...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Футбол


15 сентября 2015 (15:55)

Халимжан Ержанов: «Леонид Слуцкий мог стать главным тренером „Тобола“»!

Халимжан Ержанов: «Леонид Слуцкий мог стать главным тренером „Тобола“»!

Известный казахстанский футбольный функционер Халимжан Ержанов — на минувшей неделе отметил свой 52-й день рождение. С ним ассоциируются «золотые» годы футбольного клуба «Тобол».  

Будучи генеральным директором костанайской команды, при нем скромный клуб из провинции в 2002-м году впервые в своей истории стал бронзовым призером чемпионата Казахстана, а в 2010-м году и вовсе выиграл золотые медали национального первенства. Такого громкого успеха некогда грозный клуб из северного региона страны больше не добивался. Более того, с его уходом «Тобол» все никак не может войти в элиту казахстанского футбола. А сегодня клуб и вовсе переживает самые неудачные годы за последние 10-ть лет... Республиканский интернет-портал Sports.kz решил связаться с Халимжаном Ержановым, чтобы узнать его мнение не только о последних результатах «Тобола», но и поинтересовались его мнением о состоянии казахстанского футбола в целом.

Конкуренты «Тобола» подтянулись

— Халимжан Сагидоллович, бывший некогда грозным клубом — «Тобол», провалил вот уже третий сезон подряд. У вас есть объяснение неудачам?
— Это не «Тобол» провалил сезон, а соперники прилично подтянулись. Те же «Астана» и «Кайрат», если вы помните, в середине 2000-х годов не были на ведущих ролях. «Кайрат» после ухода сильного спонсора, испытывал серьезные финансовые проблемы, а в столице в те годы долго не могли определиться с названием — то «Локомотив», то «Астана»... А сейчас эти команды настолько серьезно подтянулись в игровом и в материальном плане, что их противостояние уже можно сравнивать с дуэлью двух испанских грандов — «Барселоны» и «Реала».

— Успешное выступление «Астаны» и «Кайрата» в еврокубках для вас стало неожиданностью?
— Успех, «Астаны» в Лиге Чемпионов связываю с удачным жребием, вот чего не скажешь о «Кайрате»! Алматинцам пришлось намного сложнее: «Црвена Звезда», «Абердин», «Бордо» — сильные соперники. Алматинцам явно не хватило сил в игре против именитого французского клуба. Но, я убежден — «Кайрат» заслуживал выступления в групповой стадии Лиги Европы.

«Тоболу» требуется свежая кровь

— Но, давайте вернемся к «Тоболу». В чем на ваш взгляд кроется причина плачевных результатов в последних трех сезонах?
— Давайте называть вещи своими именами — многие ведущие игроки попросту засиделись в Костанае. Их все устраивает, им никто не мешает, они в своей зоне комфорта... «Тоболу» требуется свежая кровь в команде или новый взгляд со стороны! К сожалению, сейчас я не вижу игроков в составе «Тобола», кто сейчас бьется за цвета команды, кто рвется проявить себя в игре. Это первая причина.

— А вторая?
— В Костанае нет молодых игроков, которые прогрессируют, как в том же «Кайрате». Сегодня самый прогрессирующий футболист в Казахстане — Бауржан Исламхан. Он развивается с каждым матчем, является лидером в сборной и в клубе... Таким же в «Тоболе» был Нурбол Жумаскалиев. Раньше он был молод, прогрессировал с каждым сезоном, от этого выигрывал и «Тобол»... Жумаскалиев играл рядом с такими харизматичными игроками, как Улугбек Бакаев, Максим Низовцев, Андрей Морев, Станимир Димитров и другие. Этот коллектив мог в трудной ситуации добиваться побед. А в сегодняшнем «Тоболе» я этого я не вижу!

— А нынешний лидер Нурбол Жумаскалиев уже не тянет в роли вожака?
— Нурбол — настоящий пример для молодого поколения, за десять лет он никогда не опускался ниже своей планки — всегда надежно играл, забивал, отдавал голевые передачи, был настоящим лидером команды. Но, Нурбол не машина, он человек! Все равно годы берут свое...

«Не узнаю скромного Куантаева!» 

— Именно вы в 2000-м году пригласили в Костанай совсем еще юного Нурбола Жумаскалиева, а в 2010-м году при вас в «Тоболе» начал играть в основе Ермек Куантаев, который затем дорос до уровня национальной сборной Казахстана. Что нужно сделать, чтобы юные звездочки снова «загорелись» в Костанае?
— В 2000-х годах наш город Костанай пережил настоящий футбольный бум, именно он подарил нашему футболу такого игрока как Ермек Куантаев. Раньше в Костанае прийти на футбол, считалось, правилом хорошего тона. Вот я не понимаю таких болельщиков, которые твердят, что нужно приглашать одних только сильных легионеров... Легионеры не придут в любую команду, очень важно, чтобы они чувствовали, что город живет и дышит футболом. При мне в «Тоболе» играли сильные игроки, которые ехали в Костанай, и знали, что они будут востребованы, и их болельщики будут носить на руках.

— Но, ведь в последние годы в «Тоболе» были такие молодые игроки, как Бауржан Байтана и Алишер Сулей...
— И где они сейчас? Не заиграли в «Тоболе»! Сейчас я наблюдаю острый дефицит качественных казахстанских футболистов. В том же «Кайрате» надо отдать должное тренеру Владимиру Вайсу, который поверил в Ермека Куантаева. И наш костанайский парень заиграл. Сейчас я не узнаю Ермека, он в Костанае то был скромным парнем, даже на поле это чувствовалось. А сейчас Куантаев настолько уверенно играет в каждом эпизоде за «Кайрат», что я прям диву даюсь! Казахстанский футбол несомненно выиграл от прихода таких сильных специалистов как Владимир Вайс, Станимир Стойлов, но казахстанских качественных игроков за последнее время в нем за последние годы не прибавилось.

Костанаю требуется клуб в Первой лиге

— Но, ведь известный факт — легионеры едут туда, где им вовремя платят. В «Тоболе» насколько сам клуб подчеркивает, нет проблем с деньгами...
— На сегодня сильные легионеры играют только в двух командах «Кайрате» и «Астане». В том же «Тоболе» я вообще за последние три года не увидел ни одного качественного игрока, кто усилил бы команду. Назовите мне имя хоть одного?

— Проблематичная задача! А что нужно сделать, чтобы казахстанские игроки появились в «Тоболе»?
— Нужно обкатывать молодежь, давать ей шанс играть. Для этого «Тоболу» нужен фарм-клуб в первом дивизионе. К примеру, в России у ведущих клубов «Зенита» и «Спартака» есть много талантливых футболистов, кто не попадает в основной состав, их руководство нашло выход и создало «Зенит-2» и «Спартак-2». В этих командах обкатывается молодежь, которая имеет регулярную игровую практику в первой лиге России. «Тобол-2» — это выход для костанайского футбола!

Леонид Слуцкий мог стать главным тренером «Тобола»

— Многие считают, что прошлогоднее решение оставить Вардана Минасяна в «Тоболе» было ошибкой....
— Тренерская чехарда в Костанае явно не на руку футболу. Любому тренеру нужно время спокойно построить команду, на это уходит обычно три года. Требовать сиюминутный результат невозможно... Честно говоря, Минасян не тот тренер, который мог бы вывести «Тобол» на новый качественный уровень. Он хороший тренер для сборной, но клубный футбол не его фишка. Пример, Фабио Капелло — великий тренер, но со сборной России у него не задалось, а вот у Леонида Слуцкого получилось сразу, за счет того, что он в первую очередь тонкий психолог. Между прочим, Леонид Слуцкий мог появиться в «Тоболе».

— Пожалуйста, тут подробнее...
— В 2003-м году наш бывший врач Валерий Ткаченко предлагал нам обратить внимание на подающего большие надежды молодого тренера Леонида Слуцкого. Он тогда тренировал скромную волгоградскую «Олимпию» во втором дивизионе России. О Слуцком уже тогда ходили хорошие отзывы.

— И почему ж тогда не пригласили — Слуцкого?
— Был у нас уже тогда Муханов... Кто ж знал, что со временем Слуцкий дорастет до топ-клуба как ЦСКА, а затем и до национальной сборной России!?

Оптимальное количество для Премьер-Лиги — 10 клубов

— В следующем году формула проведения чемпионата Казахстана изменится — команды будут играть по классической формуле в два круга...
— Еще несколько лет назад я ратовал за эту формулу. Но, я очень много слежу за зарубежными европейскими чемпионатами, и пришел к такому выводу, что для нашего футбола достаточно в премьер-лиге и 10-ти клубов! Чтобы они играли между собой в четыре круга, без деления на две шестерки. А вот первую лигу в целях придания ей престижа нужно наоборот расширить до 16-ти клубов, и сохранить в нем хотя бы двух легионеров в каждом клубе. Иначе мы рискуем потерять накал борьбы в первом дивизионе!

— Объясните, почему вы так считаете?
— Игр во внутреннем чемпионате станет намного меньше. Вот увидите в следующем сезоне меньшее количество матчей почувствуют все — и клубы, и болельщики. Нашим клубам нужно проводить как можно больше матчей в году. В той же Испании футболисты играют в год по 40-50 игр, и ничего страшного они же играют в таком ритме! Вы посмотрите, главная болезнь нашего футбола на международной арене — нехватка сил. На последних минутах нашим командам не хватает силенок, мы пропускаем роковые голы. А чем больше игр в год будет проводить наш казахстанский футболист, тем лучше наш игрок будет более адаптирован к физическим нагрузкам.

— Недавно в казахстанском футболе было принято правило о воспитанниках казахстанского футбола. С его появлением футболисты разделились на два лагеря — своих и чужих...
— Если иностранный футболист по всем правилам принял гражданство Казахстана на законных основаниях и соблюдал все временные процедуры, то почему он не может играть за свой клуб как гражданин Казахстана? Это уже нарушение прав человека.

Новый Аким разбирается в футболе

— Многие критикуют в неудачах «Тобола» именно нынешнее руководство клуба. Вы тоже склоняетесь к этому мнению?
— Я не первый день знаком с генеральным директором Талгатом Баймуратовым, и с его помощниками. Когда я был руководителем «Тобола», все они играли в команде. Но, я считаю, что последние неудачи связаны в первую очередь с тем, что в принятии решений не все зависело от руководителей клуба. К сожалению, были подводные течения, которые мешали им добиться определенного результата.

— И последний вопрос. С приходом на пост акима костанайской области Архимеда Мухамбетова, многие связывают, что наконец жизнь «Тобола» наладится в лучшую сторону. Вы тоже также считаете?
— Знаю, новый глава региона разбирается во всех тонкостях футбольной кухни. Уверен, он прекрасно понимает, что сделать хорошую команду не так уж и легко, это сложный процесс не одного года. Нужно время! На мой взгляд, главная задача костанайского «Тобола» — обновить команду, пригласить хорошего качественного специалиста по детскому футболу. Важно уделить внимание подрастающему поколению, построить футбольную базу для детей. На мой взгляд, главная проблема нашего футбола — отсутствие как таковых сильных детских тренеров.  
sports.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети

  • Вы че, Астане тоже сильные попались ХИК АПОЕЛ они в ЛЧ играли) А бордо просто называния осталосьОтветить

    • 16 сентября 2015, 17:05
    • Аркалык
    • 1 запись
    • 3784 дня на портале
  • видно же Ержанов не тупой чиновник который кивает и говорит у нас все хорошо наш футбол развивается бла бла бла. Он не боится высказывать свое мнение... Так держать Ержанов! Тоболу нужен такой прорывной руководитель котрый наведет порядок и построит команду со своим почерком. Давно пора Тобол встряхнуть. согласен с ним ксоатанайские футболисты зажрались. надо гнать этого шливича, уче муче,Э Бугаев Шимкович. Один хлам собрал этот талгат с масленом. Ответить

    • 16 сентября 2015, 09:17
    • Костанай
    • 2 записи
    • 3356 дней на портале
  • треп, про то, что в Европе играют по 40-50 игр уже даже не забавляет. У нас в стране расстояние между городами такое, что европейцам даже не снилось) Ответить

    • 16 сентября 2015, 00:46
    • Актобе
    • 2229 записей
    • 4488 дней на портале
  • Мог бы...Месси тоже мог бы)))Ответить

    • 15 сентября 2015, 23:52
    • Sarajevo
    • 2978 записей
    • 5083 дня на портале
  • Кстати где он сейчас, чем занимается? Если будет возрождение клуба Тобол то только при Архимеде. С С акимом конечно повезло вам в футбольном смысле. Да и как управленец области он тоже грамотный.Самый футбольный аким наверное в РК. Главное он сам играл и играет. Вначале 2000-х годах поднял ФК Актобе с первой лиги. А потом на команду КПЛ обратили в области в частности тогдашний футбольный аким Сагиндыков. дальше вы все знаете.... Ответить

    • 15 сентября 2015, 23:51
    • Актобе
    • 1555 записей
    • 3946 дней на портале
  • для make81:«халимжанова помню. много шума пользы мало.»

    во первых он не халимжанов а Халимжан) а вот сделать то что он сделал то попробуй! а на счет пользы то Тобол был при нем всегда в первой тройке! я согласен что каждый имеет право на собственное мнение даже если оно лукавое...Ответить

    • 15 сентября 2015, 23:37
    • Астраханка
    • 150 записей
    • 3356 дней на портале
  • халимжанова помню. много шума пользы мало.Ответить

    • 15 сентября 2015, 22:13
    • Уральск
    • 7084 записи
    • 6706 дней на портале
  • Если в 2003 году Слуцкий попал бы в Костанай, сейчас мы бы не знали-кто это такой.Ответить

    • 15 сентября 2015, 19:23
    • Экибастуз
    • 25 записей
    • 3424 дня на портале
  • На проводе Архимед!Ответить

    • 15 сентября 2015, 18:35
    • Актобе
    • 270 записей
    • 3518 дней на портале
  • Халике надо возвращаться в Тобол.Жалко такую команду развалили. Тобол был сильной командой. в костанае знают Халике строил Тобол. если вернется то мы снова увидим прежний Тобол. Может Архимед додумается пригласить сильного менеджера. мы болельщики будем надеяться. Ответить

    • 15 сентября 2015, 18:17
    • Костанай
    • 2 записи
    • 3356 дней на портале