В итоге сегодня страны с постюгославского пространства по объемам экспорта игроков в зарубежные чемпионаты уступают, наверное, только Бразилии, а в Европе у них точно в этом плане серьезных конкурентов нет.
В нынешнем чемпионате Казахстана в разных пропорциях представлены футболисты из всех шести республик бывшей Югославии. И доминируют здесь сербы, которых в составах казахстанских команд играет аж 24 человека. Соотношение «цена/качество» в отношении футболистов из Сербии для наших клубов оказалось более чем приемлемым.
В составе кокшетауского «Окжетпеса» этой зимой появился 29-летний сербский центральный защитник Марко Милованович. Футболист достаточно много чего повидавший на своем футбольном веку, имеющий за плечами опыт выступлений в командах сильнейших дивизионов чемпионатов Украины и России. Безусловно, опыт и мастерство этого игрока линии обороны должны помочь синегорцам в решении ими турнирных задач. С ним мы сегодня посетителей Sports.kz и познакомим поближе.
Как все начиналось
— Марко, где Вы появились на свет?
— Родился я в сербском городе Вальево.
— Это большой населенный пункт?
— Для Сербии, в принципе, — большой. С лучшими городами страны, конечно, не сравнить, но в пятерку самых крупных сербских городов он входит.
— Кем работают Ваши родители?
— Мама — экономист, а папа — шахтер. Но он, в прошлом, — футболист, играл вратарем за команду югославской высшей лиги «Раднички» (Крагуевац), потом тренером работал в 3 лиге.
— Совсем не удивительно, тогда, что Вы стали футболистом... Во сколько лет начали заниматься этим видом спорта?
— Когда мне было 4 года, наша семья переселилась в город Лазаревац, который расположен между Вальево и Белградом. Там я и живу до сих пор. Папа был тренером вратарей местной команды «Колубара», которая сейчас выступает в 1 лиге чемпионата Сербии. Я еще совсем маленьким видел, как отец сам играл, как потом он тренировал других. Так в 7 лет и начал заниматься футболом в школе этого клуба.
— Всегда играли в обороне?
— Нет. Наоборот, до 15 лет я был нападающим. Но потом меня пригласили в футбольную школу «Партизана», где и стали пробовать на позициях опорного хавбека и защитника.
— Однако в знаменитом белградском клубе Вы так и не заиграли...
— После выпуска из детской школы клуба меня хотели отправить в команду «Телеоптик» из 3 лиги — фарм-клуб «Партизана». Но я сказал: «Нет, вернусь в „Колубару“!» Там и начал играть на уровне 1 лиги.
Время не мальчика, но мужа
— А через пару лет подоспело предложение выступать за «Явор»...
— Эту команду тогда принял Радован Чурчич, который сейчас в тренерском штабе национальной сборной Сербии работает. Он меня и пригласил. Через два года меня позвали в команду сильнейшего дивизиона сербского чемпионата «Смедерево». Там тогда испанец Хайме Бауза главным тренером работал. Я провел в этой команде очень хороший сезон — несколько голов забил, много голевых передач отдал.
— Это и привлекло к Вам внимание украинской «Таврии»? В другие зарубежные клубы тогда не приглашали?
— Приглашали, но только на просмотр. В «Таврии» выказывали конкретную заинтересованность во мне, звали сразу в состав. Одну или две мои игры приезжал просматривать спортивный директор украинского клуба.
— Почему же основным игроком украинской команды Вы так и не стали?
— Д сих пор не знаю, почему, не пойму... Первые матчи отыграл за «Таврию» хорошо, но после третьего тура меня перестали ставить в состав.
— Из-за этого решили сменить обстановку и податься в Россию?
— Рашид Рахимов пригласил меня в «Амкар». Сначала все было хорошо, однако за четыре дня до начала российского чемпионата в Австрии я получил тяжелую травму колена. В итоге — 7-месячный перерыв... Команда за это время сыгралась, и пробиться в основной состав было практически нереально. Рахимов просил меня остаться в «Амкаре», но потом сам ушел в «Локомотив»... Его место занял Миодраг Божович, который мне не доверял и посадил на скамейку. У меня был контракт с пермским клубом еще на 1 год, однако я расторг его и вернулся в Сербию. Поступало приглашение из «Кечкемета», но не получилось — у венгров и так был перебор легионеров. А Радован Чурчич звал обратно в «Явор». Там я и отыграл три года. Занимали в это время 4, 7, 8 места в Суперлиге чемпионата Сербии.
«Окжетпес» и Марко нашли друг друга
— И все же после этого решили вновь попробовать себя в зарубежном чемпионате... Почему выбрали Казахстан и «Окжетпес»?
— У меня завершился контракт с «Явором», я стал свободным агентом. Про Казахстан много хороших слов говорил мой друг Иван Цветкович. Я подумал: «Почему — нет?!» Решил принять приглашение «Окжетпеса», к которому присоединился 27 или 28 января в Турции. Меня хотела купить «Ягодина», но я выбрал «Окжетпес».
— Были в курсе тогда, что кокшетауская команда только что вышла из 1 лиги в Премьер-Лигу?
— Знал, но думал, что если клуб наберет хороших футболистов, мы станем конкурентоспособны. Конечно, будет тяжело, но такова футбольная жизнь — все время надо бороться через «не могу».
— Читал в интернете, что 3 марта этого года Вы еще играли за «Явор» в Суперлиге чемпионата Сербии на выезде с «Борацем» из Чачака, где Ваш клуб уступил 0:1, а 10-го уже вышли на поле в составе «Окжетпеса» в 1 туре чемпионата Казахстана в Премьер-Лиге. Ваш переход состоялся буквально накануне начала казахстанского чемпионата? Все решилось за несколько дней?
— Нет, это ошибка сербских журналистов. Мне и отец по этому поводу уже звонил, об этом же самом рассказывал. В линии обороны «Явора» играет еще один Марко — Момчилович, наверное, Ваши коллеги меня с ним перепутали.
— С чем связан неудачный старт «Окжетпеса» в чемпионате, как считаете?
— Очень неудачный старт в чемпионате не могу объяснить... Тренер ушел, президент клуба... Юрьевич (Виктор Семенов — авт.) хорошо сейчас нас готовит. Можно отметить не только победный матч с «Астаной», но и с «Тоболом» хорошо играли, с «Шахтером». Могли забивать.
— В том, что команда стала лучше играть в последнее время, получается, — заслуга Виктора Семенова?
— Заслуга тренера и ребят. На поле главные — игроки. У нас все поменялось в тренировочном процессе за последние несколько недель, стали хорошо двигаться на поле.
— На Ваш взгляд, на какое место может рассчитывать в этом чемпионате Казахстана «Окжетпес»?
— Тяжело сейчас предсказывать. Победой над «Астаной» мы сделали очень хороший шаг в направлении выхода из тяжелой ситуации. Через 3-4 недели смогу ответить на этот вопрос. Надеюсь, что по итогам чемпионата в зоне вылета мы не будем.
Чисто по-пацански
— За три года после «Амкара» в Сербии русский язык не начали забывать?
— Не забыл, разве что чуть-чуть — из-за того, что практики не было. Смотрел передачи российского 1 канала по телевизору. Как только появилось немного практики в «Окжетпесе» — сразу все вспомнил.
— Много знали о нашей стране до приезда сюда?
— Про футбол знал кое-что. Здесь играет много футболистов, которые являются моими друзьями — Иван Цветкович, Филип Арсениевич, два пацана из «Сункара» — Горан Цветкович и Милош Адамович. Был в курсе, что лучшие города в Казахстане — Астана и Алматы, но больше вещей знал про местный футбол.
— На поединки против друзей с какими чувствами выходите?
— Что делать? Это моя профессия. Был бы мой родной брат футболистом (а он — врач), сражался бы за свою команду на поле против него.
— Кокшетау Вам понравился?
— В принципе, — понравился. Не маленький — 300-400 тысяч жителей. Для Сербии это очень много. И вообще, город неплохой, что удалось заметить во время прогулок по Кокшетау.
— Как болеют за команду местные любители футбола?
— Хочу их поблагодарить за то, что, несмотря на неудачные пока наши выступления дома, они все равно приходят на стадион и болеют за нас. Даже в Астану приезжали поддержать команду, хотя матч транслировали по телевидению. Большое им спасибо!
— Как проводите свободное время в Казахстане?
— Чаще всего уделяю его видеоиграм и бильярду. Могу сказать, что хорошо играю в Play Station. В бильярд — неплохо.
...или войдите через аккаунт соцсети