Эксперты по кибербезопасности предупреждают: современные интернет-мошенники всё чаще используют не только технологии, но и психологию. Их цель — вызвать страх, растерянность или доверие, чтобы выдать себя за представителя банка, госоргана или службы доставки, передает Sports.kz со ссылкой на Zakon.kz.
Фразы, которые должны насторожить
Чаще всего злоумышленники используют такие выражения:
«С вашей карты пытаются списать деньги»
«Я из службы безопасности банка»
«Продиктуйте код из SMS для подтверждения операции»
«Ваш счёт заблокирован / оформлен кредит на ваше имя»
«Чтобы защитить средства, переведите деньги на безопасный счёт»
«Вам положена компенсация / возврат / выигрыш»
«Вы не сдали декларацию / у вас налоговая задолженность»
По словам Айбека Оспанова, директора департамента по противодействию мошенничеству, всё чаще звучат и «новые» схемы: звонки якобы от «Казпочты», «налоговой» или даже «поликлиники». Во всех случаях цель одна — заставить человека выдать личные данные или код из SMS.
Как действуют мошенники
Сопредседатель комитета по информационной безопасности Альянса QazTec Евгений Питолин поясняет, что все подобные схемы строятся по одному принципу:
Запугать — представляются сотрудниками банка, полиции или налоговой.
Создать чувство вины или тревоги — сообщают о долгах, подозрительных операциях, ошибках.
Предложить помощь — «подсказывают», что нужно сделать.
Получить доступ — просят код из SMS, данные карты или ЭЦП.
После этого человек, не осознавая, сам открывает доступ к своим деньгам.
Как не стать жертвой
Эксперты советуют:
Помните, госорганы и банки не звонят гражданам по важным вопросам.
Никогда не называйте коды, пароли и номера карт.
Если сомневаетесь, завершите звонок и перезвоните в банк по номеру с официального сайта.
Не отвечайте «да» или «нет» на неизвестные номера и блокируйте подозрительные звонки.
«Ни полиция, ни налоговая, ни банки не решают вопросы по телефону. Все официальные обращения происходят только лично», — подчёркивает Евгений Питолин.
...или войдите через аккаунт соцсети