В премьер-лиге должны играть только те, кто может себе это позволить.
По мере приближения финиша футбольного сезона, как обычно, все активнее обсуждается вопрос о том, сколько команд должно выступать в казахстанской премьер-лиге в следующем году.
Хотя вроде бы и было официально объявлено, что их количество сократится с 14 до 12, уже ходят разговоры, что данное решение будет пересмотрено, что федерация пойдет на попятную, как это не раз бывало в предыдущие годы. Сегодня трудно предсказать, как будет на самом деле, но кое-какие соображения на сей счет хотелось бы высказать.
Что делают нищие в элите?
В той ситуации, которая сложилась сейчас в казахстанском футболе, споры о том, сколько команд должно играть в элитном дивизионе — 12, 14 или 16 — абсолютно бессмысленны. Ведь мы не знаем, каким будет финансовое положение клубов к началу следующего сезона, какие гарантии они получат от своих спонсоров (главным образом, местных акиматов). А ведь именно от этого зависит то, смогут ли они полноценно участвовать в предстоящем чемпионате.
Сейчас можно услышать, в том числе от уважаемых специалистов, что премьер-лигу ни в коем случае нельзя сокращать, поскольку это, мол, приведет к упадку футбола в тех регионах, команды которых окажутся во втором дивизионе. Но если согласиться с ними, то надо допустить к участию в чемпионате заведомо слабые клубы, которые ни с финансовой, ни с кадровой точки зрения элементарно не соответствуют статусу премьер-лиги. А это ещё больше снизит уровень первенства.
Уже сейчас, на примере нынешнего сезона, мы видим, что от силы лишь с десяток клубов готовы более-менее сносно выступать в элите казахстанского футбола. Остальные же погрязли в долгах и просто доигрывают чемпионат, превратившись в поставщиков очков для остальных. Вспомните, сколько было в нынешнем году матчей, которые заканчивались с результатами вроде 7:1, 6:0. То есть «проходных» игр стало больше, чем в предыдущие сезоны, пропасть между лидерами и аутсайдерами только увеличилась, а количество крепких «середнячков» сократилось.
Другой важный момент. Решением КДК с нескольких команд сняты очки за наличие ещё прошлогодних и уже нынешних долгов перед футболистами и работниками клубов, а также за несвоевременное внесение заявочного взноса. Причем, если строго следовать законам, установленным самой федерацией, то в этом ряду должен оказаться и карагандинский «Шахтер», без пяти минут бронзовый призер, — клуб по сей день имеет задолженности за прошлый сезон. И то, что КДК только грозит ему пальчиком и не выносит предусмотренных санкций, дает основания снова говорить о двойных стандартах, практикуемых ФФК. Истории со снятием, а затем возвращением очков сатпаевскому «Казахмысу» и устькаменогорскому «Востоку» тоже внесли дополнительный хаос. Как в такой ситуации следить за турнирным раскладом в премьер-лиге?
По большому счету, все эти команды изначально нельзя было допускать к первенству. Ведь в п.10 ст. 11 Регламента проведения чемпионата прямо написано: «Клубы, не оплатившие заявочные взносы и/или имеющие задолженность перед своими работниками по заработной плате и иным выплатам, по штрафам, наложенным юридическими органами ФФК, по трансферным договорам, к оформлению заявочной документации (а соответственно и к участию в чемпионате — Ж.Б.) не допускаются».
Кроме того, п. 10 ст. 12 того же Регламента гласит, что «в целях обеспечения участия в течение всего сезона 2009 года» каждый клуб премьер-лиги обязан предоставить до начала заявочной кампании оригинал гарантии акимата или учредителя на сумму не менее 360 000 000 тенге. Говоря другими словами, минимальный годовой бюджет клуба должен был составить 3 миллиона долларов (по обменному валютному курсу на тот момент). Возможно, такие гарантии были предоставлены всеми клубами, но применительно к некоторым из них эти документы оказались просто «филькиной грамотой», раз футболисты и тренеры месяцами не получают зарплату и премиальные, и было несколько случаев, когда игроки отдельных команд грозились не выйти на поле.
В связи с этим хочется спросить у тех, кто всячески протестует против сокращения премьер-лиги: вы уверены, что в начале следующего сезона не то что 14, а хотя бы 12 клубов смогут выполнить все эти финансовые требования и будут готовы благополучно пройти весь чемпионат? Лично я сильно сомневаюсь в этом, даже если ФФК пойдет на некоторые послабления.
Хорошо понимаю тренеров, футболистов, других работников тех клубов, которым грозит переход в первую лигу, — они серьезно потеряют в заработках. Понимаю и болельщиков этих команд. Но ведь все остальные представители футбольной общественности Казахстана должны осознавать: избавившись от финансово несостоятельных и слабо укомплектованных команд, то есть от балласта, премьер-лига станет только сильнее, а чемпионат — более интересным и непредсказуемым. Разве не этого мы хотим добиться?
Акимы и футбол
Уже знаю, что мне возразят. Мол, надо, чтобы руководители ФФК и прежде всего сам президент федерации Адильбек Джаксыбеков не сидели в своих офисах, а ездили по регионам, убеждали акимов в необходимости сохранения боеспособных клубов. Не спорю, надо, но при этом не стоит уж слишком превозносить возможности Адильбека Рыскельдиновича, а тем более его подчиненных. Аким найдет тысячу причин оправдаться, ведь в каждом регионе масса проблем, среди которых футбол стоит далеко не на первом месте. В конце концов, президент страны спросит с него не за место, которое футбольная команда займет в чемпионате, а за то, получают ли люди вовремя зарплату, тепло, свет, как идет строительство школ и больниц. Кроме того, в отдельных регионах приоритетными могут быть другие виды спорта, и для акима важнее вырастить олимпийского чемпиона (он прославит не только область, но и всю страну), нежели содержать футбольный клуб, который вряд ли выйдет на международную арену. Скажем, кызылординская команда никогда не становилась даже призером чемпионата Казахстана, но зато этот небольшой регион дал всемирно известных Илью Ильина и Андрея Кашечкина, плюс гандболисток, пробившихся на Олимпиаду. А соседняя Актюбинская область, являющаяся многолетним лидером казахстанского футбола, в последние годы ничем не может похвастать в других видах спорта. Кроме того, возможно, есть акимы, которые считают, что достаточно иметь команду первой лиги, а высвобожденные средства лучше направить на развитие детско-юношеского футбола — строительство полей, открытие новых ДЮСШ, повышение зарплаты детским тренерам. Такой подход тоже заслуживает уважения.
Часто приводимый пример с президентом Российского футбольного союза Виталием Мутко, благодаря которому удалось спасти «Томь», не совсем корректен. Да, один раз его вмешательство помогло, но ведь было гораздо больше случаев, когда и он оказывался бессилен. Вспомните хотя бы историю с падением славного московского «Торпедо». Так что, повторюсь, не стоит приписывать даже самым высокопоставленным футбольным функционерам слишком большое влияние, которое они якобы способны оказывать на региональных лидеров.
Если говорить об акимах, то далеко не всегда они поддерживают футбол в силу своей любви к нему. Нередко в дело вступает понимание того, что футбол нужен этому региону, прежде всего, как социальное явление, с чем руководитель вынужден считаться. Проиллюстрирую на примере той же Кызылординской области. Высшими достижениями «Кайсара» (до этого «Мелиоратор») за всю его историю являются три 4-х места — в 1987-м (в казахстанской зоне второй лиги чемпионата СССР), в 1998-м и 2008-м (в чемпионатах Казахстана). Кто в те годы руководил областью? Еркин Ауельбеков, Бердибек Сапарбаев и Мухтар Кул-Мухаммед (во всяком случае, при последнем формировался бюджет клуба на сезон-2008). Из них только Сапарбаева можно назвать любителем футбола. Что касается Еркина Нуржановича (к сожалению, уже покойного), то он в таком пристрастии до приезда в Кызылорду замечен не был (во всяком случае, в Торгайской области, где он ранее занимал должность первого секретаря обкома партии, команда мастеров отсутствовала). Но как человек недюжинного ума, умевший мыслить широко и очень тонко чувствовавший настроения масс, он сразу понял, что в этом неблагополучном и в экономическом (тогда нефть ещё не добывалась), и в экологическом плане регионе людям необходимо хоть что то, что бы скрасило их серые будни. И вчерашний аутсайдер «Кайсар», во главе которого встал Юрий Хакимов, поднялся на 4-е место в казахстанской зоне, вышел в 1/16 финала Кубка СССР, а матчи команды стали собирать полные трибуны. Мухтар Кул-Мухаммед тоже далеко не футбольный фанат, но он был из категории акимов-политиков, тогда как нынешний глава этого региона больше аким-хозяйственник, и, возможно, этим объясняется их разное отношение и к «Кайсару», и к футболу в целом.
А, например, для Усть-Каменогорска таким социальным явлением уже давно стал хоккей. И тому же Бердибеку Сапарбаеву, нынешнему акиму ВКО, приходится это учитывать. Потому он не может позволить себе, в отличие, например, от главы Актюбинской области Елеусина Сагиндыкова, безраздельно отдать свои симпатии любимому им футболу. Кстати, в Актюбинске (возможно, ещё в Костанае) за последние годы сформировался в какой-то степени культ этой игры, и ближайшее будущее футбола в этих регионах вряд ли может вызывать серьезное беспокойство — разве что если туда не назначат не вполне адекватных людей. Ведь любой здравомыслящий аким хотя бы из чувства самосохранения, из желания расположить к себе местное население будет вынужден учитывать его настроения и запросы. И вообще редко кому из власть предержащих не присуще стремление «потрафить публике».
А вот пример другого рода — Алматы и местный градоначальник Ахметжан Есимов, который любит футбол, сам в свободное время гоняет мяч. Когда в начале нынешнего года «Кайрат» стал подавать сигнал SOS, многие обрушились на него: мол, почему он ничего не предпринимает, чтобы спасти «народную команду», сохранить её для премьер-лиги? Между тем, я уверен, что если бы в Алматы на футбольные матчи ходило бы столько же зрителей, сколько в Актюбинске или Костанае, то Есимов прочувствовал бы ситуацию и постарался бы изыскать необходимые средства. А какой смысл тратить миллионы долларов на команду, которая в большом мегаполисе собирает лишь несколько сот болельщиков? То есть в южной столице, как это ни прискорбно осознавать, футбол местного, казахстанского, розлива уже мало кому интересен. И я боюсь, что возвращение «Кайрата» в премьер-лигу мало что изменит.
А является ли футбол социальным явлением в Астане (несмотря на наличие такого богатого клуба, как «Локомотив»), в Уральске, в Актау, в Петропавловске, в некоторых других регионах — тоже вопрос. И возможное существование там команд премьер-лиги во многом зависит от воли акимов, а в случае с «Локо» — от желания или нежелания руководства «Казахстан Темир Жолы».
Как вариант — открытая лига
В общем, далеко не все так просто в отношении местных властей к футболу. И если в «тучные» годы, когда для руководителей регионов сложнее было освоить бюджетные средства, чем «выбить» их, содержание футбольного клуба не было слишком большой обузой, то грянувший кризис заставляет экономить на всем. А возгласы типа «акимам надо меньше воровать, и тогда на футбол тоже хватит» — из разряда риторических.
Сегодня никто не может сказать, сколь долго мы будем выбираться из кризиса, как поведут себя цены на нефть, металл, зерно, которые в значительной степени влияют на поступления в региональные бюджеты, на экономическое состояние крупных предприятий вроде «Казахмыса» и национальных компаний (в частности, «Казахстан Темир Жолы»), а также на пополнение фондов, используемых кое-где в том числе и для поддержания спорта. Соответственно трудно спрогнозировать, какими в ближайшее время будут бюджеты футбольных клубов. Потому сегодняшние споры относительно того, сколько команд должны играть в премьер-лиге, сродни гаданию на кофейной гуще. Ведь может случиться так, что в следующем году какие-то клубы, сохранившие прописку в элитном дивизионе, лишатся нормального финансирования, а выбывшие из него, наоборот, найдут солидных спонсоров. Подобные пертурбации возможны даже вследствие кадровой перетряски, смены глав сразу нескольких регионов, чего тоже нельзя исключать.
Возникает резонный вопрос: что делать? Пока страна не вышла из кризиса, есть только один вариант — сделать премьер-лигу открытой (как КХЛ), то есть принимать в нее все клубы, которые в полной мере соответствуют предъявляемым требованиям. Но при этом каждый потенциальный участник лиги должен не просто предоставить формальные гарантии, а доказать, что он действительно в состоянии пройти сезон от начала до конца, причем пройти без финансовых срывов, погасить все старые долги, в установленные сроки заплатить заявочный взнос. Если хотя бы одно условие не выполнено — не допускать клуб к первенству.
То есть надо установить элементарный порядок, и начинать это нужно с «головы» — федерации. Отчасти повторяя уже сказанное в начале статьи, мы вправе задаться рядом вопросов. Куда смотрела ФФК, если одна из допущенных к участию в чемпионате команд («Кызылжар») уже после первых туров оказалась на грани развала? Почему она дала «добро» клубу («Казахмыс»), не уплатившему в полном размере заявочный взнос? Почему в нарушение собственного Регламента она разрешила участвовать в первенстве клубам («Восток», «Шахтер»), не погасившим долги перед футболистами за прошлый год? Возможно, ФФК делала эти уступки их благих побуждений, но в итоге они вылились в большой бардак, который скомкал весь чемпионат.
Так вот, если временно, на период кризиса, трансформировать премьер-лигу в открытую и разрешить участие в ней только финансово состоятельным клубам, то мы можем получить чемпионат, пусть и с малым числом команд (14, 12 или 10 — не суть важно), зато более полноценный и сильный. А систему проведения турнира и календарь можно при любом количестве участников сверстать так, чтобы у них было достаточно матчей. Единственный недостаток открытой лиги — это потеря турнирной мотивации теми командами, которые по ходу чемпионата окажутся в нижней части турнирной таблицы. Но, с другой стороны, разве в нынешнем году мы видели, чтобы аутсайдеры проявляли эту самую турнирную мотивацию? Во второй половине первенства они безропотно проигрывают лидерам и середнякам, и создается ощущение, что некоторым из них абсолютно все равно, какое место в итоге они займут. Так что этот момент можно сбросить со счетов.
А когда в экономике наступит оздоровление, у клубов снова появятся деньги, можно будет вернуться к чисто спортивному принципу формирования премьер-лиги.
...или войдите через аккаунт соцсети