...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Футбол


12 июня 2006 (12:02)

«Мы все больны «Тоболом»

«Мы все больны «Тоболом» О большом футболе в Казахстане говорят много.

Рассуждают о самой популярной игре в русле слухов и скандалов, следят за судейскими ошибками, занимаются подсчетами сухих цифр и чисел, плюсуют зарплаты, интересуются бюджетами клубов и хотят все знать о людях, которые эти самые бюджеты тянут. А потом пытаются обвинить во всех тяжких «гражданина «Н», основываясь на перечисленных факторах. И мало кто в массе неофициальной шелухи способен отстраниться от всего – проникнуться вкусом самой игры, оказавшись на празднике с завораживающим названием «футбол». Имя им – истинные фанаты и болельщики. Корреспондент «Мегаполиса» отправился в Костанай, чтобы найти настоящих ценителей футбола и попытаться понять, почему изобретение англичан здесь начинают сравнивать с религией.

Уинстон Черчиль как-то сказал, что фанатик – это человек, который не может изменить взгляды и не может переменить тему. Уже первые минуты, проведенные на северных землях Казахстана, показали мне, что я попал именно туда, куда и следовал. Первый попавшийся мне болельщик костанайского «Тобола» вез меня в одну из центральных гостиниц города. «Вот увидишь, как болеют за местный клуб, и поймешь, что лучшего футбольного места в стране не сыскать». Водитель Сергей сравнивает все команды суперлиги и пытается убедить, что такие преданные фанаты живут только в одном городе. Пятнадцати минут хватает, чтобы понять: перед тобой одна из ярчайших иллюстраций футбольного мира – безумный болельщик, который может сутками твердить тебе о родной команде…

…Я подбирался к центральному стадиону на своих двоих – одна из главных улиц города перекрыта органами правопорядка уже за три часа до начала матча. На протяжении всего пути меня встречают ларьки с холодным пивом, собирающие под своими сводами многочисленные группы местных любителей футбола. Здесь их как грибов после дождя. Публика «распевается», обсуждая предстоящую встречу, входит в нужное русло и совсем недружными рядами отправляется в поисках главной интриги уходящего дня…

…«Болеть в Костанае научились не сразу, – рассказывает президент фан-клуба «Тобол» Юрий Коломацкий, – приучить болельщика ходить на стадион можно было только игрой команды и целенаправленным пиаром». Долгое время город не отличался культурой боления – зритель приходил от случая к случаю, да и сама команда не показывала достойной игры. Но однажды, что называется, прорвало и трибуны стали заполняться…

…У центрального входа большого столпотворения не видно. «Народ предпочитает приходить заранее, – рассказывает один из почитателей костанайской команды, – да и на стадионе, чтобы добраться до места, приходится пропустить пару холодных кружек». Достаточно необычно, но и внутри арены разливается главный футбольный напиток. «Все сделано грамотно, – подводит черту «болела», – и народ доволен, и никто, как правило, не опаздывает».

Однако пропускная способность охраны дает о себе знать за полчаса до начала встречи – толпа, что называется, «валит», а трибуны не заполнены и наполовину. Это при том, что билеты в кассах закончились еще вчера! Я пробираюсь на свое место и бросаю взгляд на необычный стадион…

…В течение двух последних лет любые игры «Тобола» отмечались

100-процентной заполняемостью, но этот год стал бить все рекорды. На центральном стадионе ввели новый тарифный план – стоячие места, но сегодня и это не помогает. Бывают дни, когда на игру невозможно пробиться – в кассах все билеты скупают уже за сутки, поэтому часто приходится действовать и через органы правопорядка. Чтобы пройти на стадион без билета, достаточно обратиться к первому попавшемуся полицейскому, который стоит в оцеплении. Тарифы бывают разные – это как договоришься. При самой высокой стоимости билетов в Казахстане (500 тенге) с представителем местной власти можно разойтись и за меньшую сумму. Проверили на себе – предлагали за 300, но сошлись на двух сотнях…

…Местный футбольный театр выглядит неординарно – существуют только две трибуны – западная и восточная. Оттого от стадиона тянет некой незавершенностью, пропадает акустика. Восток и запад как два континента, которые живут своей жизнью, а люди, находящиеся на них, видят друг друга только на расстоянии, равном полету мяча от одного бокового арбитра к другому…

…«Мне всегда было непонятно, почему «Тобол» не проходил лицензирование УЕФА, – негодует президент костанайского клуба Халимжан Ержанов, – в ФСК нас заверяли, что мы непрофессиональный клуб и в Европе нам делать нечего». Я прошелся по новому травяному покрытию, потрогал руками. «У нас созданы все условия для нормальной работы клуба: газон, раздевалки, тренажерный зал, пресс-центр, – продолжает Ержанов, – мы реконструировали западную трибуну – увеличили число посадочных мест, положили отличный газон, не хватает только световых люксов на стадионе, но наш регион в этом деле очень специфичен – темнеет поздно – и я вообще это не считаю за проблему». На прошлой неделе «Тобол» официально получил разрешение на участие в Кубке УЕФА, и на первоначальном этапе отсутствие должного освещения не явилось большой проблемой для европейского руководства. В крайнем случае всегда под боком палочка-выручалочка – Центральный стадион Алматы…

…С первых минут команды играют в открытый футбол – «Астана» и «Тобол» поочередно атакуют. Стадион заполнен до отказа, но народ через главные ворота все прибывает. Чуть ниже от меня расположился фан-сектор «Тобола» – многочисленные флаги, барабанная дробь, дудки и разнообразные кричалки. Гул не смолкает ни на секунду – здесь явно не любят «Астану» (видимо, еще помнят, что когда-то сюда ушел бывший главный тренер костанайцев Владимир Муханов). Оттого и кричалки еще прежние – от стандартных «Женис – фуфло», до красочных стихосложений, характеризующихся в прессе как «вырезано цензурой». Выкриками «Огурцы и помидоры больше не покупать – пусть Шымкент засохнет» и «Шымкентское пиво… тоже не очень хорошего качества» преданные фанаты выражали свое отношение к ошибкам судейской бригады из одноименного города. Когда Юрин вывел Бакаева один на один по левому флангу, и Улугбек прокинул мяч в дальний угол мимо вратаря, переполненная футбольная арена будто бы взорвалась – у многих заложило уши, а трибуны неистовствуют, трещат по швам. «Тобол» забил, и сектор фан-клуба затягивает песню…

…«Наш фан-клуб был создан достаточно спонтанно, – рассказывает Юрий Коломацкий, – определенное количество людей, которое постоянно ходило на матчи клуба, в один момент решило себя как-то определить в клубной системе. Сегодня нас можно сравнить с автономным государством – мы самостоятельно зарабатываем деньги на клубной атрибутике (шарфы, футболки, кепки), выпускаем программки. А на вырученные деньги фан-клубом «катаемся» на выездные матчи команды. Первый выезд фанатов был организован в 2001 году в Астану – с нашей стороны тогда набралось всего несколько человек, но показательный пример наших болельщиков привел к тому, что многие столичные любители футбола стали болеть за «Тобол». Потом был памятный выезд за границу – наши играли с австрийским «Пашингом» в рамках Кубка Интертото. После нашего приезда в дальнейшем всех иностранных болельщиков стали размещать в секторе, выбранном в тот день нами»…

…Маленький сектор, выделенный для поклонников «Астаны», напоминает селение, выжженное чумой: десяток-другой болельщиков, хаотично раскиданных по трибуне, лишь изредка пытающихся раскрыть рты. Игра приобретает позиционный характер: много нарушений и остановок. А в руках программка встречи «Тобол» – «Астана» пестреет многочисленными рекламными модулями – похоже, болеть за свою команду готовы и теньгой…

…Юрий Коломацкий сравнивает зрительский ажиотаж в первую очередь с грамотной работой всей клубной иерархии и постоянно подчеркивает простоту отношений между руководством клуба и его болельщиками, а один руководитель типографской компании, занимающейся выпуском клубной продукции, считает, что большинство успехов приходится на долю игры костанайской команды. «Сегодня команда побеждает, и рекламодатель охотно идет на отдачу своих кровных, не дай бог, мы начнем проигрывать и о светлом рекламном будущем нам придется забыть. Подобные случаи нас преследуют постоянно»…

…Второй тайм встречает команды вторым ударом «Астаны» по воротам соперника. Первый, конечно же, был в первом (извините за каламбур). Отчеты ФСК о том, что на стадионе от матча к матчу собираются 9 тысяч зрителей, не совсем верны. Во всяком случае сегодня. По меньшей мере 10 тысяч болельщиков наблюдают за игрой – сотни находятся за воротами, многие вообще не попали на стадион и почему-то продолжают стоять у входа, за пределами «Центрального». Что же тут будет на матчах Кубка УЕФА?..

…Президент футбольного клуба «Тобол» Халимжан Ержанов сравнивает зрительский интерес с национальной идеей и как здравый руководитель по-европейски готов зарабатывать деньги. Вообще сегодня «Тобол», наверное, единственная команда, которая пытается заработать на собственном брэнде. «Наш бюджет составляет 5 миллионов долларов, – рассказывает Халимжан, – 30% приходится на долю спонсоров, еще 30 – это собственные средства, и только 40 выделяется из местного бюджета. Мы пытаемся работать автономно». Наверное, не стоит упоминать, какие доходы могут приносить рынки? А «Тобол», по большому счету, зарабатывает именно этим. В руках клуба находятся два местных рынка, которые вносят в бюджет

1 миллион долларов. При таком посещении матчей приходится говорить и о деньгах, приходящих от самих зрителей. «К примеру, – президент клуба на бумаге высчитывает цифры, пополняющие бюджет, – при посещении стадиона

10 тысяч зрителей мы зарабатываем пять миллионов тенге, 2,4 из которых уходит на аренду футбольной арены. Чистая прибыль, как видите, очень неплохая». А если значительная часть мест скупается в начале сезона посредством абонементов (где еще в Казахстане можно такое встретить!), то можно представить, насколько легко можно регулировать денежные поступления. Тут же вспоминается пример алматинского «Кайрата», руководство которого только мечтает о таком ажиотаже вокруг матчей национального первенства. По словам генерального директора «Кайрата» Ермека Сырлыбаева, команда в этой «номинации» заработала только однажды – Лига чемпионов, матч со словацкой «Артмедией». 12 тысяч зрителей…

…С финальным свистком фанатские флаги «Тобола» закрывают небосвод, публика поздравляет свою команду, а потом за десять минут всех обитателей стадиона словно пылесосом выдувает за пределы футбольного театра. Толпа, почти за два часа «написавшая» эпистолярный роман, в минуты растворяется в небольшом городе, оставляя в одиночестве виновника торжества – самый футбольный восьмитысячник страны. Местная команда сегодня снова победила. А значит, национальная футбольная идея продолжает жить. В Костанае…
"Мегаполис"

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети