Легендарный форвард алматинского «Кайрата» 80-х Евстафий Пехлеваниди пишет книгу, в которой рассказывает о том, как он в советское время подписал контракт с клубом из капиталистической страны «Олимпиакосом» из Афин и за это ему ничего не было.
Недавно Пехлеваниди, наводивший своими ударами ужас на вратарей команд чемпионата СССР, побывал в Алматы, где сыграл в футбол и дал интервью газете «Новое поколение». Кумир тысяч казахстанских болельщиков, эмигрировавший на историческую родину в Грецию в конце 80-х, с ностальгией вспоминает былые славные времена
Евстафию Пехлеваниди 29 октября исполнится 50 лет. Он погрузнел, полысел, но мастерство, как говорится, не пропил. Во время визита в Алматы Пехлеваниди сыграл в мини-футбол за любительскую команду «Византия», костяк которой составляют казахстанские греки. И хотя Стас или Грек (прозвища Пехлеваниди хорошо известны болельщикам со стажем) голов не забил, но на поле, как и раньше, выделялся.
Правда, сейчас Евстафий в футбол играет очень редко.
— Давление поднимается. Если жена узнает, что в Алматы снова играл в футбол, убьет, — улыбается форвард.
В советское время, выступая за «Кайрат», он являлся самым ярким футболистом команды. А ведь тогда в «Кайрате» что ни футболист, то личность — Вахид Масудов (нынче главный тренер «Востока» из Усть-Каменогорска), Сергей Стукашов (живет в Москве), Курбан Бердыев (наставник казанского «Рубина»), Антон Шох (умер в прошлом году от сердечного приступа), Эдуард Сон (живет во Франции), Евгений Яровенко (олимпийский чемпион 1988 года, живет в Украине), Сергей Тимофеев (экс-наставник сборной Казахстана, живет в Москве) и многие другие. Но даже в такой славной компании Пехлеваниди был лучшим.
— Дружбу сохранил только с Вахой Масудовым, — рассказывает Пехлеваниди. — Мы с ним с детства постоянно встречаемся то на турнире «Кожаный мяч», то во второй лиге, вместе попали в «Кайрат». И после того, как я уехал в 1989 году в Грецию, поддерживаем друг с другом контакты. Конечно, хотелось бы общаться и с другими кайратовцами. Я никогда ни с кем не враждовал, со всеми ребятами, как говорится, был в контакте.
Кому довелось побывать на матчах «Кайрата» с 1983-го по 1987 год прекрасно помнят его сильнейшие удары со штрафных, голы после ударов головой, когда невысокий Пеха перепрыгивал рослых защитников, его скорость, дриблинг, вряд ли можно забыть и кульбиты после забитых голов. Трибуны его любили, и когда судья назначал штрафной вблизи ворот соперника, скандировали: «Пе-ха!»
В чемпионатах СССР среди команд высшей лиги Пехлеваниди забил 69 голов и навсегда остался лучшим бомбардиром «Кайрата» советских времен. Ему принадлежит и другой рекорд — Евстафий забил самый быстрый гол в истории чемпионатов Советского Союза. Это произошло 3 сентября 1986 года на Центральном стадионе в Алма-Ате во время игры между «Кайратом» и киевским «Динамо». На 10-й секунде Евстафий Пехлеваниди поразил ворота Виктора Чанова, и в том матче «Кайрат» выиграл со счетом 2:1.
— Сам не понял, как это получилось, очень быстро, — вспоминает Пехлеваниди. — Разыграли мяч в центре поля, пару раз «сыграли в стенку», и я ударил по воротам. И хотя удар получился несильным, Чанов и глазом моргнуть не успел.
В 1989 году Пехлеваниди уехал на историческую родину, где продолжил футбольную карьеру. Контракт с суперклубом ему подписать не удалось, но за «Левадиакос» — клуб высшей лиги чемпионата Греции — поиграл. Провел 35 матчей и забил 15 голов.
— Если честно, для меня чемпионат Греции был не уровень. В «Левадиакосе» забивал, будучи полностью растренированным. С такой «формой» в чемпионате Союза мне бы делать было нечего, — говорит Евстафий.
Из «Левадиакоса» Пехлеваниди ушел со скандалом — поругался с тренером. Послефутбольная жизнь сложилась не так, как хотелось. Евстафию пришлось поработать на заводе, водителем автопогрузчика… До 1998 года о Пехлеваниди в Казахстане ничего не было слышно. Но в 1998 году он приехал на матч ветеранов «Кайрата» и сборной СССР и с тех пор регулярно наведывается в Казахстан.
— Моя родина — Казахстан, — говорит Евстафий. — Родился я в Шымкенте, но лучшие годы провел в Алма-Ате, в «Кайрате». Приехал в «Кайрат» мальчишкой, здесь из меня сделали человека. Помню всех своих тренеров. Каждый из них вложил в меня свой опыт, умение.
— Что можете сказать о своих партнерах?
— Сергей Волгин (ныне главный тренер «Кайрата») был человеком, который любил играть в стенку. Когда-то был в «Кайрате» Валерий Гладилин — сейчас депутат в России, так он говорил: «Гречонок, если в стенку не научишься играть, в футбол никогда не научишься».
Но больше всего из партнеров хотелось бы выделить Курбана Бердыева. Он был профессором в футболе. Удивлял всех, что каждое утро читал газеты. Он всегда говорил, что главное в футболе — мысль. Это он нас с Сергеем Стукашовым научил открываться, выбирать правильную позицию. И мы стали забивать. Помню, обещали Аманче Сейсеновичу Акпаеву (председатель Спорткомитета Казахской ССР в 70-80-х годах, возглавлял Национальный олимпийский комитет Казахстана в 90-х), что на троих — я, Стукашов, Бердыев — забьем 60 мячей в Высшей лиге союзного чемпионата. Правда, обещание не сдержали, но забивали действительно много.
— Если бы забили 60 мячей, наградили бы?
— Возможно, дали бы по машине. Раньше мы играли за мебель, телефон в квартире, машину без очереди. В итоге не заработали ничего, кроме имени. Это сейчас ребята играют за «зелень».
— «Кайрат» считался самобытной командой. Чем алма-атинский клуб отличался от других союзных команд?
— О почерке «Кайрата» пусть судят специалисты. Мы стремились играть в футбол созидательный, красивый. Ну, конечно, все игры не могли выдавать одинаково хорошо. Где-то проигрывали. Но были матчи, которые запомнились навсегда. Однажды выиграли в Алма-Ате киевское «Динамо» со счетом 2:1, так болельщики от 11-го подъезда Центрального стадиона бежали за нашим автобусом до «тещиного языка».
— По слухам, автобус с «Кайратом» толпа подняла и несла некоторое время…
— Нет, невозможно было поднять — я же там сидел!
— О Ваших крепких ногах ходили легенды, мол, спортивные трусы не можете себе подобрать…
— Форму портил. Мне гетры не подходили, трусы я часто подрезал ножницами. Крепкие ноги у меня от рождения. Да и «качали» мы их тогда хорошо. Но таблеток не пили, как сейчас, все было на добром желании.
— Почему решили написать книгу?
— Прочитал книгу одного нашего известного футболиста, не буду называть фамилию, он играл в советское время, и подумал: почему я не могу написать книгу о своей судьбе, футболе, «Кайрате»?! В общем, ко мне пришло вдохновение. Пишу я книгу сам — долго, уже 3–4 года, никого не беру в помощники. Конечно, творю на русском языке. Книга рассчитана на болельщиков из Советского Союза. В октябре к 50-летнему юбилею, надеюсь, что книга будет издана, и в Казахстане ее прочитают. Ее рабочее название: «Чимкентский голеадор», есть и другое — «Грек из Чимкента».
— Приоткройте завесу. О чем можно прочитать в Вашей книге?
— Если все рассказать, не интересно будет читать. В книге рассказываю о своей семье, в том числе и о происхождении фамилии. Наша настоящая фамилия Лазариди, но где-то с 1830 года мы — Пехлеваниди. Мой предок был борец. Как известно, Греция была под турецким игом. Ежегодно проводился борцовский турнир, деревня победителя освобождалась от повинностей. Так вот, мой предок победил в таком турнире, и ему дали прозвище Пехлеван, что в переводе с турецкого языка — борец. Так наша семья стала Пехлеваниди.
— А что за история с подписанием контракта с «Олимпиакосом» из Афин?
— Предложений выступать за греческий клуб было несколько. Первые визитеры приезжали в Алма-Ату в начале 80-х, предлагали эмигрировать в Грецию, обещали деньги и содействие. Но у нас была большая семья. Еще мой покойный дед говорил, что если уедем в Грецию, то только всей семьей. Я и поставил им условие — уеду со всей большой семьей. Такого они мне обеспечить не могли. Однажды я даже подписал контракт с «Олимпиакосом». Подписал, можно сказать, в подворотне, на коленке. Об этом узнали в руководстве спорткомитета, Комитете госбезопасности. Выйти из положения помог Аманча Акпаев, которого я могу назвать своим отцом. Подробности читайте в книге.
— В Греции Вы сейчас являетесь детским тренером. Не собираетесь поработать в профессиональном футболе?
— Из Казахстана предложений о работе не поступает. Да и детей я люблю. Они довольны. Собирался уже уходить, а они уговорили, значит, заработал авторитет. А вообще мне учиться и учиться. Из футбола уходить не собираюсь. Я родился в футболе и хотелось бы умереть тоже на футбольном поле.
...или войдите через аккаунт соцсети