После нескольких лет жизни в Финляндии казахстанский защитник Илья Фомичев вернулся на родину. Что из себя представляет страна Суоми, на каком транспорте финские игроки приезжают на стадион, сколько в Скандинавии стоит бутылка водки и на какую недвижимость можно заработать в финском футболе 26-летний футболист рассказал в интервью «Капитал.kz»
Настойчивый Масудов
— Три года я выступал за клуб высшей финской лиги «Оулу», теперь вернулся на родину, — рассказывает Илья Фомичев. — Понятно, что приехал я по приглашению отца — тренера «Тараза» Владимира Фомичева. Кроме него лишь один тренер в Казахстане ежегодно приглашает меня в свою команду, но что-то никак у меня не получается ему помочь.
— А кто это такой настойчивый?
— Вахид Масудов. Он и этой зимой звал меня в «Локомотив», но я не мог отказать отцу.
— Разницу в финском футболе и казахстанском уже уловили?
— В принципе, разница не столь существенная. Единственное, здесь судьи все же более жесткие, в Финляндии арбитры дают играть, дают бороться. А тут чуть кого задел — сразу свисток. По первым турам скажу, что «Шахтер» неплох, но футболисты «Актобе» явно посильнее, сами играют и сопернику не мешают. Наверное, опять чемпионами станут.
— Это Ваше второе возвращение к родным пенатам. Перед этим у Вас был сезон в «Окжетпесе».
— Да, тогда также отец пригласил в команду, хороший коллектив был. Но затем поступило предложение от «Оулу». Оно было заманчиво, причем не только в финансовом плане.
— Вы там работали под руководством бывшего главного тренера «Шахтера» и молодежной сборной Казахстана Юхи Малинена?
— Нет, с Малиненом я разминулся. Правда, познакомиться довелось, пообщались полчасика. Он родом из Оулу, и пришел в команду, когда оттуда ушел тренер, пригласивший меня. Вслед за ним я тоже собрал вещи и отправился в «Окжетпес». Вот Дениса Володина я застал, мы с ним в паре даже полгода отыграли в центре обороны «Оулу». Хороший парень, приятный.
— Говорят, что Малинен довольно странный тренер.
— Это смотря с какой стороны посмотреть, может, по нашим, казахстанским меркам, он и странный, но в Финляндии его таким не считают. Тренировки у него нормальные. Наверное, дело в общении. В Европе тренеры несколько по-другому работают, не закрывают футболистов на карантин по три дня, не следят за тобой все время. Там все строится на доверии. Мы, например, собирались за два часа до матча, играли, а потом снова разъезжались по домам.
Не мы слабые — финны сильные
— Финны часто спрашивали Вас о нашем футболе?
— Нет. В преддверии матча сборных звонил один журналист и спросил, на кого я ставлю. Я честно признался и сказал, что финны выиграют. Не потому что наши слабые, а потому что финны сильные. В прошлом году за «Астану» выступал полузащитник Дритан Стафсула, вот он интересовался живо перед отъездом. Мы с ним играли вместе, хороший парень.
— А в Финляндии он считается сильным футболистом?
— Не слабым. Он долго играл в Норвегии, а там чемпионат посильнее финского. В «Астане» он недолго пробыл, поэтому не сумел показать своих лучших качеств.
— Судя по всему, язык Вы уже выучили…
— А как же? Шесть лет в общей сложности отыграл там. У меня много друзей в Оулу. Причем совсем не футбольных людей. Когда только познакомился с ними, вообще ни слова не мог сказать. Сейчас общаюсь свободно.
— Братья Еременко, выступающие за различные сборные Суоми, тоже хорошо говорят на финском?
— Ещё бы! У них мать — финка, они всю жизнь прожили в этой стране. В Финляндии о них много говорят, особенно о старшем — игроке «Сатурна». Шальной парень, любит развлечься, вот и пишут о нем все время. Но футболисты они хорошие.
— Такие же как Яри Литманен?
— Такого игрока в истории финского футбола больше нет. Литманен — легенда, при этом очень приятный человек. Его знают не хуже любой звезды хоккея. Мне доводилось играть против Яри Литманена, после матча он подошел к нам и всем пожал руки, похвалил за хорошую игру. С ним никто не может сравниться. Даже Сами Хююпя, защитник «Ливерпуля».
— Илья Фомичев — финны это имя легко выучили?
— Имя они произносят по-другому, делая ударение на первую букву. А вот с фамилией проблемы были, раз пять неправильно писали её на майке.
Домик в лесу
— Много ли денег в финском футболе?
— Самый богатый клуб страны — ТПС из Турку, его бюджет на прошлый год составлял 22,4 миллиона долларов.
— Значит, заработать там можно?
— Смотря кто за чем гонится. Больших денег не заработать, но и бедствовать не будешь. В Казахстане в некоторых клубах зарплаты куда больше.
— На что же Вы успели заработать?
— Домик себе купил, в лесу. Там и живу. Мне очень нравится, ну и на житье-бытье хватает.
— А как же любовь всех футболистов — дорогие авто?
— Я как-то этим не болею. В Казахстане — да, заметил, что все стараются купить крутую машину, дорогой мобильник. Финны в этом плане несколько по-другому мыслят. Там есть футболисты, которые ездят на велосипедах, мопедах. И никто над ними не смеется.
— Так зачем менять столь благополучную и спокойную Финляндию на наш футбол?
— Потому что он наш. К тому же, в Финляндию я вернусь. У меня там дом, жена, ребенок.
— Жена — финка?
— Нет, русская. Из России. Полгода как ребенок родился. Сейчас все изменилось, на мир стал смотреть совсем другими глазами. Вообще, я мог и не вернуться, у меня было предложение из норвежского клуба, ещё один вариант из Швейцарии. Но отец попросил приехать в «Тараз». С Норвегией вариант был вполне достойный. Но этот злосчастный финансовый кризис спутал все карты. Там уровень чемпионата высокий, близкий мне по манере игры.
— Кстати, этой зимой в одном из финских клубов пробовался казахстанский полузащитник Игорь Юрин.
— Да, я в курсе. Но, насколько я знаю, он в последний момент передумал, что-то ему там не понравилось. Футболист он хороший, в Финляндии не затерялся бы. Думаю, что переход не состоялся из-за того, что уволили тренера, который хотел его видеть в составе своей команды.
В Россию с любовью
— Внимание со стороны прессы к футболистам высокое?
— Очень. Но там освещают лишь сам футбол. После каждого тура выходит программа с обзором матчей, разбирают каждый эпизод досконально, все раскладывают по полочкам, выставляют оценки футболистам. Но в личную жизнь не лезут, там все защищено законом. Поэтому живут футболисты в Финляндии спокойно.
— Может ещё и потому, что спиртное в Финляндии дорогое?
— Нет, это не связано с поведением футболистов. Хотя проблемы со спиртным там большие. Люди едут в соседний Санкт-Петербург, чтобы вволю напиться. Там-то водка гораздо дешевле. Это не значит, что финны — пьющий народ, но тот факт, что самая дешевая бутылка водки в Суоми стоит больше чем 15 евро, наверное, все же держит их в узде. Поэтому, наверное, уровень преступности в стране низкий.
— И все же, после всех этих благ в финском футболе, зачем было возвращаться в Казахстан?
— Предложение от «Тараза» было заманчивым. Все-таки работать под руководством отца приятно. Но на тренировках он меня не выделяет из всех, да и вообще, за ошибки с меня спрашивает куда строже, чем с остальных. Но сейчас, после рождения внучки, он, думаю, подобрел. Он, как только выдастся свободная минута, сразу рвется к ней. В общем, честно исполняет долг дедушки. Недавно он приезжал ко мне в гости, впервые за все то время, что я выступаю в Финляндии. Был впечатлен.
...или войдите через аккаунт соцсети