В казахстанском футболе по-прежнему не утихают горячие споры относительно вопроса об изменении лимита на игроков, не являющихся воспитанниками местного футбола или приравненными к таковым. Многие отечественные специалисты уверены в том, что именно иностранные мастера кожаного мяча не позволяют развиваться молодым казахстанским игрокам, занимая их места в составах клубов сильнейшего дивизиона чемпионата нашей страны, другие их коллеги имеют прямо противоположное мнение.
Корреспондент республиканского интернет-портала Sports.kz решил задать несколько вопросов на эту тему бывшему футболисту национальной сборной Казахстана Максиму Жалмагамбетову.
— Максим, насколько, на Ваш взгляд, связаны между собой лимит на игроков, не являющихся воспитанниками казахстанского футбола и приравненных к таковым, и прогресс молодых отечественных футболистов?
— Тяжелый вопрос. Конечно, Станимир Стоилов хочет, чтобы казахстанские футболисты прогрессировали, потому что в случае отмены лимита им придется прикладывать больше усилий и стараний для того, чтобы попасть в основные составы команд. Если же не будет никакого лимита, то большая нагрузка ляжет на руководителей клубов, которые в любом случае станут приглашать зарубежных футболистов, не все из которых окажутся в основе команды, а деньги на них из государственного бюджета будут тратиться. Если кто-то из молодых отечественных футболистов заиграет в течение сезона, то займет место легионера. Какой-то лимит по-любому должен быть.
Кайрата Советаевича Боранбаева понять можно — это человек, который строит футбольные базы и академии. Клубы, борющиеся за самые высокие места в турнирной таблице КПЛ, берут качественных легионеров, а без лимита пойдет просто отмывание денег, поэтому лимит нужен, — для того чтобы приезжали качественные иностранные игроки.
— Как в пору становления Вашей спортивной карьеры иностранные футболисты влияли на Вас?
— Имелись среди них и таки легендарные личности, как Олег Веретенников или Владимир Бесчастных, а насчет 60-70% легионеров я бы не сказал, что они были сильнее казахстанских игроков, — наоборот, слабее. Если легионеров брали в команду, то их приходилось ставить в состав. Я понимаю — футболисты уровня покойного Нилтона Мендеса. Понятно, что это был игрочище! Сейчас есть такие футболисты топ-уровня, как Марин Томасов, который является украшением чемпионата Казахстана. Я только «за» таких легионеров.
— Как Вы относитесь к нынешнему лимиту, когда в сильнейшем дивизионе чемпионата страны на поле в составе одной команды могут одновременно находиться не более 6 футболистов, не являющихся воспитанниками местного футбола или приравненными к таковым?
— Я думаю, что 5-6 иностранцев — это самый оптимальный вариант. «Кайрат», как я понимаю, бьется за 5 легионеров в составах команд, — но это, я считаю, нужно решать всем руководителям клубов. С одной стороны, и Стоилов прав, говоря, что хороших казахстанских футболистов нет, и их уровень нужно поднимать.
— Что мешает нашим клубам на примере других стран приглашать и раскручивать молодых перспективных иностранных игроков, чтобы зарабатывать на этом?
— Много чего мешает. Нужно понимать, что ни в одном городе нашей страны даже нет подходящей инфраструктуры, поэтому о чем здесь можно говорить?!.. Какой молодой иностранный футболист приедет в Казахстан играть и раскручиваться за небольшие деньги, когда наша лига сама не раскручена — и ему проще поехать в Бельгию, Швейцарию, Австрию и быть там на виду у скаутов. Заинтересовать игроков могут только «Кайрат» и «Астана». Остальные клубы КПЛ либо вылетают в первом раунде еврокубков, либо вообще в них не участвуют.
— Почему, по Вашему мнению, с тех пор как Казахстан вступил в УЕФА, наша страна так и не взрастила ни одного футболиста европейского уровня?
— У нас нет инфраструктуры, никто не занимается детьми, а футбольные центры работают больше для массовости. Опять же, — инфраструктура для развития детского футбола, по большому счету, есть только в «Кайрате». В Футбольном центре «Астаны» нет ни полей, ни условий, потому что ребята тренируются на искусственных полях, а зимой и вовсе их подготовка проходит в зале на паркете. Можно ли воспитать футболиста в условиях, когда он тренируется 6-7 месяцев в зале на паркете?! Это нереально даже для любого очень талантливого тренера.
— Насколько остро, на Ваш взгляд, в Казахстане стоит вопрос с нехваткой квалифицированных детских тренеров?
— Я думаю, у нас нехватка образования. Нужно привлекать и звать специалистов из-за рубежа, чтобы они обучали наших тренеров всех возрастов. Сейчас, в основном, весь процесс подготовки детей проходит по конспектам, который предоставляет Футбольный центр, — то есть, всех обязывают работать по этим записям, а насколько они правильные, и когда их в последний раз пересматривали, — неизвестно. Футбол ведь не стоит на месте, поэтому нужно постоянно совершенствоваться.
— Почему сейчас мало кто из казахстанских футболистов пытается попробовать свои силы за рубежом?
— Я думаю, их больше устраивает финансовая часть, которая имеется здесь, поэтому нет смысла ехать куда-то и что-то доказывать. Обвинить игроков в отсутствии желания будет неправильно, но, наверное, можно отметить и тот факт, что спроса на казахстанских футболистов нет, потому что на виду только «Кайрат» и «Астана», — а уезжать оттуда вряд ли кто-то захочет, так как их игроки выступают и за сборную Казахстана. Кого и, главное, где можно заметить из того же «Кайсара» или «Акжайыка»?!
— Еркебулан Сейдахмет уехал в «Уфу» из «Тараза»...
— Во-первых, у него талант, — и он даже не воспитанник Футбольного центра, а просто получилась так, что Бог дал талант, и его нужно было развивать. Хорошо, что так получилось, — и что у нас, вообще, есть таланты. Это исключение из правил.
— Но нужно ли нашим футболистам стремиться за рубеж?
— Игрокам нужно развиваться в спортивном плане. У сборной Грузии практически все футболисты выступают в зарубежных чемпионатах. По тому же Георгию Чакветадзе видно, что он играет на другом уровне — и за счет этого выделяется. Если бы у нас в составе играло 5-7 футболистов, выступающих за границей, то сборная Казахстана сделала бы существенный и качественный шаг вперед, так как это все — опыт.
— Как Вы сами чувствовали себя в качестве легионера, когда поехали играть в Бельгию?
— У нас в команде были представители 13 национальностей, и состав был интернациональным, поэтому все друг к другу относились с уважением. Естественно, поначалу где-то мешал языковой барьер, но потом все было нормально.
— Как Вы относитесь к натурализации футболистов для национальной команды?
— Я всегда был против этого, потому что за последние 10 лет ни один из таких игроков не дал положительного результата сборной.
— Что нам нужно сделать для того, чтобы вывести футбол в Казахстане на новый уровень?
— Никто ничего не сделает, потому что у нас нет инфраструктуры. Однозначно, нужно начать с полей и стадионов, баз и академий. Я считаю, что каждая область при желании может позволить себе это сделать. На ненужных легионеров у нас выделяются огромные деньги. За последние 10 лет в каждой области Казахстана можно было бы построить крытые залы, манежи, поля, — то есть, создать все условия. Нужны желание и осознание, что мы в этом нуждаемся. Та же Исландия, страна с 300-тысячным населением, смогла это сделать. Можно посмотреть, где сейчас выступают их 19-летние игроки — московский ЦСКА, «Ростов», а сколько играет в других европейских клубах?! Всех этих футболистов отдают и продают, лишь бы они играли за рубежом. Исландия же где-то их воспитала и построила поля и крытые манежи?! У них климатические условия такие же, как и в Казахстане, — тоже постоянно холодно. Поэтому нам нужно делать выводы.
...или войдите через аккаунт соцсети