...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Хоккей


8 апреля 2011 (15:02)

Корни и крона хоккейного дерева

Корни и крона хоккейного дерева Казахстанские хоккейные болельщики с грустью смотрели, как в очередной раз лопается громадный мыльный пузырь, один из самых амбициознейших спортивных проектов Казахстана — астанинский хоккейный клуб «Барыс». Стараниями воспитанника усть-каменогорского хоккея Романа Старченко интрига на какое-то время возобновилась, он сравнял счет. Но полная обреченность команды из столицы Казахстана в противостоянии с казанским «Ак Барсом» была видна невооруженным глазом. В третий раз «Барыс» прекратил выступление на самой ранней стадии плей-офф Континентальной хоккейной лиги.

Президент «Барыса» Нурлан Оразбаев в блиц-интервью сразу же после матча объяснил такую игру усталостью хоккеистов после Зимних Азиатских Игр. Вот посмешил-то он народ! Это когда же успели устать хоккеисты сборной Казахстана? В матче с Китайским Тайпэеем что-ли? Забить 35 шайб — это, конечно, огромный труд. А ведь легионеры в Азиаде не участвовали. Да и ведущие игроки «Ак Барса» тоже дома на диване не лежали, играли в составе сборной России в Евротуре. А эти соревнования — уж явно тоже не ниже Азиады. Все дело в том, что Н. Оразбаеву президенту «Барыса» в своё оправдание сказать больше нечего. Если два предыдущих сезона у него была удобная отговорка «мол, проиграли обладателю Кубка Гагарина», то теперь прятаться не за что.

На самом деле смешно все это слышать. Правда, все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. А ведь если посмотреть правде в глаза, то казахстанский хоккей находится в тупике. И это даже мягко сказано. Тупик — это остановка, поиск выхода. Мы же катимся вниз, деградируем.

Смена руководства Федерации хоккея Казахстана и перенос ее штаб-квартиры в Астану, два с половиной года назад ознаменовался и сменой курса. Новое руководство однозначно заявило, что главный хоккейный клуб страны должен находиться в столице и выступать в Континентальной хоккейной лиге. При этом клуб будет выполнять роль базовой команды сборной. Второе главное направление обозначил генеральный директор ФХК Юрий Зверев на пресс-конференции в Усть-Каменогорске — это проведение внутреннего, т.н. полноценного чемпионата Казахстана. Ни разу новое руководство ФХК не обмолвилось о том, что намерено поддерживать колыбель, родину казахстанского хоккея — Усть-Каменогорск.

Новые хоккейные начальники всякий раз любят повторять, что они — менеджеры. Но, думается, что любая уважающая себя крупная корпорация выгнала бы таких менеджеров на другой день. Ведь основа любого управления, в хоккее ли, в экономике — это найти то главное звено, потянув за которое можно вытянуть всю цепь. Автомобильный король США Генри Форд, например, такое звено нашел в производстве массового автомобиля для людей со средним достатком и в организации конвейерного способа работы. В казахстанском хоккее такое звено и искать не надо, оно уже есть. Это хоккейная школа Усть-Каменогорска и команда нашего города, уникальная кузница кадров. Усть-Каменогорск хоккейный известен во всем мире. Наши воспитанники играли и играют в НХЛ, в сборной СССР и России, в клубах КХЛ. В 1998 году на Олимпийских Играх в Нагано весь спортивный мир с изумлением наблюдал, как сборная Казахстана, состоящая из игроков одной команды из небольшого областного города, стремительно и красиво вошла в число грандов мировой шайбы. Тогда этих менеджеров, как говорится, и близко не стояло. Не было их и тогда, когда прежнее руководство ФХК правдами и неправдами, закладывая в залог здание Федерации, изыскивало средства на поездки сборной, на форму и клюшки, на скромные премиальные. Весьма далеко от хоккея были нынешние менеджеры и в тот момент, когда хоккейный клуб «Торпедо» находился на грани банкротства, когда его начальство с бледным видом стояло на комиссии по неплатежам городского акимата и объясняло, что нет денег на зарплату, рассчитываться за коммунальные услуги. И только просьба акима города помогла избежать отключения Дворца спорта от электроэнергии. Все это было. Было и, как оказалось, единственно правильное решение, принятое и руководством страны, Восточно-Казахстанской области, и Федерации — просить «Казцинк» взять на себя содержание и команды, и Дворца спорта. И ответственное, мудрое и непростое решение металлургической компании — пойти на эти расходы в условиях сложной экономической ситуации, когда намечались только самые первые проблески экономического подъема. Казцинковцы понимали, что хоккей в нашем городе — не просто игра или зрелище. Это вопрос социальный, можно сказать, политический. Это визитная карточка города и региона. Всей страны, наконец. Так был спасен хоккей и в Усть-Каменогорске, и в Казахстане.

Что имеем — не храним


Что бы сделал любой менеджер, приняв на себя руководство казахстанским хоккеем? Прежде всего, укрепил и развил бы его основу — хоккей Усть-Каменогорска. Для принятия такого решения совсем не нужно иметь дипломы Гарварда или Сорбонны. Это очевидно. Чтобы развивалась хоккейная школа, основа основ, чтобы у ребят и тренеров был хороший стимул, нужно вывести клуб на более высокий уровень, то есть в КХЛ. Помочь в строительстве нового современного ледового модуля (о вводе которого из республиканских средств разговоры ведутся уже с десяток лет). Регулярный внутренний чемпионат — это, конечно, дело нужное и важное. Но и он должен иметь какую-то цель. А цель может быть только одна — подготовка хороших игроков для сборной. Если есть какие-то политические амбиции, в том плане, что столица должна иметь команду и ее жители смотреть хоккей высокого уровня — так ведь никто не мешает создать вторую команду в КХЛ.

Но менеджеры принимают другое решение. Все внимание Астане. При этом они полагают, что хоккейная школа в Усть-Каменогорске будет и так продолжать работать, все будет идти само по себе, игроки для «Барыса» будут готовиться на Востоке. Усть-Каменогорск будет выполнять роль рабочей лошадки для столичной команды. На все вопросы о включении «Казцинк-Торпедо» в КХЛ менеджеры отвечают: «У вас есть „Казцинк“, пусть он и решает эти вопросы». При этом они еще и поучают: «Вот, мол, „Барыс“ же нашел деньги для выступления в КХЛ». Но забывают добавить, что содержание команды взяла на себя национальная (!) ГОСУДАРСТВЕННАЯ компания «Казахстан Темир Жолы», монополист в области железнодорожных перевозок, которой государство ежегодно повышает тарифы на ее услуги. Цифры бюджета «Барыса» называются разные. Вроде бы говорили о 20 млн. долларов. Но как-то в печати промелькнула и цифра в 40 миллионов. Естественно, возможности «Казцинка», являющегося градообразующим предприятием Усть-Каменогорска, Риддера, Зыряновска — не позволяют выделять такие средства на хоккейную команду. «Казцинк» — это не национальная государственная компания.

Руководство Федерации также недоумевает — почему они должны заниматься вопросами включения «Казцинк-Торпедо» в КХЛ? Есть «Казцинк», есть руководство региона — пусть они и решают. Странная позиция. Ведь, все-таки, Федерация и создана для того, чтобы хоккей в Казахстане развивался. Именно развивался, а не тешил чьи-то амбиции в отношении одного отдельно взятого клуба. Так почему же не заняться вопросом перевода клуба, который остается основой хоккея в республике и по сей день, на более высокий уровень? Доказывать необходимость такого решения и поиска средств в правительстве, министерстве спорта, выходить на крупные гиганты промышленности, для которых несколько миллионов долларов — это сущие пустяки.

А что же мы имеем?


Итак, каковы же результаты нового менеджемента Федерации? Ее гордость и знамя «Барыс» прочно утвердился в середняках КХЛ, без какой-либо перспективы хотя бы приближения к ведущим командам. Сборная с треском и позором вылетела из высшего дивизиона мирового хоккея. Сейчас, конечно, наши хоккейные начальники в эйфории. Сборная стала чемпионом Азиады. Но эта победа только для утешения самолюбия. Нельзя же на полном серьезе раздувать щеки после победы на турнире одного матча. Да и выиграли-то у японцев с большим трудом, есть сомнения, что при таком подходе казахстанская сборная вернется в мировую хоккейную элиту (ведь, по-сути, главная команда пользуется плодами еще старого поколения школы Устинки, уйдет оно — и их некому будет сменить, или, во всяком случае, не будет равноценной замены).

Кстати, обратите внимание на интересную тенденцию, громкие заявления потихоньку исчез. А как весело начиналось: «Хоккей — наше дело!», «Выиграть путевку на Олимпиаду в Ванкувер!», а что в итоге? Или, «попасть в мировую десятку!», на Чемпионате Мира в Германии, а вместо этого постыдный фарс — США — Казахстан10:0. Аргентина — Ямайка просто отдыхают. «Молодежную и юношескую сборные вернем в группу, А!». Молодежные и юношеские сборные терпят полное фиаско, по-другому и быть не может. Выступление юношеской сборной, весной 2010 на Чемпионате Мира в Польше, признано удовлетворительным «выступили в свою силу». Перед молодежным Чемпионатом Мира в Словении, в декабре 2010, громких заявлений уже не было и в помине, о группе «А» никто и не вспоминал — «только бы, не вылетели». При подготовке к Чемпионату Мира среди юношей, в Риге в апреле 2011 года проблем тоже хватало. Главная из них это директор КФХ Ю.Зверев, одни его высказывания чего стоят, цитирую: «Недавно к нам обратился главный тренер юношеской сборной В.Васильченко и говорит, если хотите чтобы на чемпионате Мира, сборная хорошо выступила, надо по плану подготовки провести контрольные игры в Омске, то есть, нужны деньги на поездку». Вот, как на это отреагировал Ю.Зверев: «В вашем великом хоккейном городе (Усть-Каменогорске) денег на это не нашли, а мы достаем и даем». За деньги конечно спасибо, только есть несколько нюансов.

Во первых, а к кому еще главный тренер сборной должен был обращаться, деньги нужны для подготовки сборной Казахстана к Чемпионату Мира, а не Торпедо к чемпионату России.

Во вторых, финансировать подготовку сборных команд — это прямая обязанность КФХ, иначе для чего тогда вообще нужна федерация?

В третьих, 10000 долларов, а именно о такой сумме идет разговор, не великие деньги, тем более на подготовку сборной, взялся за гуж не говори, что дюж.

Как же быстро все меняется. Оказалось, что громкие заявления всего лишь пустая болтовня, рекламный трюк, а наполеоновские амбиции вообще ни чем не подкреплены, и рассыпались как карточный домик. Оказывается, болтать не мешки ворочать, то ли еще будет. Прежде, чем поднимать хоккей нужно знать как. Вот что значит пытаться развивать, не имея программы.

Играть молодым по-прежнему негде, опору на молодежный состав держит только «Казцинк-Торпедо-2». Остальные команды, участвующие в «полноценном» чемпионате Казахстана, делают ставку на великовозрастных легионеров из России, Белоруссии, Украины и даже дальнего зарубежья. Судите сами — в чемпионате РК команда может заявлять 70% легионеров. А всего их в казахстанском первенстве играет аж 177 человек (это не считая так называемых скрытых легионеров, то есть выходцев из других стран, имеющих казахстанское гражданство — коих еще наберется под два десятка)! Представьте, сколько в совокупности тратится на их зарплату! Не одну хоккейную школу можно содержать на эти средства. А сколько пацанов, многие из которых далеко не бесталанные спортсмены, лишены возможности играть?! Какой выход у них остается? Лучшие уходят в российские клубы (но таких единицы, поскольку там своих школ и питомцев хватает, да и озабочены они, прежде всего, воспитанием собственного поколения, а не варягов). А остальные вешают коньки и клюшку на стенку (таких — в силу политики руководства нынешней Федерации — большинство, и они по-сути, после 10–12 лет занятий хоккеем, выброшены на улицу). В первую очередь, это касается школы Устинки.

У «Казцинк-Торпедо» положение какое-то двойственное. Определенную свежесть в хоккейную жизнь Усть-Каменогорска внесло образование ВХЛ. Каким может быть хоккейный праздник, наши болельщики увидели на матче с московскими «Крылями Советов». Хотя это только бледная тень тех «Крыльев», которые мы видели в 80-х годах прошлого века, но трибуны были заполнены под завязку. ВХЛ — это хорошо. Но когда нет перспективы продвинуться на более высокий уровень, неизбежно наступает застой, самоуспокоенность. А ведь Усть-Каменогорск по-прежнему остается ведущей школой Казахстана и застой здесь скажется на выходе на всем казахстанском хоккее.

Чемпионат Казахстана, а точнее, чемпионат легионеров СНГ и зарубежья, похоже, также входит в застойную фазу. Определились постоянные лидеры с хорошими бюджетами, середняки. В числе аутсайдеров, к сожалению, наша вторая команда (единственная дружина из остальных казахстанских клубов, составленная на 100% из своих местных питомцев!). Тяжело 19–20 летним парням играть на равных с 30-летними мужиками, приехавшими со всех концов хоккейного света. В целом, интерес к этому соревнованию, судя по всему, теряется. Той же «Сары-Арке», видимо, становится тесно в рамках казахстанского чемпионата. Ну, станут еще раз чемпионами, а дальше что? Снова игры с «Иртышом», «Горняком»… Скучно. В печати появляются сообщения, что карагандинцы все больше посматривают в сторону ВХЛ.

Казахстанский хоккей сейчас напоминает дерево, где крона отделена от корней. Да, крона еще красивая, с сильной листвой, способной пошуметь, пошелестеть на ветру. Но питательные соки от корней уже доходят до кроны с трудом. Корни еще питают крону. В «Барысе» играют под два десятка воспитанников школы Усть-Каменогорска, в сборной Казахстана наших питомцев насчитывается 20 человек (из 23!). Немало выходцев из школы «Устинки» и в целом в чемпионате Казахстана — около 50% (94 человека). Но долго так продолжаться не может. Достойный уровень хоккея в Усть-Каменогорске держится из последних сил. Это горькая, но правда. Уже сейчас даже казахстанским клубам все труднее найти способную молодежь. Тренер рудненского «Горняка» Сергей Могильников так сказал по этому поводу в интервью газете «Контакт-Спорт»:

«Где вот только молодежь брать? Из России? Но не тех же, кто там не нужен. На стоящих деньги нужны немалые. Даже за юниоров из хоккейной школы потребуется не менее 20 тысяч долларов за каждого. Ребята из МХЛ обойдутся и того дороже. Да и в молодежной лиге не особо-то кого и найдешь — все рвутся в КХЛ».

Вот так видит положение авторитетнейший хоккейный тренер-практик Казахстана. Наши хоккейные менеджеры этой горькой правды видеть не хотят. Или делают вид, что не видят. А ведь дерево, даже с роскошной кроной, оторванное от своих корней, неизбежно погибает. Что будем делать, когда наше хоккейное дерево рухнет?

Предлагаю провести эксперимент. Устинка живет сама по себе, Торпедо и Торпедо-2, а также молодежные, юношеские и детские команды играют только в чемпионате России. Остальные казахстанские команды, как и сейчас играют в чемпионате Казахстана. Вот тогда и посмотрим, сколько игроков подготовит Устинка, а сколько весь остальной хоккейный Казахстан, сразу станет ясно, кто есть кто. Мы без вас проживем, и вы это знаете, а что касается хоккея, то его постепенно сами поднимем, без вашей медвежьей помощи. Потому, что в отличие от вас, знаем как это сделать, Устинке ни от КФХ, ни от Барыса ничего не нужно. Сделайте одолжение забудьте о нас и о нашей школе вообще, мы вас не знаем, вы нас не знаете.
Автор: Денис Данилевский Фото: hcbarys.kz Флэш

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети

  • Паша, вот тебе еще один источник. http://********* news/1612/yuniorskaya-sbornaya-kazakhstana-gotovitsya-k-uchastiyu-na-chempionate-mira Оказывается, даже 14 лямов выделили. "Интересно, что Федерация Хоккея Казахстана не финансирует этот чемпионат, деньги выделяет Управление туризма, физической культуры и спорта. Как нам сообщил заместитель начальника Управления Руслан Сейткужинов, на эти цели выделено порядка 14 миллионов тенге". По прежнему будешь требовать, что бы я шел в Акмимат и требовал предоставить мне копии финансовых документов? ЗЫЖ бля, сколько ж на эти 100 000 $ можно было бы тех же клюшек закупить на пацанов. Ответить

    • 9 апреля 2011, 11:11
    • Усть - Каменогорск
    • 616 записей
    • 6129 дней на портале
  • Гимаев не стоит 750000$, если этот правда, то руководство Барыса тратят деньги на ветер. Устинке дворец и КХЛ, а Казахмыс просто жаль ... Ответить

    • 9 апреля 2011, 09:14
    • Аксай
    • 72 записи
    • 5699 дней на портале
  • Френд восстанавливать школы в Японии сейчас надо.А в Усть-Каменогорске ДЮСШ функционирует.Весь декабрь лучшие представители этой школы провели в Канаде чего заметь не было даже в советские времена.То что денег надо больше полностью согласен.Но деньги нужно давать всем школам а не только УК.А когда пишутся такие вот статьи мол давайте мы отгородимся от остального Казахстана это извини чистой воды чушь.От всего мира вообще отделитесь,так и чемпионами мира станете только точнее не мира а мирка своего в радиусе нескольких км. По Дроздову-где опубликованы его слова?По статье Саудегерова(статейкой назвал исключительно за очень неправильное построение его статей)где там написаны слова Дроздова???Да даже если бы и были написаны-это желтый источник почему я должен верить?Вот ИИХФ или КФХ опубликуют-тогда и будем говорить об этом вопросе...Ответить

    • 9 апреля 2011, 09:07
    • 434 записи
    • 6067 дней на портале
  • Пойду по пунктам. 1. Ернур Саудегеров пишет не статейки а нормальные статьи. Если его мнение не совпадает с твоим, это не даёт тебе права высказываться о молодом журналисте в подобном тоне. В данном случае Ернур привёл не свои домыслы а слова С. В. Дроздова, одного из ответственных руководителей казахстанского хоккея, отвечающего за свои слова. Я не могу предоставить тебе финансовые документы по той причине, что у меня нет знакомых в бухгалтерии Управления спорта по ВКО, да даже если бы они и были, кто бы мне их предоставил? Для какой цели? Отчитаться на sports.kz перед Пашей? В данном случае ты напрямую обвиняешь С. В. Дроздова во лжи. Не чересчур ли? 2. Может быть ты наконец перестанешь приписывать нам слова, которые мы никогда не говорили? Где в статье Данилевского хоть слово о том, что где то что то нужно закрыть? Покажи конкретно по тесту, где Данилевский говорит, что и где нужно закрыть. Сколько можно повторять одно и то же: Усть-Каменогорск в состоянии самостоятельно заработать и на команду в КХЛ и на детский хоккей, промышленный потенциал города это позволяет. Но беда нашего города в том, что практически всё заработанное нами уходит в Астану. Ты считаешь, что это правильно? Я считаю, что нет. Необходим нормальный баланс между отчислениями в республиканский бюджет и тем, что остаётся в областном и городском. Мне представляется, что справедливым было бы 50% отчислять в республиканский бюджет, а 50% оставлять Усть-Каменогорску на его нужды. И все вопросы были бы сняты. Нам не нужны чужие деньги, повторяю это в десятитысячный раз. 3. Нравится это или н нравится Паше и всем прочим, но исторически так сложилось, что в Усть-Каменогорске была очень сильная хоккейная школа. Независимому Казахстану она досталась по наследству от Советского Союза, ни малейшей заслуги независимого Казахстана в этой школе нет. Наоборот, с образованием независимого Казахстана эта школа начала хиреть. В любой другой стране мира такая школа считалась бы национальным достоянием, её берегли бы и лелеяли. Но только не у нас. Вы как минимум 10 лет будете ждать выдающихся игроков из Атырау и Кокшетау, и неизвестно, дождётесь или нет. А усть-каменогорская школа при нормальном отношении к ней может восстановиться гораздо в более короткие сроки, и снова готовить классных игроков для сборной Казахстана. Ты, Паша, заявляешь о себе как о болельщике казахстанского хоккея, вот и ответь на простой вопрос: на пользу казахстанскому хоккею пойдёт восстановление усть-каменогорской школы до того, какой она была в советское время или нет? Только без словоблудия Да или нет. Простой вопрос, простой ответ.Ответить

    • 9 апреля 2011, 08:43
    • Усть - Каменогорск
    • 197 записей
    • 5696 дней на портале
  • Френд это написал Ернур Саудегеров который и тут пишет подобные этой статейки.Почему лично я должен ему верить?Вы дайте копию документа где ВКО оплачивает.Ведь должен быть финансовый отчет?А что касается федерации-в далеко небедной России в молодежке(чемпионы мира этого года!)экипировку покупают родители.И что?Давайте теперь и их загнобим.Что идут неправильным курсом.А ваш якобы правильный курс мы знаем.Оставить Торпедо остальных всех расформировать.Я согласен что Торпедо кузница на сегодня хоккея Казахстана но где гарантия что завтра этой кузницей не станет Темиртау или Атырау?Так почему федерация должна выделять в УК большую сумму нежели в вышеназванные города к примеру?Ответить

    • 9 апреля 2011, 07:09
    • 434 записи
    • 6067 дней на портале
  • Отвечу за Паяца. http://www.yk.kz/news/show/10081 - репортаж с пресс-конференции, посвящённой отъезду юношеской сборной Казахстана на чемпионат мира. Цитата: "Управление спорта ВКО в очередной раз обспечивает поездку юношей на чемпионат мира". Это не "кто то где то шепнул", а вполне официальное заявление на официальной пресс-конференции.Ответить

    • 9 апреля 2011, 06:37
    • Усть - Каменогорск
    • 197 записей
    • 5696 дней на портале
  • Паяц просьба дать копию документа где написано что областным руководством выделены деньги.А то что кто то где то шепнул а кто то услышал это согласись бред.Языком может каждый трепать.Ответить

    • 9 апреля 2011, 03:34
    • 434 записи
    • 6067 дней на портале
  • pashaW настоящий, просьба дать конкретный ответ только на один конкретный вопрос: должен ли бюджет Восточно-Казахстанской области финансировать поездки сборных команд РК по хоккею на чемпионаты мира (национальной, молодежной, юношеской и т.п.)? Ответить

    • 9 апреля 2011, 01:00
    • Усть - Каменогорск
    • 616 записей
    • 6129 дней на портале
  • Одна из самых бредовых статей. Автор - баран!Ответить

    • 8 апреля 2011, 23:30
    • Нуука
    • 41 запись
    • 5808 дней на портале
  • Радует, что при обсуждении статьи откровенные неадекваты вроде "Настоящего Паши" и полудурка с непроизносимым ником остались в меньшинстве. Подавляющее большинство болельщиков, независимо от места проживания, автора поддерживают. Ответить

    • 8 апреля 2011, 22:41
    • Усть - Каменогорск
    • 197 записей
    • 5696 дней на портале