...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Футбол


18 сентября 2015 (11:38)

Казахский вклад в будущее «Челси»

Казахский вклад в будущее «Челси»

Отечественные любители футбола, думается, хорошо помнят, как некоторое время назад казахстанские СМИ интенсивно писали (точнее, — переписывали друг у друга) о казахском мальчике Дариусе Нуритове, который занимается в футбольной школе лондонского «Челси». Мгновенно разгоревшись, интерес у нас в стране к этому юному футболисту так же быстро и потух. Между тем, с тех пор минуло три с лишним года... 

Корреспондент республиканского интернет-портала Sports.kz решил узнать, как идут сейчас дела у 11-летнего футболиста, и пообщался с ним и его отцом Азизом.

— Азиз, я правильно понимаю: Вы по национальности казах из кожа, родившийся и выросший в Ташкенте?
— Да, почти правильно. Но по паспорту я все-таки узбек. Поэтому одинаково трепетно отношусь и к Узбекистану, и к Казахстану. В Узбекистане произносится не «Кожа», а «Ходжа», поэтому мое полное имя — Азизходжа. Оба моих покойных уже родителя — из рода ходжей. Корни моих отца и матери исходят из Южного Казахстана, неподалеку от города Туркестан, но после революции, по различным причинам, мои предки перешли в Узбекистан. Для ходжей первично, что они ходжи, а формальная национальность выбирается от того, как удобнее там, где они проживают. Но оба моих родителя и все родственники говорили, в основном, на казахском.

Мой отец по паспорту был казахом. И у меня был выбор, что написать в паспорте. Папа сказал, что в Узбекистане лучше писаться узбеком. Но Узбекистан для меня — моя настоящая Родина, а Казахстан, скорее, — земля моих предков. А для Дариуса все это — одно и то же. Формально, если он станет футболистом, то может, теоретически, играть за Англию, США, Россию (дедушка по матери — российский гражданин), Узбекистан и Казахстан.

Я и моя жена Катя, еврейка по национальности, родились и выросли в Ташкенте, ходили в русские школы. Поэтому дома мы говорим по-русски. В Ташкенте также родилась в 2001 году и наша старшая дочь Даниелла.

— Читал, что Вы сами занимались футболом. Где, на каком уровне и до какого возраста?
— С детства играл в футбол, но никогда не занимался им профессионально. Играл за студенческую команду в своем Институте Востоковедения. Даже был дважды признан лучшим игроком в посольских турнирах в Китае во время языковой практики в далеком 1990 году.

— Как, когда и почему Вы уехали из Узбекистана? Давно ли живете в Лондоне? Чем занимаетесь там?
— В Узбекистане перед отъездом я работал журналистом, был корреспондентом «Ассошиейтед Пресс» по Центральной Азии. А в 2005 году получил грант Всемирной Службы Би-Би-Си на обучение в Лондоне. Так я с семьей приехал в столицу Великобритании осенью 2005 года. После уче6ы устроился на работу. Некоторое время трудился в Русской Службе Би-Би-Си. Сейчас работаю в отделе связей Европейского Банка Реконструкции и Развития.

— Но Дариус ведь родился в Нью-Йорке? Вы долго там жили и чем занимались?
— Дело в том, что Катина мама в то время, в 2004 году, проживала в Нью-Йорке, и мы решили, что если есть такая возможность, то пусть ребенок родится в США. И сейчас один из его паспортов — американский.

— Имя Дариус не слишком похоже на казахское. Расскажите, пожалуйста, почему так назвали сына.
— Да, это персидское имя. Но оно очень популярно и в европейских странах. С самого начала мы с женой хотели давать детям имена, с которыми им было бы легче интегрироваться в любой стране. Наш младший сын родился в 2013 году в Лондоне. Мы назвали его валлийским именем Дилан.

— Дариус, насколько я знаю, тренируется в Центре развития «Челси»? Этот Центр имеет непосредственное отношение к ФК «Челси»?
— В поле зрения представителей «Челси» Дариус попал, когда ему было 8 лет, на одном из турниров, где он играл за свою местную команду. Его приметил скаут «Челси» по северному Лондону и пригласил на однодневный просмотр. Потом выяснилось, что кроме Дариуса там еще было около тридцати мальчиков его возраста. Никого тогда так и не взяли в клубную академию. Но с тех пор, как они и сказали, «Челси» начал мониторить развитие Дариуса. Я регулярно регистрировал его на недельные программы, организованные фондом «Челси» во время школьных каникул. Одно время он играл и за местную команду «Челси Риджентс Парк», так же спонсируемую «Челси». А два года назад его пригласили на просмотр в Центр развития «Челси» под Лондоном.

Это еще не настоящий «Челси», но где-то на два уровня ниже академии. В прошлом году Дариуса перевели тренироваться в Центр развития, но уже на самой тренировочной базе «Челси» в Кобэме, опять же — под Лондоном. А это уже всего на один уровень ниже клубной академии. Сейчас он там занимается раз в неделю. Кстати, в одной команде с племянником Фрэнка Лэмпарда — Чарли Реднаппом, сыном Джейми Реднаппа. Конкуренция там очень серьезная. Мальчики занимаются по девять недель, первые три из которых их оценивают, после чего решают, кого оставить на следующие шесть недель. То есть, нужно постоянно доказывать свой уровень.

— Ваш сын ведь тренируется у известного в прошлом футболиста киевского «Динамо» и национальной сборной СССР Сергея Балтачи?
— Кроме «Челси» Дариус раз в неделю тренируется у легенды советского футбола Сергея Балтачи, бывшего игрока киевского «Динамо», финалиста Евро-1988 в составе сборной СССР и просто замечательного тренера и человека. Балтача сейчас работает в академии «Чарльтон Атлетик», а в свободное время тренирует местную команду «Уоллингтон Уондерерс» на юго-западе Лондона, в которой играет его сын Миша, ровесник Дариуса. После просмотра моего сына в начале прошедшего лета Балтача пригласил его играть за команду. Правда, она выступает в лиге на год старше Дариуса, соответственно, и большинство ребят там постарше. Первую игру этого сезона команда проиграла в прошлое воскресенье 1:2.

С Сергеем Балтачой
Ну, и еще раз в неделю Дариус тренируется и играет за свою местную команду, в которой он с четырех лет. Она меняла свои названия, сейчас называется «Сент Джонс Вуд ФК». В своей лиге в центральном Лондоне после двух туров они возглавляют таблицу с двумя победами.

— Сам Ваш сын мечтает стать профессиональным футболистом?
— Конечно, Дариус хочет стать футболистом. Но он еще ребенок, поэтому этого, наверное, больше хочу я. Главное, чтобы у него не пропал интерес к игре. Хотя трудно представить, что это произойдет в стране, где футбол — религия.

— Там у Вас ведь еще один фанат «Челси» подрастает?
— Двухлетний Дилан тоже быстро приобщился к игре, глядя на Дариуса, который практически всегда с мячом. Вспоминая Дариуса в его возрасте, мне иногда кажется, что Дилан даже еще более естественно обращается с мячом. Но это и понятно — он раньше начал.

Фаны «Челси»

— Интересуется ли Дариус казахстанским футболом? А Вы сами?
— Мы всегда стараемся следить за футбольными событиями в наших родных Узбекистане и Казахстане. Поэтому особенно приятно наблюдать, как динамично в последнее время футбол развивается в Казахстане. Очень хочется, чтобы «Астана» достойно сыграла в Лиге Чемпионов, мы за них болеем почти так же сильно, как за «Челси».

— Можно теперь пару вопросов Дариусу? Как тебе игра «Челси» — «Маккаби»? У тебя есть кумир в футболе?
— (По-русски) Очень понравилась игра. (Переходит на английский) После неудачного начала сезона именно так и надо было выиграть. Всегда приятно, когда мы много забиваем. Мои кумиры — Дрогба и Торрес. Но играть я хотел бы, как Роналду и Азар.

С Фернандо Торресом
— Собираешься ли когда-нибудь побывать в Казахстане?

— (По-английски) Конечно, я очень хочу однажды посетить Казахстан и Узбекистан. Я жил в Ташкенте полгода, но ничего не помню. А Казахстан — это единственная страна, где я кому-то интересен (Смеется).


Автор: Александр Стрельников sports.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети

  • Прямо скажем, что казахским вкладом особо не пахнет: папа, этнический казах, считающий себя узбеком в UZ и космополитом вне (Узбекистан для меня — моя настоящая Родина, а Казахстан, скорее, — земля моих предков). Мама -еврейка. Ребенок, при таком отношении папы к KZ, о своих корнях будет знать постольку поскольку. И не надо навязываться к таким папам с вопросами о Родине. Ему это не надо. А нам зачем? А так удачи, конечно.Ответить

    • 20 сентября 2015, 21:55
    • Казахстан
    • 1 запись
    • 3405 дней на портале
  • для Golden Horde:«Уважаемый, Хорасан - это бывшее таджикское государство в Северном Афганистане, а Кожа - это бывщие арабские миссионеры в Средней Азиии...Нужно знать свои корни, город Туркестан - это вотчина рода Кожа...»

    Если бы вы были ходжой, то знали бы, что внутри они делятся на роды и, как я и написал, имя моего рода - Хорасан. А происходит оно от названия персидской провинции, которую мой предок араб завоевал по пути в Среднюю Азию, в честь чего сам получил добавление Хорасан к своему имени и все его потомки стали называться Хорасан.Ответить

    • 20 сентября 2015, 05:14
    • London
    • 2 записи
    • 3353 дня на портале
  • для Azizkhodja:«Шерик, родной, спасибо! Зарегистрировался, чтобы тебе ответить. А остальным скажу, что мы из рода Ходжей, Хорасан. Мои родители и все мои родственники между собой всегда говорили по-казахски. В последнее время почти все переехали в Казахстан. Мой папа Асет Нуритов был одним из известных ташкентских казахов, преподавал историю в ТашГУ. Если, когда Дариусу будет 13-14 лет, его пригласят в юношескую сборную Казахстана, для нас это была бы большая честь. И мы обязательно приняли бы такое приглашение.»

    Уважаемый, Хорасан - это бывшее таджикское государство в Северном Афганистане, а Кожа - это бывщие арабские миссионеры в Средней Азиии...Нужно знать свои корни, город Туркестан - это вотчина рода Кожа...Ответить

    • 19 сентября 2015, 18:25
    • Шымкент
    • 27220 записей
    • 4175 дней на портале
  • для make81:«молодцы! вас не пригласят забудут у нас в ффк и сборной люди легко забывают все. пишите тренеру сборонй сами тогда пригласит! так у нас!»

    Если станет талантливым футболистом, то сами пригласят...Ответить

    • 19 сентября 2015, 18:13
    • Шымкент
    • 27220 записей
    • 4175 дней на портале
  • для make81:«он из рода Кожа какой он узбек, он казах а вернее Ордынец. А вообще так по сути Узбеками они стали после Узбек хана до этого были Бухарским ханством и Хивой. если жена еврей то сын тоже евреем может быть! хаха»

    Ошибаешься, Орда к роду Кожа никакого отношения не имеет (откуда придумал?). Родина (расселение) наших казахских Кожа - это округ Туркестана (Яссы) и Отрара(Фараб) - там все наши знаменитые Кожа вышли (начиная с Кожа-Ахмеда Яссави и Абу-Насыра Аль-Фараби), не зря Азиз говорит, что родители оттуда...А насёт узбеков ты прав - до Узбек-хана не было узбеков (после него и началась тюркско-ордынское население размежевываться на казахов и узбеков, пока ровно 550 лет назад - начало создания Казахского ханстава - окончательно не разделилось при хане Жанибеке). Мождно сказать, Казахское ханство вытеснило сторонников умершего тогда Абулхаира в Среднюю Азию, которые стали называться узбеками (то есть - отделившимися, өзбек - өзінше Бек) и завоевали Среднюю Азию. Кстати, по крови нынешние узбеки только на 30% чистые первоначальные узбеки (ост 70% - это сарты т.е. бывшые ирано-таджики). А Кожа не входят ни в какой Жуз, они могут быть и казахами, и в то же время узбеками - о чём и говорит Азиз, в этом он в чём-то и прав...Ответить

    • 19 сентября 2015, 18:11
    • Шымкент
    • 27220 записей
    • 4175 дней на портале
  • Ким болса да аман болсын балапан. Алга койган максаттарына жете берсин жкткиншек.Ответить

    • 19 сентября 2015, 14:41
    • Шымкент
    • 4457 записей
    • 3551 день на портале
  • Ақ жол ол балаға, қай елді тандаса да!Ответить

    • 19 сентября 2015, 11:24
    • 49 записей
    • 6682 дня на портале
  • Посмотрел видео. Мальчик не плохой, но в академии Кайрат есть и получше! А потом зачем его за уши натягивать под казаха))) он им не является по дух. Даже его отец не казах, сам ведь говорит об этом. Ну а так конечно удачи ребенку! Пусть развивается.Ответить

    • 19 сентября 2015, 11:12
    • Алматы
    • 570 записей
    • 3820 дней на портале
  • Стрельников что Вы престали к нему казах,казах,Казахстан.Отец же его говорит Вам что он узбек с Узбекистана.Ответить

    • 19 сентября 2015, 10:59
    • Шымкент
    • 127 записей
    • 4089 дней на портале
  • для Alataw:«Этот журналист гонит. Все время ему говорит казах,казах. А он игнорирует казахов.Его сын не казах, даже не узбек, а еврей. Так зачем нам этот бесполезный пацан»

    Правильно.Свои родятся.Ответить

    • 19 сентября 2015, 10:55
    • Шымкент
    • 127 записей
    • 4089 дней на портале