Максим вот уже второй год проводит в «Локомотиве», и пусть его игра не так заметна для зрителей, как игра атакующей части столичного клуба, но его вклад в серебро прошлого года и в победную поступь «Локомотива» в этом сезоне весьма весомый. Интервью с Максимом Самченко мы и предлагаем на суд наших читателей.
— Максим, расскажи, как в твоей жизни появился футбол?
— Как сейчас помню, летом 1989 года меня на футбол привел отец, тогда мне было 10 лет. Потом затянуло, и с тех пор с футболом связана вся жизнь.
— Остались ли у тебя какие-нибудь яркие воспоминания от детского футбола? Может радость первой победы?
— Каких-то очень уж ярких воспоминаний не помню. Было много детских турниров, каждое лето, каждые каникулы проводились какие-то соревнования. Всегда играл в защите, потом уже в полузащите, приходилось один турнир стоять даже на воротах. В команде сломалось сразу два вратаря, если не ошибаюсь, одному нос сломали, другой заболел. Свои семь-восемь мячей я пропустил.
— После этого, я думаю, желание стоять на воротах отпало?
— Да. Вратари — это совсем другие футболисты, они и думают и живут по-другому, у них свой маленький мир.
— Как ты понял, что всю свою жизнь связываешь с футболом?
— Я как-то не зацикливался на выборе — учеба или футбол, мне был интересен спорт. Учился я без особого интереса в обычной средней школе, класса до шестого учился нормально. А потом начались тренировки, сборы и время на учебу оставалось все меньше. Я даже не задумывался стать мне профессиональным футболистом или нет, просто я пошел по этому пути и иду до конца. У меня не было ни капли сомнений, я никогда не жалел, что стал футболистом.
— Помнишь свой дебют во взрослом футболе?
— В 1995 году я играл в «Булате», тогда и дебютировал в основном составе. Нас молодых подтягивали к основе и минут на 5–6 в конце матчей выпускали.
— Наверно после того, как в 16 лет стал играть в основном составе единственного клуба в Темиртау, появились поклонницы?
— Нет, меня не затянули ни вино, ни девочки. У меня все время уходило на тренировки, матчи, сборы. Хотя я думаю, что много зависит от характера. Я серьезно отнесся к футболу, и понимал, что чем дальше, тем лучше я должен играть. Так что на девочек не оставалось времени, хотя женился я рано. Мне было 19 лет, когда мы начали с моей будущей женой жить вместе. В браке я счастлив, у нас две дочки, вот в этом году уже вторая пошла в школу.
— В твоей карьере были и «Шахтер», и «Актобе», и «Булат», и «Восток», какой из клубов оставил самый глубокий след в твоей карьере?
— Каждый клуб оставил впечатление, «Шахтер» — это был дом, в Усть-Каменогорске провел три сезона, но наверно самое памятное время было в «Актобе». Всегда вспоминаю с теплотой этот город, стадион. Тот стадион до того, как в Астане построили «Астана-Арена» был лучшим в Казахстане. Я считаю, что для Актобе это просто идеальный стадион и если в каждом городе построить такие уютные стадионы на 10–12 тысяч зрителей, то наш футбол сделает большой шаг вперед. Там я провел четыре года, пришел я туда в 2003, когда клуб еще был далек от лидирующих позиций, но пришел аким, который взялся за футбол и все, что сейчас представляет из себя клуб — это его большая заслуга.
— А почему тогда принял решение перейти из «Актобе» в «Шахтер»?
— Просто в последних матчах сезона 2006 Муханов дал мне понять, что я в команде не нужен на следующий год. Но у нас не осталось никаких обид, это футбол. Конечно, может, хотелось еще остаться там, но может оно и к лучшему, что тогда перебрался в «Шахтер».
— Как возник у тебя вариант с переходом в «Локомотив»?
— В стан «железнодорожников» меня позвал Вахид Масудов, с которым у меня очень хорошие отношения. Я приехал на просмотр на сбор в Эмираты, удалось зацепиться в команде, прошел второй сбор и подписал контракт.
— Какие у тебя впечатления остались от «Локомотива» в сезоне 2009?
— Конечно, самые яркие впечатления связаны с игрой в одной команде с такими людьми, как Андрей Тихонов, Максим Шацких, Егор Титов. Они действительно играли, и было чему у них поучиться.
— Сильно ли отличается «Локомотив-2010» от образца прошлого года?
— Это абсолютно две разные команды. Игра той команды строилась с акцентом на атаку, в этом же году играем от обороны. Ну и соответственно два разных тренера — Юран ставил команде атакующий футбол, а для Фаха главное уверенная игра в обороне и он акцентирует внимание на командной дисциплине.
— А сильно ли отличается отношение к команде со стороны руководства?
— Конечно, мы практически не видели руководство в прошлом году. Первые полгода было отличное финансирование и вопросов не было, а потом деньги кончились — нас бросили. Не было человека, которому можно будет позвонить и узнать ситуацию, на связи был только бухгалтер. В этом же году есть четкая иерархия в руководстве. Есть президент Лория Григория Отарович и есть два его заместителя Коночкин Александр Иванович и Марусинец Степан Михайлович, и со стороны каждого видна заинтересованность в команде, в результате. В «Локомотиве-2010» виден порядок.
— Но хоть и были финансовые проблемы в клубе, но ты все равно остался в «Локомотиве», почему решил не искать других вариантов?
— Решил остаться, потому что рядом дом. Не стал куда-то дергаться, чего-то искать, и если честно рад, что остался.
— А вообще были предложения из других клубов?
— Ну, каждый год бывает по 2–3 варианта, в этом году было конкретное предложение только от «Иртыша».
— Ты играл за молодежную сборную Казахстана, привлекался в национальную, неужели не было вариантов попробовать свои силы в зарубежном чемпионате?
— Пока был молодым, хотелось уехать, поиграть заграницей, жил мечтами куда-нибудь попасть. Вышли на Чемпионат Мира, думали нас заметят, пригласят. А там нас возили, как котят. Если бы удачно выступили, хотя бы вышли из группы, то может нас, и заметили бы. Двое из команды поехали на Украину, играли там во вторых командах. А так конечно, в той команде было 2–3 человека, которые тащили нас, и я думаю, они могли бы закрепиться в хорошей лиге. Были, конечно, варианты и у меня уехать, но я решил остаться, потому что там мы по большому счету никому не нужны.
— Есть ли в твоей карьере что-нибудь о чем ты жалеешь, о том, что-то не сделал? Или наоборот не вовремя сделал?
— Наверно, надо было больше тренироваться. Сейчас в 30 лет только начинаешь думать об этом. На тренировку приходишь, отбегал положенное и ушел. А так останься еще на пол часа, побей штрафные. Наверно, жалею об этом, можно было бы достичь чего-то большего. А так что жалеть? Жизнь идет.
— Как ты считаешь, что нужно больше, чтобы добиться результатов в футболе? Талант или трудолюбие?
— Идеальный вариант — это когда есть талант, и к нему добавляется еще трудолюбие. А так за счет труда я думаю, что можно развиться, если есть хотя бы немного таланта в футболе. Ну и с другой стороны, если есть талант, но нет трудолюбия, то можно считать, что талант пропал зря.
— В твоей биографии есть медали всех достоинств, но нет только кубка.
— Кубок в этом году будет! Нам нужно по любому выигрывать Кубок Казахстана в этом году.
— Продолжая тему «Локомотива», когда ты пришел в команду, то ты себе выбрал пятый номер. Почему выбор пал на эту цифру?
— Я родился пятого мая, то есть 5.05, поэтому и выбрал.
— Ты суеверный человек?
— Есть, конечно, какие-то свои суеверия. То есть суеверный, но не фанатик этого дела. Есть у меня какие-то вещи, которых я придерживаюсь.
— Есть ли у тебя близкие друзья в «Локомотиве»?
— В этом году у нас собрался очень хороший коллектив. Все ребята примерно одинакового уровня, нет звезд. Есть, конечно, кто-то посильнее, кто-то послабее, но, в общем-то состав ровный. Не просто было конечно сразу найти со всеми общий язык, так как коллектив сложился новый, пока все притерлись друг к другу.
— Есть ли у тебя дружеское прозвище в команде?
— Так как я один из самых старших в команде, поэтому некоторые называют «Старый», так же называют «Макс», «Сама», тренер называет «Самченко». Кому как удобней, то есть, какого-то определенного прозвища нет.
— Как ты проводишь свободное от футбола время?
— Как и все футболисты, кино, интернет, когда семья рядом, то провожу все свободное время с семьей.
— А семья часто бывает в Астане?
— Вот все лето были рядом, а сейчас школа, уехали домой. Сейчас один дома, приходишь никто не встречает, даже собаки нет.
— Есть ли у тебя в футболе мечты, цели?
— Конечно, на уровне Казахстана хочется выиграть Кубок Казахстана и золото Чемпионата.
— А в сборную хочется вернуться?
— Я бы не сказал, что я к этому сильно стремлюсь. Если тренеру сборной понадобятся мои услуги, если его устроит моя игра, то я конечно с удовольствием поеду.
— Были ли у тебя кумиры в футболе?
— Конечно, можно вспомнить Сергея Тимофеева, который в обороне «выгрызал» все, что можно. Был такой игрок Сергей Мищенко, играл в Караганде.
— Сильно ли отличается Максим Самченко — футболист от Максима Самченко — обычного человека, семьянина?
— В принципе нет, просто в футболе идет концентрация на тренировки, на игры, а когда приходишь домой, пытаешься забыть о проблемах на работе. Хотя моя жена все равно чувствует, когда у меня неурядицы на работе.
— Долго ли отходишь от футбола?
— Сейчас нет, раньше конечно было тяжелее. После матчей переживал, думал об ошибках. А сейчас с возрастом стало легче, понимаешь, что надо забыть эту игру и настраиваться уже на следующую, что бы там сыграть лучше.
— Кто главный критик твоей игры?
— Наверно главный критик — я сам.
— Есть ли дети?
— Дети: две девочки — Милена и Амина
— Когда учился в школе, футбол тебя не отвлекал от учебы? Приходилось пропускать занятия?
— Да, конечно приходилось. Я понял, что футбол — это все в моей жизни, поэтому учебу я немного забросил. Тем более это были 90-е годы — очень тяжелые, когда не было ни воды, ни света.
— Любимая марка автомобиля?
— Любимая — это конечно «Мерседес», а более доступная «Тойота», на ней и езжу.
— Есть ли у тебя хобби?
— Да, я собираю часы. В коллекции уже штук 15 наберется.
— Твое любимое блюдо?
— В принципе я всеяден, люблю поесть и русскую кухню, и европейскую и японскую. Нет такого блюда, которое я бы не любил.
— Сам умеешь готовить?
— Да. Могу приготовить что хочешь. В основном всегда готовит жена, но за мной всегда завтрак.
— Есть ли у тебя домашние животные?
— Да. У меня две собаки. Мопс зовут Мишель и померанский шпиц, называем мы ее Мандаринка.
— Ты помнишь, на что ты потратил свою первую зарплату?
— Помню. Я купил спортивный костюм, бритвенный станок и кое-какие деньги отложил.
...или войдите через аккаунт соцсети