...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Футбол


15 февраля 2008 (19:13)

Миссионер

Миссионер 142 гола забил Нуркен Мазбаев за 16 чемпионатов Казахстана. Это второй результат в истории нашего футбола постсоветской поры после Олега Литвиненко - 148 мячей. Очень редкий вратарь казахстанской суперлиги мог похвастаться, что не пропускал голов от этого снайпера. Но сегодня Мазбаев прощается с футболом.

Ордабаев не церемонился. Всех мог зарубить

С Мазбаевым мы встретились там, где он провел лучшие годы своей карьеры, там, где к нему пришла слава, - у Центрального стадиона Тараза. За свою долгую карьеру Нуркен поиграл во многих клубах Казахстана. И почти каждую зиму прогнозировался его отъезд в заграничный клуб.

- Иногда сам задаю себе вопрос, почему я не уехал за рубеж, - говорит Мазбаев. - Мог, например, в Корее поиграть, но в последний момент все сорвалось. Но самый реальный вариант был с московским "Динамо". Пригласили на просмотр - съездил. Но то были втягивающие сборы, где мы не играли, налегали на "физику". Тренеры "Динамо" сказали приехать на следующий этап подготовки команды. Собирался уже ехать, как пришел вызов из сборной. В Израиле предполагалось провести какие-то сборы. Причем каких-либо серьезных турниров не предполагалось. Просто собрали всех кандидатов в сборную. Я говорю тогдашнему вице-президенту Футбольной ассоциации Казахстана Михаилу Гурману, что мне надо ехать на просмотр в московское "Динамо". Мол, можно ли мне пропустить эти сборы? Он мне: "Да ты что?! Ордабаев узнает - все тебе зарубит, нигде вообще играть не будешь!". А президент Футбольной ассоциации Куралбек Ордабаев в то время обладал такой властью, что мог поставить крест на твоей карьере. Время было такое. Вот и пришлось ехать в Израиль, а не в Москву. А дважды в "Динамо" не зовут. В то время наш футбол входил в Азиатскую конфедерацию футбола. Засветиться и обратить на себя внимание вообще было сложно. Это сейчас наши ребята на карандаше у европейцев, потому что сборная играет в УЕФА.

Директор был в шоке

В Казахстане Мазбаев выступал за родной "Тараз", кызылординский "Кайсар", астанинский "Женис", шымкентский "Ордабасы", алматинский "Кайрат" и костанайский "Тобол".

- В "Кайсаре" удачно сложился первый год. Были деньги, был отличный состав, сильный тренер. Поэтому был и результат. А на второй год денег уже не стало. Все уехали, я же не останусь один. Тоже собрал вещи. Пригласили в столичный "Женис" в 2000 году. Мы стали чемпионами. А затем в команду пришел российский специалист Владимир Дергач, у которого свои футболисты. Мы, естественно, оказались ему не нужны. Мой друг и земляк Азамат Ниязымбетов из Астаны уехал сразу в "Атырау". А я поиграл еще немного и поехал в "Кайрат". Сезон доиграли, но в Алматы не заладилось с финансами, денег не было. Я до последнего ждал улучшений, но их не последовало. Перешел в костанайский "Тобол". Мы бились за чемпионство, у нас был великолепный состав. "Тобол" прошел два раунда в Кубке Интертото, я забивал, команда побеждала. Но затем возник конфликт с главным тренером Владимиром Мухановым. Слово за слово, и между нами пробежала кошка. Потом Муханов кое-что мне сказал, и я понял, что делать в его команде больше нечего. Это было в середине сезона. Собрал вещи и уехал. Генеральный директор "Тобола" Халимжан Ержанов был в шоке, спрашивает: "Нуркен, почему?". А я дал слово Муханову, что о нашем разговоре никто не узнает. И вам не скажу, мое слово еще действует (смеется).

У руководителей клубов слова - одни. Дела - другие

На протяжении целого ряда Мазбаев был в Казахстане нарасхват. Однако вопреки бытовавшему мнению капитала на этом он не скопил:

- Я Азамату Ниязымбетову всегда говорил: "Аза, мы с тобой миссионеры нашего футбола". Когда пришли в богатый "Женис", думали, что хоть здесь заработаем достойно. Но президент клуба Григорий Отарович Лория говорит: "Ребята, я не могу выходить за рамки бюджета. Могу платить лишь столько-то, премиальные будут не выше вот этого-то. Все так получают, никто больше вас не зарабатывает". Отвечаем: "Хорошо". А потом выяснилось, что у легионеров вроде Востросаблина и Корниенко и оклад, и премиальные втрое выше нашего. А мы игроки сборной! И такие фокусы - везде. Но обидней всего стало, что спустя некоторое время нас обвинили в том, что у нас менталитет рвачей.

- В 2004 году "Тараз" завоевал Кубок Казахстана, обыграв в финале "Кайрат" - 1:0. А ты забил единственный гол той дуэли…
- Тогда у нас был крепкий состав. Кстати, за победный финал и выигрыш Кубка Казахстана в конце 2004 года мы обещанные премиальные так и не получили. На следующий год должны были представлять страну в Кубке УЕФА. Но не прошли лицензирования и были не допущены к турниру. Однако многие из нас остались верны "Таразу", не стали покидать команду в трудный для нее момент. Говорю же, мы миссионеры. Везде после нас начинается футбольный бум. Но когда этот самый бум наступает, то мы оказываемся не нужны.

В 90-е годы в сборной царил бардак

При невысоком росте Нуркен частенько забивал ударом головой. Даже если ему противостояли высоченные защитники.

- Не сказал бы, что я прыгучий. Просто за годы карьеры научился предугадывать траекторию полета мяча. Знаю, где находиться и как рассчитать толчок, прыжок, шаги. Если у нападающего нет голевого чутья, то ему нечего делать на поле. Особенно если у него недостаток в технике или физических данных. Нужно быстро анализировать ситуацию, знать, в какую щель может проскочить мяч и где его нужно встретить.

- Тебя и Олега Литвиненко постоянно сравнивали друг с другом. Оба забивные, оба из Тараза. Оба решили завершить карьеру дома. Но осенью 2007-го Литвиненко оборвал не только карьеру, он покончил с жизнью.
- Олег вернулся в "Тараз" в середине 2007 года, - вспоминает Нуркен. - Все стали предвосхищать воссоединение пары форвардов Мазбаев - Литвиненко. И даже начали мы неплохо. Выиграли у кокшетауского "Окжетпеса" - 3:0. Честно говоря, я сам мог забить. Но параллельным курсом бежал Литва. Смотрю на него, а глаза так и жаждут гола. Чувствую, что ему он нужнее. Отдал пас. Литвиненко забил и был такой счастливый…

- На протяжении многих лет ты был одним из самых ярких солистов чемпионатов Казахстана. А вот в сборной не смог стать такой же звездой.
- Да, когда мы в Азиатской конфедерации футбола в 90-е годы состояли, так у нас и сборная только отборочные матчи играла, а так собиралась от случая к случаю. Кстати, продолжая тему миссионерства. У нас никогда не было контрактов в сборной. Нас просто призывали постоять за честь родины, и мы с удовольствием ехали. Никаких денег, ничего нам не давали! Экипировку дадут - и все. Лишь в 1997-м за два каких-то матча нам выдали по минимуму денег. По чуть-чуть. Мы даже удивлялись, гадали, с чего это вдруг их переклинило. В то время сборникам ни страховок не оформляли, ни даже суточных не выдавали. А ведь мы могли травму получить или еще чего. Ладно, в Алматы суточных не давали, так и за рубежом ни копейки! Просто приехали, посидели в убогой гостинице, поехали на стадион, отыграли - и обратно.

Позади - яркая карьера. Впереди - неизвестность

2007 год должен был стать для Мазбаева последним в карьере. Он хотел уйти красиво: завершить карьеру на мажорной ноте в родном "Таразе". Но из-за безденежья команда вылетела в первую лигу, заняв последнее место в чемпионате.

- Мы за прошлый год ни разу не отправлялись на выездные матчи самолетами. Лишь поезда да автобусы. Представьте себе, едешь в Атырау двое-трое суток на поезде, прибываешь в день игры - ни тренировки тебе, ни восстановления. Отыграл - и обратно в поезд, домой. Как только приезжаешь в Тараз, сразу на стадион - матч. А когда тренироваться? Когда восстанавливаться? В Костанае у нас было все четко: если выезд дальше чем на 1000 километров, то непременно самолетом. А в "Таразе" поезда да поезда. Хоть в Алматы, хоть в Павлодар. О каком футболе может идти речь?! Да и в команде у нас сплошная молодежь. Из опытных я, Ниязымбетов да еще несколько парней. Одним словом, смазалась концовка карьеры.

- Сейчас тебе 36, позади долгая и интересная карьера, а впереди неизвестность. Куда решил пойти? Чем заняться?
- Если честно, может случиться так, что не завершу карьеру. А вдруг пригласят в суперлигу? Просто не хочется уходить после вылета из высшего дивизиона. Но уже зима заканчивается, а предложений все нет и нет. Чем займусь? Поживем - увидим. В первом дивизионе вот бегать не хочется. Опять поезда, опять ужасные поля. Зачем себя мучить? Лучше уступлю дорогу молодым.

Айдын Кожахмет
Sport.Gazeta.KZ

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети

  • Нуркен не уходи поиграй еще год другойОтветить

    • 15 февраля 2008, 23:01
    • 31 запись
    • 6586 дней на портале