионата 1968 года. А на следующий, 1969 год молодой футболист переехал в Павлодар, стал центральным нападающим в команде «Трактор».
— Пригласил меня старший тренер «Трактора» Виктор Григорьевич Веретнов. Я тогда только женился, мы ждали ребёнка, и у нас остро стоял квартирный вопрос. Виктор Григорьевич его решил. Так получалось, что все, кого он приглашал в павлодарскую команду, оставались здесь жить навсегда. Веретнов владел редким талантом разбираться в людях, настоящим тренерским чутьём на перспективных игроков. Он собрал костяк «Трактора» из разных городов Казахстана. В нашей команде царил высокий моральный дух. Любовь к футболу он привил и своему сыну Игорю. Парень вырос на наших глазах, добился успехов в спорте, бизнесе и политике. (И. В. Веретнов — директор фирмы «Цитадель», депутат гормаслихата, — авт.)
В том же, 1969 году после товарищеского матча с алма-атинским «Кайратом» Чеботарёву предложили играть в этой столичной команде. До конца года в составе «Кайрата» он провёл 13 игр, забив голы в двух решающих матчах. Девять сезонов, отыгранных в высшей лиге, сделали Чеботарёва известным на весь Советский Союз. Он занял почётное третье место в книге бомбардиров советского периода, забив 146 голов за свою футбольную карьеру.
— В 1972 году «Кайрат» стала первой командой из СССР, которая участвовала в международных соревнованиях, — рассказывает Владимир Николаевич. — Тогда мы выиграли кубок Европейского союза железнодорожников, за это все игроки команды получили заслуженное звание Мастер спорта СССР по футболу.
В 1978 году, Чеботарёв вернулся в Павлодар, увенчанный лаврами победителя, и занял место форварда в команде «Трактор». За сезон он сделал невероятное: забил 28 мячей и стал лучшим бомбардиром Сибири и Дальнего Востока, а команда совершила прорыв на первое место во второй лиге класса «А».
— В 1980 году на самом пике своей карьеры я решил уйти из большого футбола, — вспоминает Владимир Николаевич. — Последняя игра стала апофеозом. В тот день трибуны стадиона были переполнены. Люди стояли даже в проходах. Я забил решающий, победный гол, и команда вынесла меня с поля на руках под крики болельщиков.
Да, ушёл из профессионального спорта Чеботарёв красиво. Так и оставшись в истории Советского футбола одной из звёзд недосягаемой величины. А ведь тогда ему было всего 32 года.
Потом началась тренерская работа. Отучившись два года в московской Высшей школе тренеров, в 1984 году он вернулся в ставшую родной команду «Трактор» в новом амплуа — главного тренера. В тот период он смог привлечь в команду молодых перспективных игроков, проявив то самоё тренерское чутьё, которым в своё время славился Виктор Веретнов.
— Самый сложный период в жизни спортсмена — это переход из юношеского возраста во взрослый, — делится опытом Владимир Чеботарёв. — В этот момент многие теряются, уходят из спорта. Тренеру важно обратить внимание, на тех, у кого есть перспективы, поддержать их, приободрить. Все, кого я набирал в «Трактор» остались в футболе и достигли высоких результатов. Это нападающие Виктор Антонов и Владимир Просеков, Талгат Байсуфинов, он сейчас старший тренер команды «Иртыш».
— А как вы относитесь к легионерам? Стоит ли их покупать? Не лучше ли растить своих талантливых игроков?
— Я считаю, легионеров приглашать нужно, если они играют на голову выше игроков команды. Чтобы у них можно было чему поучиться. Тогда они играют в команде роль старших наставников, на них ориентируется молодые игроки. У нас в своё время в «Кайрате» играли футболисты из московского «Динамо». Вот это была школа! Они не давали молодым задирать нос. А то есть пацаны, которые забьют два гола и уже зазнаются. Таким щёлкнут по носу, чтобы не гордились, а дальше, вкалывали, оттачивали своё мастерство. Единственное, что я не признаю, когда иностранных спортсменов приглашают не в командные виды спорта. Например, пригласили в Казахстан китайских женщин-штангисток. Да, они чемпионки мира. Но это заслуги не наших тренеров. Или взять, например, биатлонистку Хрусталёву, бронзового призёра Олимпийских игр. Она россиянка, недавно выступала за Белоруссию, теперь за Казахстан. Это тоже, я считаю, эксплуатация чужих достижений.
— Мы много говорили сегодня о ваших победах. А были поражения?
— Проигрыши конечно были. Я однажды не забил пенальти, потом переживал. Долго старался на него больше не выходить. Потом переболел. Но в той игре, на 15 минуте я все же забил решающий гол. Мы победили. Но дома я вновь и вновь прокручивал ситуацию, как бы я поступил. Честно говоря, если вижу, что футболист улыбается после проигрыша, считаю, что он не спортсмен. Ты должен пережить всё это. Пусть на это уйдёт два-три дня. Но, проигрыш для тебя не должен стать нормой. «Главное участие, а не победа» — это оправдание для пораженцев.
— Вам приходилось играть в экстремальных погодных условиях?
— В Бухаре и Чарджоу мы играли при жаре свыше 40 градусов. Ни тенька, ни ветерка, четыре часа на поле. Это был настоящий ад. Все футболисты до единого получили тепловой удар, падали после игры. Нас отливали водой. Холодной не было, была только горячая, как из самовара. Уж лучше играть в холод или дождь, по колено в грязи, чем в жару. Ещё трудно играть при сильном ветре. Выбиваешь мяч от ворот, а его ветром к тебе назад приносит. Приходится пинать только по низу.
— В Москве на прошлой неделе прошли волнения футбольных фанатов «Спартака», как вы относитесь к фанатскому движению?
— Фанаты — это не болельщики. Это поветрие пришло к нам с запада. Футбольная игра их фактически не интересует, они приходят на стадион покрасоваться. Неоднократно замечал, как фанат может стоять всю игру спиной к полю, и глядя на трибуну барабанить в барабан. Спросишь его, кто забил гол? Не ответит. Зачем тогда пришёл? Другим мешать? В 1977 году я наблюдал зарождение фанатского движения в Москве. Наш «Кайрат» приехал играть с «ЦСК». Однажды мы поехали на ЦСКовском автобусе смотреть игру московского «Спартака» с командой из Кемерово. Возле стадиона наш автобус заприметила толпа фанатов «Спартака», уже тогда эти два клуба враждовали, назвали друг друга «Конями» и «Мясом», рисовали свои знаки на заборах. Фанаты стали забрасывать наш автобус камнями, бить стёкла, раскачивать его. Для нас такая реакция была абсолютно не объяснимой, мы не знали, что такое бывает. Разъярённый водитель выскочил с монтировкой, схватил одного из фанатов и закричал: если сейчас не уйдёте, я проломлю ему голову! Фанаты отступили. Потом я несколько раз сталкивался с ними в метро. Ехал в одном вагоне. По пути следования они вдруг начали его раскачивать. Поезд вынужден был остановиться. В общем, фанатизм далёк от футбола. Это что-то чуждое.
— А сами за какую команду болеете?
— Такого у меня нет. Сейчас мне нравится, как играет «Барселона». Есть на что посмотреть. К футболу я отношусь, как гурман. Вот, например, стоит тарелка с диетической, пресной едой. Она совершено безвкусна. А рядом — шашлычок, перчики. Вот такое блюдо мне нравится. Вот эта вкуснятина — футбол, который я люблю смотреть. Чтобы было вкусно и с перчиком.
Автор: Федор Ковалев pavlodar-online.kz
...или войдите через аккаунт соцсети