Хотя Жамбылу Кукееву еще нет и 23-х, кажется, что он был всегда. Ранний дебют в сборной, гол Англии, съемки в рекламе… Казалось, что у футболиста наступила звездная болезнь, а подтверждением догадок скептиков стал прошлый неудачный год в «Локомотиве». Но в этом сезоне болельщики увидели прежнего Жамбыла Кукеева. Только теперь он выступает в составе «Шахтера», где, удачно начав сезон, вернулся в сборную страны.
Теперь с Жамбылом болельщики связывают огромные надежды. Кажется, что сейчас они ждут от него еще большего, чем раньше. Если Кукеев и не воспринимается, как Мессия, но вера болельщиков в него сильна. И футболист потихоньку начинает оправдывать те авансы, которые были даны ему еще на заре карьеры.
В интервью «Sports.kz» Жамбыл Кукеев вспоминает перипетии своей карьеры, рассказывает, зачем ему аккаунт «ВКонтакте» и кто главный ди-джей в «Шахтере», признается, что ему не нравится, когда его называют «ужасным ребенком» и отрицает зараженность звездной болезнью.
На острие атаки
— Жамбыл, как проходит адаптация в «Шахтере»?
— Хорошо. У нас дружная команда, все ребята веселые. Как говорится, один за всех, и все за одного. Очень радует, что атмосфера дружелюбная. Ребята нравятся — команда дружная. Одним из факторов перехода в команду стало то, что футболисты — все знакомые. Все давно друг друга знаем, не один раз играли вместе, и это хорошо, когда общаешься со своими друзьями.
— Про «Шахтер» говорят, что у этой команда свой, «горняцкий», характер. Вы с этим согласны?
— Да, абсолютно. Мы каждую игру бьемся до конца, до последних минут, и это не только когда мы проигрываем, но даже если выигрываем — бьемся, чтобы не пропустить.
— Болельщики увидели прежнего Жамбыла Кукеева, или это еще не все, на что Вы способны?
— Не могу сказать, что увидели прежнего меня. Я не знаю, не думаю о том, что я форму потерял или что-то еще. Я играю, как играю. Просто они ждут от меня большего, но у меня получается, как я могу. Бывает лучше, бывает менее. Да, говорят, что могу лучше, но я буду стараться, чтобы все получилось! Понимаю, что в меня верят, и я за это благодарен и очень это ценю.
— Как Вам работается под руководством Виктора Кумыкова?
— У него собственные тренировки, которые не проходят однообразно. Я работал под руководством разных тренеров и могу сказать, что у каждого свои требования и свои методы. У Виктора Балютовича свои наработки, которые он претворяет в жизнь. Тренировки нескучные и мне нравятся.
— Что новое он открыл для Вас?
— Он мне объяснил, какие позиции занимать при обороне, стандартах и атаке. Если я выполняю штрафной, куда подавать, при обороне — какую позицию занимать. Он делает упор на стандартные положения, ведь не зря говорят, что главное оружие «Шахтера» — стандарты. Так и есть.
— Про оборону что именно он Вам говорил?
— Много чего советовал. В частности, при обороне объяснил какую правильную позицию занимать и кого держать. Не могу сказать, что все знал, но получил очень многое от Виктора Балютовича. Я, конечно, люблю больше атаковать, но сейчас такой футбол: надо уметь и атаковать, и обороняться. Если не будешь обороняться, то команде будет сложнее.
— Говорят, он строит игру под Вас…
— Такого не может быть. Мы — одна команда, один за всех, и все за одного. Нельзя, чтобы один игрок определял игру команды. Проигрывает и выигрывает, прежде всего, команда.
— Жамбыл, Ваш «Шахтер» одержал победы над действующим чемпионом — «Тоболом», серебряным призером — «Актобе» и бронзовым — «Иртышом». Это говорит о силе чемпионата или о силе «горняков»?
— Другой чемпионат в этом году. Уровень казахстанского футбола, действительно, поднялся. Сами видите, команды практически равными стали, все демонстрирует интересный футбол. Чемпионат непредсказуемый, сейчас никто даже не представляет концовку. Раньше в это время было видно, кто в чемпионате какие места займет, а в этом году, наоборот, практически любая команда может оказаться как на верху, так и стать аутсайдером.
— Недавно стало известно, что место «Локомотива» в Лиге Европы может занять «Шахтер». Какие чувства в связи с этим испытываете?
— Честно, я жду этого момента, когда мы будем играть в еврокубках. Если «Шахтер» возьмет старт в Лиге Европе, мы в команде будем рады. Хотим сыграть для болельщиков, подарив им праздник. Такие матчи нужны любой команде, ведь это — бесценный опыт.
— В соперники хотите гранда или аутсайдера?
— Не думаю, что на таком уровне есть аутсайдеры. Главное, чтобы мы сами хорошо сыграли и прошли несколько раундов. Если будем играть, конечно.
— В еврокубках когда последний раз играли?
— В 2007 году, когда с «Астаной» в Лиге Чемпионов прошли грузинскую «Олимпию» и во втором раунде вышли на норвежский «Русенборг».
«Сам бы хотел узнать, какие зарубежные клубы хотели видеть меня в составе»
— Перед началом сезона были ли предложения от других команда помимо «Шахтера»?
— Было предложение, но когда на меня вышли из Караганды, я сразу согласился. Мне нравится город, команда. Я сразу выразил желание остаться здесь. Я не жалею, что выбрал «Шахтер».
— То, что на просмотр позвали, не удивило?
— Нет. Тренер только что пришел, поэтому никого не знал. Получается, команду поменяли полностью, и посмотрите, мало кто остался после прошлого года. Виктор Балютович должен был посмотреть, у него свое мнение, кто на какой позиции должен играть, и я оказался здесь. Еще раз повторюсь: мне очень комфортно в Караганде, и я рад, что играю за «Шахтер».
— Говорят, что Вы зимой могли уехать в «Баку»?
— Да, вариант был, но всех подробностей говорить не буду. С «Баку», в общем, не сложилось. Я видел одну игру, и уровень азербайджанского чемпионата слабее, чем в Казахстане. Мне сказали, что я там потеряюсь, поэтому не стоит ехать в Азербайджан.
— Вас регулярно сватают в зарубежные клубы. Давайте расставим точки над i. Кто, действительно, Вас приглашал?
— На меня никто не выходил. Должны контактировать по этому поводу с клубом или с агентом. На меня никто не выходил, а вот то, что на команды выходили — я слышал. Я не знаю, кто именно. Мне даже самому интересно.
— На днях одно из СМИ написало, что Вами интересуется клуб из Испании «Реал Мурсия». Также там было указано, что Вы думаете о продлении контракта с «Шахтером» до конца 2013 года. Насколько эта информация достоверна?
— На меня лично из Испании никто не выходил, но про это я слышал. Насчет продления контракта с «Шахтером» — ничего пока такого нет.
— Ваши дела ведет агент и отец?
— Дела ведет агент, но и папа всегда помогает советами. Именно отец привил любовь к футболу мне и старшему брату, который тоже футболист. Сейчас он играет в «Сункаре».
— Почему в прошлом сезоне Вы толком не играли? У Вас был конфликт с Хольгером Фахом?
— (Небольшая пауза) Знаете, как сказать… Просто, Фах может сказать одно и сделать другое. У меня не сложились отношения с ним. Вначале было нормально, но затем наши отношения испортились. Как тренер он хороший, но как человек, он только свое мнение считает главным и другого не воспринимает.
— Ходили разговоры, что, не попадая в основной состав, Вы просились играть за дубль, но тренер не разрешал. Это, действительно, было так?
— Такое было, но я знал, что не попаду в состав, поэтому тренировался, чтобы закончить тот год и начать новый сезон. Продолжал работать над собой, понимая, что прошлый год был потерян для меня.
— Многие болельщики отмечают, что Вы, как будто, соскучились по футболу…
— Я на каждый матч выхожу с удовольствием. Футбол — это праздник для меня. На каждую игру надо выходить с настроением.
— Чем запомнится работа в «Локомотиве»?
— В первый год с нами играли Егор Титов и Андрей Тихонов — это те футболисты, которые поиграли на самом высоком уровне. Надо у них учиться многому, эти футболисты, знаете, они — мастера, и таких игроков мало. Титов мне больше понравился по игре, а Тихонов завершал все это дело.
— А какое впечатление произвел главный тренер Сергей Юран? Он сначала называл Вас преемником Юрия Жиркова в ЦСКА, а в конце сезона у Вас случился конфликт…
— Он запрещал разговаривать на казахском. До этого случая было все нормально, ставил на игру, и я играл, но после того случая наши отношения испортились. Так нельзя, так не бывает. Я не один выражал несогласие, все-таки в другой стране нельзя такие вещи говорить. Может, я на русском разговаривать не умею? Он, наверное, подумал, что мы о нем разговариваем, и после этого начались конфликты.
— Вы выиграли все титулы в Казахстане. На этот сезон какую цель перед собой ставите?
— Каждый год я выигрывал либо чемпионство, либо Кубок. Хочу выиграть все возможное с «Шахтером» (разговор состоялся до матча с «Таразом» — прим. автора) и помочь сборной. Хочу приложить максимум усилий для побед нашей главной команды!
— Жамбыл, помните, что произошло 14 февраля 2006 года?
— Да, конечно. В этот день я провел первую игру за сборную. Такое не забывается, и я очень благодарен команде и ребятам Давиду Лория и Диасу Камелову, которые меня поддержали. Спасибо им!
— На тот момент Вам было всего 17 лет…
— Я уже тогда тренировался с основным составом, и вдруг в один миг оказался в «основе»… Однако партнеры по команде и тренеры меня поддерживали. Думал, как буду играть, а мне сказали: «Просто выходи и играй». Команда была дружная, и у нас не было такого, чтобы кому-то за ошибки напихать или отругать, а, напротив, все подбадривали друг другу советами.
— В Вас поверил Арно Пайперс. Что нового он привнес в наш футбол?
— Он изменил наш взгляд на футбол. Он всегда говорил: «После тренировки ты должен отдыхать, не надо волноваться перед матчем, а нужно готовиться спокойно». При нем у нас всегда играла музыка в раздевалке. Сейчас в «Шахтере» точно так же. Виктор Балютович сказал, что нужно ставить перед игрой музыку. У нас в раздевалке звучит много заводных песен, и это помогает, потому что, благодаря этому, настроение улучшается и потом сказывается на игре. Мы играем лучше и раскрепощеннее.
— Кто главный ди-джей в «Шахтере»?
— Вадим Боровский, у него на ноутбуке все песни. В «Шахтере» Вадим у нас ди-джей.
— А какую песню Вы поставите, когда «Шахтер» станет чемпионом?
— (Задумывается) Надо подумать. Я бы поставил песню «Jonny» Gilla.
— Какую музыку, вообще, любите?
— Я меломан, в музыке нет определенных вкусов, но мне не нравится жесткий рок.
— А книги?
— Люблю почитать. Самым запоминающимся из того, что я прочитал, была книга Микеланджело «Поездка в Милан».
— Ваше хобби? Как любите проводить свое свободное время?
— Я люблю одеть наушники и прогуляться по улице. Люблю в кино сходить.
— Узнают на улицах?
— Из 100 человек один-два узнают, в лучшем случае, но все равно приятно. Думаю, любому такое внимание приятно будет.
— А кино какое любите? На гремящий «Форсаж-5» успели сходить?
— Пока нет, потому что постоянно идут тренировки и проходят игры. А так, любимый фильм — «Мистер и Миссис Смит» с Брэдом Питтом и Анджелиной Джоли.
— Какое у Вас образование?
— В данный момент заканчиваю Алматинский Гуманитарный Институт, факультет «Физическая культура, туризм и спорт». Правда, долгое время не посещал занятия, надо сходить.
— Скидок преподаватели не делают, все-таки играете за сборную?
— Даже если и делают, я долгое время не ходил… Буду восстанавливаться.
— Вам только что позвонил Миланко Рашкович, с которым Вы общались на английском. Как у Вас с иностранными языками?
— Хочу записаться на курсы, но не получается. Разговорный английский язык и футбольные термины знаю, благо, практика есть постоянная.
— Вы достаточно активны в социальной сети «ВКонтакте»…
— Друзья в Алматы остались, а когда уезжаю за границу, телефон не работает, поэтому зачастую «ВКонтакте» является одним из способов поддерживать связь с близкими людьми.
— Многие футболисты также достаточно активны в социальных сетях. К примеру, голландец Райан Бабел, когда играл за «Ливерпуль», в своем «Твиттере» (сервис микроблогов) выставил фотографию судьи, одетого в форму «Манчестера Юнайтеда», как бы намекая, что судья был на стороне «МЮ». Вы на такой поступок способны?
— Я — нет, не в моем стиле это. У каждого человека бывают ошибки. Если судья подсуживает сопернику, я скажу, что он не прав, но выставлять в интернет это не буду.
«Если бы не лимит, может быть я и не заиграл бы»
— Жамбыл, Ваш брат Жигер покинул Премьер-Лигу из-за введения лимита, а Вам, напротив, лимит помог. Как Вы относитесь к этому правилу?
— Если бы не было бы лимита, я бы, может, и не так бы начал и не смог бы заиграть. За счет лимита, так получилось, что оказался в Премьер-Лиге и до сих пор сейчас играю в команде мастеров. А брат вынужденно пропустил год из-за травмы. Тяжело начинать сначала, а тем более — с первой лиги. Жигер любит футбол, он докажет, что будет играть. Вы о нем еще услышите!
— У Вас есть младший брат. Он тоже будет футболистом?
— Уже бегает. Он любит нас очень сильно. Я и Жигер постоянно привозим ему форму. Думаю, в скором времени сам займусь с ним (смеется).
— В этом году Вы забиваете со штрафных и пенальти. Раньше часто били стандарты?
— Я, может быть, и бил, но не получалось. Это не давило, но у меня отец любил штрафные бить, брат бьет штрафные, и папа всегда говорил: «Бей!». И так получилось, что тренировали и отрабатывали «стандарты». В игре с «Актобе» Кайрат Утабаев подбежал и говорит: «Виктор Балютович сказал, чтобы ты бил». И у меня получилось.
Реалити-шоу, ужасный ребенок и болельщики
— Вы — первый футболист из стран СНГ, забивший на «Уэмбли». Не думаете, что лет через 10 после завершения Вашей карьеры болельщики будут вспоминать тот самый гол, а про другие титулы забудут?
— Неважно, как будут вспоминать, главное, чтобы вспоминали. Конечно, будут и плохое вспоминать некоторые, но не все знают, какой ты человек на самом деле, и тебя понимают только те люди, которые всегда были с тобой. Те, кто высказывает свое мнение, они меня не знают.
Хотелось бы, чтобы вспоминали. Приятно. Все футболисты желали бы этого.
— Многие после этого гола начали говорить, что, мол, у Кукеева звездная болезнь. Вы как к этому относились?
— Нет, ничего такого не было. Я забил тот гол, но, как человек, абсолютно не изменился. Просто все говорили: «Звезду поймал». А говорили те люди, которые меня не знают, они так думают. А на самом деле мои друзья, родственники знают, что я не такой. Звездной болезни у меня не было.
— Много еще говорят и о зарплатах футболистов…
— Я не считаю чужие деньги. У каждого своя жизнь, свои деньги. Пусть они получают больше, но главное то, что есть у тебя. Вот и все.
— Обижает, когда Вас называют «инфан террибль», что, в переводе на русский, означает «ужасный ребенок»?
— Не обижает, пусть как хотят, так и называют. Я сам знаю, какой я на самом деле человек… Обидно такое читать и воспринимать это, но я стараюсь подходить к этому немного с юмором и не думать об этом. Повторюсь еще раз: только близкие тебе люди знают, кто ты есть на самом деле.
— После неудачных матчей болельщики начинают в Интернете сыпать гадости в комментариях и на форуме…
— Кто знает, кто пишет это? Мы этих людей не знаем. Я не всегда читаю, мне говорят. Когда ты хорошо играешь, то тебя, конечно же, хвалят, а когда плохо, то наоборот — поливают грязью. Но, как бы не говорили, мы бьемся за страну, за Казахстан, стараемся, а когда вот так пишут — честно, больно… Но ничего страшного, что поделать? Может, это придает сил этим людям…
Любой может написать. Кто пишет вот так, почему он сам не играет? Да, мы понимаем, что им хочется побед, но, еще раз повторюсь, мы бьемся в каждом матче. Мы тоже хотим выигрывать. Думаю, все у нашей команды впереди.
— На журналистов не приходилось обжигаться? Любите общаться с журналистами, и какие отношения у Вас с нашими коллегами?
— Бывает, что неправильно интерпретируются твои слова. Были моменты, когда я говорю одно, а пишут другое, потом читаешь другие слова — после таких случаев даже неохота давать интервью.
— На футбольную тему любите общаться или когда много футбола — надоедает?
— Футбол — это праздник для меня, хотя иногда накапливается усталость и говорить о матче не хочется. Но я отношусь к этому спокойно, потому что у людей такая работа.
— Ваши коллеги Давид Лория и Самат Смаков вели свои блоги в Интернете. Вы бы смогли?
— Я не хочу, мне это неинтересно. Не мое это.
— Вы приняли участие в рекламной акции «Пепси». Как это получилось?
— На отца вышли, позвонили, спросили. А я не долго думая, согласился. Было интересно, очень понравилось.
— А гонорар?
— Ничего не было.
— Если еще раз предложат сняться в рекламе или принять участие в каком-нибудь реалити-шоу, к примеру «Екi жулдыз», что ответите?
— С радостью бы согласился. Мне это интересно, и я хотел бы попробовать себя в другой, не футбольной, сфере.
— Болельщики отмечали, как Вы отпраздновали гол в игре с «Иртышом»…
— Когда побежал к болельщикам, не думал ни о чем, просто эмоции переполняли. Очень приятно, что приезжали на наши игры аж в Астану. Спасибо им! На первой игре в Караганде их пришло больше 9000 — очень приятно, как они поддерживают. Мы постараемся порадовать их! Когда есть люди, которые за тебя болеют и переживают, это хорошо!
Еще хочу пожелать болельщикам не только «Шахтера», но и сборной, чтобы они верили в нас. Мы ощущаем их поддержку, и будет праздник и на нашей улице!
Автор: Габдулла Айгозин Фото: Владимир Шаповаловsports.kz
Комментарии
Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь
...или войдите через аккаунт соцсети