В начале прошлого сезона Федерация футбола Казахстана перешла от слов об очищении казахстанского футбола к делу. Для начала футбольные власти Казахстана взялись за проверку паспортов футболистов клубов Премьер-Лиги.
Поводом для разбирательств оказался тогда материал в одном из СМИ о сомнительном гражданстве РК и достоверности указанного в заявке на чемпионат страны двух футболистов алматинского «Мегаспорта» Мадияра Муминова и Тимура Калмуратова, выступавших в двух первых турах в качестве так называемых «лимитчиков» — футболистов не старше 1987 года рождения. Вслед за ними пришел черед голкипера «Актобе» и молодежной сборной Казахстана Жасулана Дехканова, больше известного, как оказалось, в Узбекистане под именем Жасур Нарзикулов, причем в узбекистанском паспорте воротчика был указан возраст на три года старше казахстанского документа. В чемпионате Казахстана Жасур-Жасулан играл последние два сезона как футболист коренной национальности 1987 года рождения. Потом было ещё несколько футболистов, у которых были обнаружены неправильные даты рождения в паспортах. В том числе и заигранные за различные сборные Казахстана… Хорошо ещё, что тогда не последовало никаких санкций в наш адрес со стороны ФИФА и УЕФА.
Перед началом этого сезона было объявлено о борьбе с сомнительными гражданствами РК у целого ряда футболистов. Многие футболисты, у которых с этим было не все в порядке, покинули пределы Казахстана, другие были заявлены как легионеры (например — числившийся прежде казахстанцем защитник «Окжетпеса» Александр Круцкевич). Однако вопрос этот так и не был решен до конца.
Из истории вопроса. Необходимость в приобретении иностранными футболистами казахстанских паспортов возникла в 2001 году, когда в Регламент соревнований по футболу в РК был включен пункт о том, что в матчах чемпионата Казахстана в составах команд одновременно могут находиться не более пяти легионеров — совсем как теперь, перед сезоном 2010 года. Уже в то время футболисты-иностранцы начали получать казахстанские документы, в которых был указан их возраст, не совпадающий с реальным. К примеру, в составе клуба «Есиль» из Кокшетау в том сезоне появился таджикистанец Умед Алидодов, в паспорте гражданина РК которого годом рождения был указан 1976. На самом же деле этот футболист родился в 1970 году, о чем достаточно хорошо помнят казахстанские болельщики, следившие за турниром чемпионата СССР в Восточной буферной зоне в 1990 году. В то время Алидодов был одним из ведущих футболистов команды «Вахш» из Курган-Тюбе. Выходит, что ему в то время было 14 лет. Прямо «Золотой мальчик» казахстанского (пардон, таджикистанского) футбола…
Похожая ситуация сложилась с узбекистанским футболистом Абдикахором Марифалиевым, появившимся в составе петропавловской команды «Есиль-Богатырь» годом спустя. Ещё в 1989 году он играл за ташкентский «Пахтакор» в высшей лиге советского футбола как игрок 1971 года рождения. Но за петропавловцев Марифалиев был заявлен как казахстанец, родившийся в 1974 году. Из-за чего возникали подобные неточности в документах спортсменов в то время, когда никаких возрастных ограничений для участия в казахстанских турнирах не существовало? Однозначного ответа нет. Но сдается, что из-за оформления «липового» гражданства нашей страны…
...или войдите через аккаунт соцсети