Белорусский главный тренер женской сборной Казахстана по гандболу Александр Сытько после завоевания бронзовых медалей на чемпионате Азии-2024 в Нью-Дели (Индия) дал интервью изданию Bet News, передает Sports.kz.
— Для болельщиков ваше появление в сборной Казахстана оказалось неожиданным. Как состоялось назначение?
— Честно говоря, после работы с национальной командой Беларуси думал, что вряд ли еще возглавлю какую-то сборную. Планировал сконцентрироваться на «Витебчанке». Но в феврале нынешнего года поступил звонок от президента Федерации гандбола Казахстана Гульнар Исмагуловны Турлыхановой с предложением о сотрудничестве.
Какое-то время я находился в раздумье, но потом подумал: почему бы нет? В июле съездил туда, провел сбор с национальной командой в Алматы, посмотрел на ее перспективы. В Казахстане своя специфика — так получилось, что потом еще и свозил казахстанскую девичью сборную на чемпионат мира в категории U-18. Мы там заняли 27-е место из 32 участников.
Потом уехал домой, и возникли определенные сложности. В «Витебчанке» у меня стали спрашивать, остаюсь я или ухожу. Пытался связаться с Турлыхановой, но не сумел — как потом оказалось, у нее случилось горе в семье. В общем, остался в витебском клубе, и когда все же дозвонился до Гульнар Турлыхановой, она вошла в мое положение, а я — в ее. Договорились, что пока буду работать в Казахстане наездами. К тому же сейчас в тамошней федерации возникли определенные проблемы, но, надеюсь, они разрешатся. И тогда, предполагаю, может встать вопрос о том, чтобы я трудился в этой стране на постоянной основе.
— На что вы нацеливались перед стартом чемпионата Азии?
— Мы говорили с главой федерации, там строят далеко идущие планы. Конкретно сейчас главной задачей было попадание на чемпионат мира. Когда оказались в квартете сильнейших, возникло желание быть в числе призеров — последнее время команда Казахстана редко попадала на пьедестал.
— Какой из матчей заставил вас больше всего поволноваться?
— Как ни странно, полуфинал с японками. Да, в группе мы одолели Китай «на тоненького», но тогда я почему-то был уверен, что победим. А во время матча с Японией переволновался — видимо, когда чего-то достигаешь, то хочется еще большего.
Перед полуфиналом организаторы, можно сказать, дали мне по рукам. Наверное, это был и мой косяк. Суть истории такова. За час до начала матча я должен был вычеркнуть из списка 18 двух игроков, которые не примут участие в поединке, а также принять участие в жеребьевке — кто начинает первым и на какой стороне.
А на арене в Нью-Дели всего две раздевалки, хотя там такой большой спорткомплекс, что могли бы обустроить и двадцать. Накануне мы пошли в перерыве в раздевалку, а там уже проводит собрание команда, которой предстояло играть позже. Нас отправили в коридор — пришлось там и разговаривать перед вторым таймом. А перед встречей с японками приезжаем на арену, заходим в раздевалку — а там сидит команда Ирана, у которой как раз антракт.
В общем, правила меняются на ходу, и нас оттуда выгоняют. Пришлось искать другое место, и из-за всего этого я не успел на ту самую жеребьевку. Ее провели без меня, причем главный судья соревнований в мое отсутствие сам вычеркнул из нашего состава двух гандболисток — основных разыгрывающую и правую полусреднюю. Что ж, у него свои правила.
Пришлось выходить на площадку без двух игроков, и эти потери нас обескровили. Потребовалось срочно вносить коррективы в план на матч. Благодарен девочкам, навязавшим соперницам борьбу в первом тайме, после которого мы уступали всего один мяч. В итоге, правда, проиграли «минус 7».
Но, знаете, те же японки и кореянки на чемпионате Азии ведут себя так, будто это сборные Норвегии или Франции — благодушно, самоуверенно, даже развязно. Они не чувствуют опасности от соперниц, но я настраивал девочек на то, чтобы они не боялись. Психология очень важна.
— Сложно ли вообще привыкнуть к азиатскому гандболу?
— Если говорить о сборной Казахстана, то в составе и представительницы коренной нации, и русские, и другие, так что по стилю она не сильно отличается от нашей национальной команды. А вот Япония, Китай, Корея — там, конечно, другой гандбол. Игроки более быстрые, динамичные, высоко прессингуют, в обороне редко играют 6-0, защищаются довольно жестко. Видимо, это связано с особенностями антропометрии. И тамошние девушки выглядят физически крепкими, визуально отличаются от наших или казашек, которые, может, где-то чего-то не съедят, чтобы выглядеть лучше. Японки же, китаянки, кореянки четко соблюдают выработанные для них распорядок дня и принципы питания.
Кстати, о еде: в Индии это что-то с чем-то. Мне еще перед началом турнира друзья и родственники присылали всякие мемы и ролики из тик-тока на сей счет. Там вся пища уж очень сильно полита специями, только овощи и фрукты нормальные. Слава богу, никто у нас в сборной не отравился, но вкус очень специфический. Когда прилетел в Минск, меня встретил друг, и мы заехали в кафе неподалеку от аэропорта. И я чуть не расплакался, отведав мясо с драниками.
Возвращаясь же к гандболу: удалось живьем посмотреть финал, в котором встретились команды Японии и Южной Кореи. И был впечатлен их скоростями — бегать за ними бесполезно, так что надо навязывать им свой стиль, искать тактические решения. В полуфинале отчасти это удалось, и, надеюсь, еще представится возможность сыграть с такими соперниками.
— В сборной Казахстана есть легионерки?
— Сейчас лишь одна — Кристина Радаева выступает в Румынии. Но некоторые другие девочки тоже успели поиграть за границей. В частности, Ирина Александрова — в российской «Астраханочке», а Дана Абильда — в словацком «Михаловце».
— После чемпионата вы успели побывать в Казахстане?
— Да, прилетели в Алматы, а оттуда я уже отправился в Минск. В алматинском аэропорту нас встречали болельщики — с цветами, с баяном, пели казахские и русские песни. Незнакомые люди подходили, желали удачи. В общем, было очень тепло и душевно. Казахи вообще похожи на белорусов — терпеливый народ, «памяркоўны». Хорошие люди — лично мне плохие не встречались вообще.
— Через год вы повезете сборную и на чемпионат мира?
— Предполагается, что да. Надо исходить из того, что все проблемы решатся. Конечно же, перед командой будут ставиться задачи. Постараемся внести определенные коррективы в тренировочный процесс. Пока вижу, что девочки в принципе тепло воспринимают мои нововведения. Главное — никого не бояться, не выходить на матчи с фаворитами как на закланье.
Это в свое время еще Томаж Чатер пытался изменить в сборной Беларуси. А то нам попадались в соперники голландки, норвежки, румынки — и мы шли как на плаху. Надо поменять кое-что в психологии и понять, что соперники — тоже люди из плоти и крови. Если в голове этого нет, то какие бы тактические ухищрения ты ни предпринимал, ничего не получится.
— Какая сборная сейчас сильнее — Казахстана или Беларуси?
— Думаю, они примерно равны. Если белоруски выйдут на площадку без легионерок, то проиграют. Если же в оптимальном составе, то будет интересная борьба.
Казахстанские гандболистки завоевали «бронзу» чемпионата Азии
...или войдите через аккаунт соцсети