Один из главных героев «Актобе» Марат Хайруллин рассказывает о своем детстве в криминальном городе; кто такой на самом деле Курбан Бердыев, что его удивило в Шымкенте, какой вызов он бросил казахстанскому рефери; кто является зачинщикомприколов в «Актобе», когда футболисту нужно жениться и что больше всего раздражает в мире футбола.
Рубиновская огранка
— Родился в Казани. Мама работала воспитателем в детском саду, а отец автомехаником, — начал рассказ о себе Марат. — В семье не было профессиональных спортсменов. А вот в 7 лет, когда учился в первом классе, шел 1991 год, я стал заниматься футболом. Хотя нравились многие виды: и волейбол, и баскетбол. А вообще уже с детского сада был интерес к игре. И затем в школу пришел мой первый тренер и пригласил записаться в секцию футбола. Занимались при школе «Рубина» совсем в другом районе, а через несколько лет мы перебазировались непосредственно в школу «Рубина». Нужно было ездить в конец города, и кто захотел, тот и остался.
— На каком уровне развития тогда был детско-юношеский футбол в Казани?
— Конечно, не сравнить с тем, что сейчас там есть. Это интернат, много качественных полей, а тогда такого не было. В начальных классах мы не вылезали из спортзала, занятия проходили там. Потом стали заниматься на улице. Играли на песчаном поле.
— Проблемы с экипировкой испытывал?
— Проблемы, конечно, были всегда. Особенно не хватало кед. Они постоянно рвались, а у родителей не было возможности покупать мне кеды каждый месяц. Приходилось у соседей брать «в аренду». Были как у всех проблемы с мячами.
— И подрабатывать приходилось?
— Когда стал постарше, в 14–15 лет, приходилось, конечно. Не без этого.
— 1990-е годы запомнились как криминальные. Как обстояло дело в Казани?
— Это был очень криминальный город. Но ведь тогда об этом не думалось. Были свои проблемы, свои заботы. Главное, что наша семья не пострадала от всего ужасного в то время.
Исторический прорыв
— Что дал тебе первый тренер?
— У меня было два первых тренера. Один привил любовь к футболу, а другой был мне как второй отец. Он всегда помогал. Если нужно было получить ценный совет, то всегда мог обратиться к нему. До сих пор поддерживаю с ним отношения и не забываю получить от него нужное руководство и действенный совет. У него был выпуск 1972 года, так что на их примере он воспитывал нас, ребят 1984 года.
— Яркое воспоминание времен юношеского футбола?
— Всегда запоминаются победы. Помню, мы по стране заняли второе призовое место в своей возрастной группе. Тогда еще ни один возраст школы «Рубина» не добивался таких высот, поэтому это было незабываемое событие. Вот так в 16 лет в первенстве среди юношеских команд клубов первого и высшего дивизиона получилось проявить себя на хорошем уровне. Тогда «Рубин» выступал в первой лиге.
— На турнире приходилось встречаться со «Спартаком». Было желание перебраться в Москву?
— «Спартак» был народной командой. Каждый мальчишка хотел выступать за московский коллектив. Но в «Рубине» мне тоже было комфортно.
Бердыев рад помочь
— В 2006 году тебе приходилось частенько общаться с Курбаном Бердыевым. Какой он человек?
— Очень хороший. У меня была очень непростая ситуация в то время, не хочу говорить о той проблеме, скажу только одно: Курбан Бекиевич мне очень помог. Благодарен ему за это. А то, что в Казахстане его некоторые не считали за специалиста с большой буквы, так это их проблемы. Он доказал своей работой, трудолюбием и профессиональным подходом к делу, что он специалист с большой буквы. Результаты у всех на виду. Сейчас даже язык ни у кого не повернется высказать сомнение в профпригодности Бердыева.
— Такие люди, как Курбан Бекиевич, пригодились бы казахстанским клубам?
— Любой команде такой специалист нужен. В Казахстане есть специалисты почти такого же уровня. Просто есть факторы, которые мешают им раскрыть свой потенциал полностью. Чем быстрее они это сделают, тем лучше будет для всех.
— В интервью «PROСПОРТ» Илья Воротников рассказывал, как в «Рубине» его гнобил один тренер и чуть не убил в нем футболиста. Ты ничего подобного не испытывал на тот момент?
— Ко мне всегда было отношение только хорошее. Никто палки в колеса не вставлял.
Загадочное место встречи
— Перед тем как приехать в «Актобе», у тебя был вариант с «КамАЗом» из Набережных Челнов.
— На тот момент у меня был контракт с «Рубином», но у меня не получилось закрепиться в команде, поэтому лично подошел к Курбану Бердыеву и попросил его отправить меня куда-нибудь в аренду. Он тут же позвонил Газзаеву, тренеру «КамАЗа». Сказал, вот, мол, есть футболист, хочет играть. Меня пригласили на сборы. А так случилось, что они не берут в аренду игроков. Но Бердыев настаивал только на аренде. Газзаев хотел выкупить меня у «Рубина», но Курбан Бекиевич был непреклонен. На тот момент «Актобе» был в Турции, и мне посчастливилось попасть под их прицел. Поиграл год в аренде, а потом «Актобе» в 2007 году договорился о моем выкупе.
— Помимо того что в одной гостинице вы оказались с «Актобе», произошел еще ряд интересных стечений обстоятельств.
— Да, там оказались мои знакомые, которые как раз и попросили меня выступить в одном матче на сборах. После этого состоялся разговор с Владимиром Мухановым. Он заверил меня в том, что я подхожу команде.
— Название гостиницы помнишь?
— Кажется, «Адора».
— «Место встречи изменить нельзя».
— Ага. Дело случая. Бывший воспитанник нашего первого тренера, на тот момент он был главным тренером дубля «Рубина», тоже жил в этой гостинице. Он хорошо знает врача актобинцев. И вот встреча старых знакомых, а там еще и я, и Василич в номере у Петровича. Вот как все непросто. (Улыбается.) Владимир Васильевич упомянул в разговоре, что ему нужен футболист в центральную зону, и здесь тренер «Рубина» вспомнил обо мне. На следующий день сыграл матч за «Актобе».
Козы удивили
— Приглашение в Казахстан вызывало опасение?
— Хотелось играть на более высоком уровне. Тогда за спиной был только дубль, поэтому конечно я согласился. А первый казахстанский город, который увидел, был Шымкент.
— Экзотика?
— Мы там особо не гуляли. Мне говорили, что лучше быть на чеку и поосторожнее. Помню, ехали из аэропорта, и видел через окно одни степи, как пасутся на улице козы, и все такое. Меня это удивило. Но это ни в коей мере не было преградой для того, чтобы остаться в Казахстане. Здесь уже 4 года, так что повидал немало и есть о чем рассказать.
— Как и для многих, скорее всего, 2008 год запомнился на всю жизнь.
— Это точно. Ведь мы тогда выигрывали все, что только было возможно. «Золотой матч» тоже запомнился. Мы могли стать досрочно чемпионами, но потеряли очки с аутсайдером и сами себе потрепали нервы. Собрались, поговорили по-мужски, и сумели выйти из сложившейся ситуации победителями.
Доказательство Курбана
— Ты пристально наблюдаешь за выступлением «Рубина» в Лиге чемпионов. На что способен казанский клуб в этом сезоне, как и другие российские клубы?
— «Рубин» попал не в самую сильную группу, так что у них есть хороший шанс выйти в следующий этап. Но плохо, что казанцы не воспользовались хорошей возможностью в Греции набрать очки, ведь «Копенгаген» их, наоборот, потерял. Борьба в группе за второе место намечается очень интересной и захватывающей, но я до последнего буду верить, что «Рубин» сможет вторую путевку в плей-офф завоевать. Что касается «Спартака», то пусть он и проиграл «Челси», все же москвичи на второй строчке в группе и своего не упустят.
— «Барселоне» ты также симпатизируешь, и она в группе вместе с твоим «Рубином».
— Каталонцы, думаю, всем симпатичны своей игрой и составом футболистов. У них отличная центральная ось, но Курбан Бекиевич на весь мир доказал, что и с «Барселоной» можно не просто играть, но и отбирать очки у великого гранда.
Израильтян не боимся
— Прошло уже достаточно времени, чтобы подвести итоги выступления «Актобе» в еврокубках.
— Команда приобрела очень хороший опыт. Мы посмотрели, как играют в Европе, воочию, посмотрели инфраструктуру. В этом году мы не теряли очки в еврокубках. Это все приходит с опытом. Если команда сохранит состав игроков, то на следующий год нас ждет заветная цель.
— У тебя, в частности, не появилось фобии на израильтян?
— На самом деле мы могли их пройти. Мы совершили невынужденные ошибки. На последних минутах могли забивать еще. По классу и мастерству, может, они нас и превосходили, но не по игре. Мы израильтян не боимся.
— Ты пропускал матч с АЗ в Голландии, но наблюдал с трибун. Чего не хватило актобинцам для демонстрации хорошего футбола?
— Наша команда выглядела неплохо. Заметно было, что голландцы повыше классом. Не могу сказать, мол, вот если бы в оптимальном составе, мы бы сыграли вничью. Что случилось, то случилось, и назад время не вернуть.
Горячие эмоции
— В матче с «Хапоэлем» Халифа Ба плюнул в соперника. Твое отношение к инциденту?
— Некрасиво так поступать профессионалу. Нельзя плевать в игрока! С ним много раз говорили на эту тему. Он сейчас вроде понимает, что сделал неправильно. Это эмоции. Проходит время, и начинаешь сожалеть о поступке. А на поле одни эмоции. Конечно, нужно их сдерживать, хотя бывает, что это невыносимо трудно сделать.
— Что-либо похожее с тобой происходило на поле?
— Постоянно приходится сдерживать себя, когда наблюдаешь за работой судей. Если рефери начинает проявлять предвзятое отношение к команде, меня это выводит из себя. Стараюсь этого не показывать. Помню, был случай в Павлодаре. Проиграли «Иртышу» 1:2. Возле тренерской скамейки выкрикнул что-то грубое соперникам. Потом осознал, что был неправ. После игры зашел в раздевалку «Иртыша» и извинился перед футболистами и тренерами. Они меня поняли. Пожали руки, и все было нормально. Опять же все было на эмоциях.
— Ты, вообще, вспыльчивый человек?
— Вообще-то нет, но бывает, завожусь не только на играх, но даже на тренировках. Если кто-то грубо меня заденет, могу и ответить.
Про возвращение не думал
— В «Амкаре» что не сложилось у тебя?
— У меня не было контракта с «Актобе» на тот момент, и приехал Димитр Димитров посмотреть нас. «Амкар» приготовил мне контракт, но в «Актобе» возникли юридические нюансы, там что-то было связано с казахстанским законодательством. И я остался игроком «Актобе».
— В «Актобе» ты находишься на правах аренды. А принадлежишь «Волге». В российском клубе тебе не дали много игрового времени. В чем причина?
— В «Волгу» звал меня один тренер Александр Михайлович Побегалов. Потом он ушел в отставку и пришел новый главный тренер — Тетрадзе. Он не видел меня в составе, поэтому обратился к президенту «Волги» и попросился в аренду.
— 15 декабря истекает аренда в «Актобе». Намерен ли вернуться в Россию?
— Если честно, то пока не думал. Нужно дождаться завершения сезона. Многое, думаю, будет зависеть от этого. Потом сядем вместе с руководством клуба и тренерским штабом и выберем наиболее правильное и подходящее решение.
Конец света
— По календарю народа майя в 2012 году завершается эпоха и начнется новая эра. Этот год подходит для выступления «Актобе» в групповой стадии еврокубков?
— И тогда наступит конец света. (Улыбается.) «Актобе» подойдет любой год для достижения этой высокой задачи. Чем раньше этот год наступит, тем будет лучше для актобинских болельщиков.
— Долго ждали матча «Тобол» — «Актобе», и вот он наконец-то состоялся. Твои активные действия принесли победу клубу и еще больше приблизили к чемпионству.
— Это был очень важный матч. С «Тоболом» у нас всегда очень принципиальные игры. Очень приятно было победить соперника, да еще и разгромить его. Ничего не могу сказать о костанайских футболистах, скажу только то, что мы были настроены максимально. Мы были обязаны побеждать, и мы это сделали. Не хочется делать никаких прогнозов по поводу чемпионата. Обещаю, что мы будем биться до последнего. Нам важно и дальше отлично реализовывать все моменты в предстоящих встречах так же как в матче с «Тоболом». Хотелось бы поздравить всех игроков «Актобе» и наших болельщиков с этой важной, но не последней победой.
Сборная — вопрос времени
— Сидельников уже принял наше гражданство и выступает за сборную. Ты еще не изменил свое мнение относительно выступления за сборную Казахстана?
— Пока затрудняюсь ответить на этот вопрос.
— Жирную точку отказа ты еще не поставил в этом вопросе?
— Конечно нет. Ее нельзя никогда ставить. Нужно рассматривать все варианты.
Адреналин forever
— Чем тебе нравится горнолыжный спорт?
— В 30 км от Казани есть горнолыжный комплекс. Не упускаю возможности посещать его. Горы и быстрый спуск дарят мне много позитивных эмоций, это всегда адреналин. Уже и жену научил кататься.
— На Зимних Олимпийских играх следишь ли за выступлением определенного горнолыжника?
— Нет. Не люблю смотреть, предпочитаю сам кататься.
— Помимо мини-футбола, какое еще есть хобби?
— В Казани собираемся с друзьями и играем в волейбол. Занимаюсь картингом. Очень нравится большой теннис. Бывает, посещаю Академию тенниса Шамиля Тарпищева и с инструктором занимаюсь. По мячу попадаю через раз — что уже хорошо. (Улыбается.)
— Тренеры видят твои успехи?
— Говорят, у меня неплохие задатки теннисиста.
— После окончания сезона Эмиль Кенжисариев предпочитает поиграть в мини-футбол. Ты не упускаешь такую возможность немного задержаться в Актобе?
— Возвращаюсь сразу домой к родственникам. Бывает, в отпуске где-то сталкиваемся с друзьями на море, и тогда да, не упускаем возможности вместе поиграть в пляжный футбол.
— На берегу какого моря сталкиваетесь?
— Красного моря. С Никитой Хохловым в прошлом году встретились в Таиланде.
— Впечатления от экзотики?
— Сумасшедшие впечатления. Природа обалденная.
— Случалось пробовать насекомых на вкус или что-то в этом роде?
— Морепродукты только. Я не гурман. Никогда не тянуло пробовать даже плавник акулы. (Улыбается.)
Вызов казахстанскому рефери
— Из всех контрактов, которые были у тебя, было что-либо, с чем очень трудно согласиться?
— С дисциплиной никогда не было проблем.
— Проигрывал много в карты?
— На большие суммы практически не играем.
— И во что обычно играете?
— Мы предпочитаем бридж. Это общекомандная игра.
— Тренеры к вам подключаются?
— Бывает, подойдут, посмотрят и не более того.
— Если бы казахстанский рефери предложил сыграть в карты на деньги, принял бы вызов?
— С удовольствием бы сыграл. Но суммы невеликие на кону, чтобы никого сильно не расстроить.
— Минусы твоего характера?
— Иногда неадекватно отношусь к критике со стороны некоторых людей, понимаю, что нужно прислушаться, но не всегда получается.
— Однажды ты столкнулся с необоснованной критикой журналиста в свой адрес.
— Вышла одна статья, которую не хотелось бы вспоминать. Когда приехал в Казахстан, некоторые события представили в ложном свете. Но с журналистами никогда проблем не было.
Никакой магии
— В цифре «10» есть для тебя какой-то магический смысл?
— Так получилось, что в 2007 году мне предложили номер «10». Теперь выступаю под номером «7», а «десятка» у Эмиля Кенжисариева.
— Тогда вопрос про конфликт с Эмилем за номер «10» снимается.
— Хорошо. (Улыбается.)
Подарки от Бога
— Расскажи о знакомстве с супругой и сделанном тобой предложении?
— С женой познакомился через друзей. У нас была общая компания. Друг друга давно знали и вместе всегда встречались. Начали проявлять друг к другу симпатию. Предложение сделал летом, а свадьбы у футболистов в основном бывают после сезона в ноябре месяце. Сейчас у нас два замечательных сына.
— Чем руководствовались, когда давали имя Богдан первому ребенку?
— Богдан — Богом данный ребенок. Очень красивое имя и со смыслом. Было два варианта: Богдан и Родион. Поэтому когда родился второй мальчик не было вопроса как назвать ребенка.
— У Богдана уже проявляется интерес к футболу. У него есть детская футбольная форма?
— С «Волгой» в этом году был на сборах в Испании. Привез ему два комплекта формы «Барселоны» и «Реала». Еще с ОАЭ привез ему форму «Челси». Постоянно надевает формы топовых клубов и дома гоняет мяч. Ему три с половиной года, и появился интерес к хоккею. У него есть клюшки. Кто-нибудь приходит в гости, и он заставляет всех играть с ним в хоккей.
— Сын Андрея Карповича тоже увлечен хоккеем.
— Вот он как раз постоянно с сыном Андрея беседовал, когда тот приезжал. Так и развился интерес к мужской игре.
— Как там Родиончик?
— Жена рассказывает, когда в коридоре Богдан играет в хоккей и забивает гол, сразу же подбегает к Родиону и бьет ему по руке пятерку. Родиончик сразу же начинает улыбаться, он всегда улыбается. А в такие минуты ему особенно нравится наблюдать за игрой Богдана. Так что вместе им предстоит заниматься либо хоккеем, либо футболом.
— Форма уже есть, осталось отдать их только в академии топ клубов.
— Начнем с «Рубина» или «Акбарса». (Улыбается.) Это будет исключительно их выбор.
Обещание на всю страну
— Прозвище в мире футбола?
— Вся команда называет меня Мара.
— Кто больше всех подшучивает над всеми в команде?.
— Самат Смаков проявляет большую активность в этом плане.
— Твое образование?
— Высшее педагогическое. По специальности учитель физкультуры. Если будет возможность работать с детьми, я только за.
— Помимо спортивных изданий какие еще журналы читаешь?
— Российские про шоубизнес.
— Любимая музыкальная группа?
— «Руки вверх». Под песни этой группы проходили первые свидания. Что-то ностальгическое есть в этих песнях про подростковый возраст.
— Твой автомобиль?
— «Тойота Рав 4». Она в Казани. На ней жена в основном ездит. Когда приезжаю домой, тоже не упускаю возможности покататься. Мне очень нравится водить машину.
— Что больше всего не нравилось в школе?
— Хорошо учился, но не нравились уроки татарского языка.
— Любимый актер?
— Бред Питт и Анджелина Джоли.
— Случайно, не «Мистер и миссис Смит» любимый фильм?
— Очень интересный фильм, но любимый «Любовь и голуби». Раз 20 уже смотрел, и постоянно шутки берем из этого фильма.
— Последний фильм, что смотрел в кинотеатре?
— Практически всей командой ходили на «Край».
— В театр, наверное, ходил только в школьном возрасте?
— Тогда он мне нравился.
— Жена не зовет на балет?
— Если поступит предложение от нее, никогда не откажу.
— Ну, все, ты пообещал на весь Казахстан, теперь придется сдержать свое слово.
— С удовольствием. (Улыбается.)
...или войдите через аккаунт соцсети