Внимание всего футбольного мира сейчас поглощено проходящим в ЮАР чемпионатом мира. Вероятно, именно поэтому пока на слуху последние решения УЕФА, касающиеся новых правил лицензирования и внедрения принципов fair play в политику клубов. Новая программа, принятая на недавнем заседании исполкома УЕФА в швейцарском Ньоне, рассчитана на три года.
Уже начиная с сезона 2013–2014 к участию в Лиге чемпионов и Лиге Европы не будут допущены клубы, имеющие долги по зарплатам не только футболистам, о даже и уборщицам в офисах. Еще одно обязательное условие для участия в розыгрыше еврокубков — прозрачность бюджета и своевременная уплата налогов. Есть резонные опасения, что футбольный Казахстан, где ни о какой прозрачности пока нет и речи, после введения новых правил и вовсе окажется вне игры.
То, что эти изменения в футбольном хозяйстве УЕФА давно назрели, не вызывает сомнений. Половина из 650 европейских клубов убыточна, а 20 процентов из них находятся на грани банкротства. Погоня за результатом любой ценой приводит к тому, что расходы клубов как минимум на 20 процентов превышают их доходы (это в Европе, а у нас есть клубы, которые тратят вдвое больше, чем зарабатывают. — М.В). Исключение составляют разве что команды «большой пятерки», куда входят испанские «Реал» и «Барселона», а также английский «Манчестер Юнайтед», итальянский «Интер» и немецкая «Бавария». Между тем большинство команд даже английского чемпионата — самого богатого на европейском континенте — живут за счет денег владельцев. «Челси» и «Манчестер Сити», владельцы которых российский олигарх Роман Абрамович и член королевской семьи Абу-Даби шейх Мансур понесли в прошлом сезоне убытки — 58,75 млн. и 116,25 млн. евро соответственно. За этот же период «Астон Вилла», субсидируемая американским миллиардером Рэнди Лернером, потеряла 57,5 млн. евро, а «Сандерленд» — 32,5 млн.
Как известно, доходная часть клубного бюджета складывается из пожертвований спонсоров, выручки от рекламы и трансфера футболистов, реализации клубной атрибутики, билетов, сезонных абонементов. Сюда же входят поступления от продажи прав на телетрансляции матчей и бонусных выплат УЕФА. Почти все перечисленные источники доходов казахстанским клубам недоступны.
Как же в таком случае они могут стать безубыточными? И возможно ли это вообще?
Мы задали руководителям самых богатых, по нашей информации, клубов казахстанской премьер-лиги три вопроса:
1 Сможет ли ваш клуб в течение ближайших трех лет, как предписывает УЕФА, перейти на самоокупаемость?
2 Какую часть ежегодного бюджета клуба вы зарабатываете сами?
3 Как собираетесь выходить из сложившейся ситуации?
Шарипа Бихамбетова, генеральный директор ФК «Актобе» (бюджет на 2010 г. — $9,5 млн.):
1. Это нереально. Наш клуб является акционерным обществом, где учредителем выступает государственная структура. Даже стадион, с которого мы могли бы получать доход от продажи билетов, нам не принадлежит.
2. От 0,1 до 10 процентов.
3. Только если собственником нашего клуба станет частное лицо. Другого выхода не вижу.
Халимжан Ержанов, генеральный директор ФК «Тобол» (Костанай), (бюджет — $9 млн.):
1. Нет. Чтобы зарабатывать, клубу нужно продавать права на телетрансляции, иметь прибыль с продажи билетов на домашние матчи и реализации клубной символики. Однако у нас маленький город, зарплаты у людей небольшие. Если поднять цены на билеты, болельщики совсем перестанут ходить на футбол. Получаем деньги от областного спорткомитета по договору об оказании услуг населению в виде хорошего выступления в чемпионате и Кубке страны. Пока удается соблюдать условия нашего договора.
2. Благодаря продаже клубной атрибутики 20 процентов из годового бюджета «Тобола» мы зарабатываем сами.
3. Честно говоря, не знаю. Только-только встает на ноги наша детско-юношеская школа. Чтобы мы смогли вырастить и «продавать» наших воспитанников, тоже нужно время.
Глава департамента лицензирования Федерации футбола Казахстана (ФФК) Алия Аманбаева решение исполкома УЕФА прокомментировала следующим образом:
— Так как большинство наших команд финансируется за счет государства, то, соответственно, речь об их самоокупаемости не идет. Цель наших клубов — популяризация и развитие футбола в стране. Пока футбол в Казахстане находится на таком уровне, ФФК не может влиять на финансовое положение клубов или навязывать им условия УЕФА в вопросе самоокупаемости.
Член исполкома УЕФА Лютаруас Варанавичюс из Литвы успокоил:
— Решение УЕФА больше актуально для европейских команд, чей годовой бюджет превышает 5 млн. евро. Знаю, что у вас в стране таких клубов меньше половины. Могу подсказать такой выход из сложившейся ситуации: расходы своих клубов могут покрыть их хозяева или спонсоры.
Выходит, что казахстанским клубам пока беспокоиться вроде бы и не о чем. Чиновники вливают бюджетные миллионы в бездонную бочку футбольных клубов, не требуя отдачи. Однако сколько раз мы убеждались, что такого рода финансовое благополучие мнимо и шатко. Не будет у нас хорошего футбола, пока его развитие зависит только от благосклонности местных чиновников. Любит аким эту игру — значит, быть футболу спортом номер один в регионе. Не любит — в лучшем случае команда прозябает на задворках, в худшем — ее расформировывают, а игроки и тренеры остаются без работы.
...или войдите через аккаунт соцсети