Есть несколько критериев, по которым можно судить об уровне отечественного футбола, о степени его конкурентоспособности. Один из них — количество наших игроков, выступающих в сильных зарубежных лигах. Иначе говоря, речь идет о спросе на них.
Назовите хотя бы одного казахстанского футболиста, который бы после обретения нашей страной независимости попробовал свои силы в какой-то из пяти сильнейших европейской лиг. Возможно, кто-то вспомнит Петра Нейштетера, который в начале 1990-х провел пару сезонов в высшем немецком дивизионе, но он был представителем ещё той, советской, школы футбола. Играющие сейчас в той же бундеслиге Станислав Каримов и некоторые другие уроженцы Казахстана выросли как футболисты уже в Германии. А больше никто на ум не приходит. В то же время представители многих других постсоветских стран поиграли и продолжают играть в элитных дивизионах большой «пятерки». Навскидку можно назвать белорусов Александра Глеба (Германия, Англия, Испания) и Виталия Кутузова (Италия), литовцев Эдгараса Янкаускаса (Испания), Марюса Станкявичюса и Томаса Данилявичюса (Италия), латыша Мариана Пахаря (Англия), эстонцев Марта Поома и Андрея Степанова (Англия), «таджика» Сергея Мандреко (Германия). А узбек Ильяс Зейтуллаев ненадолго «засветился» в итальянской серии А. Мы уже не говорим о футболистах из России, Украины и Грузии. В европейских чемпионатах рангом пониже казахстанцы выступали (Гурам Макаев, Виктор Зубарев и некоторые другие), но особо себя там не проявили. Последними, кто ездил на Запад, были Максим Жалмагамбетов и Сергей Остапенко (в бельгийский «Антверпен»), пребывание которых там вряд ли прибавило известности и авторитета казахстанскому футболу.
Впрочем, оставим в покое Европу и обратимся к нашему ближайшему соседу — России, премьер-лига которой с этой точки зрения тоже может служить своего рода лакмусовой бумажкой. В 1990-е из казахстанских футболистов, игравших в российском чемпионате, можно было сформировать целую команду, некоторые из них (Владимир Нидергаус, Сергей Тимофеев) являлись ведущими игроками клубов, становившихся призерами первенства. Но в последние семь-восемь лет количество наших представителей в России стремительно сокращалось. Эту динамику можно проследить по предлагаемой таблице. В нее мы решили включить и тех игроков, которые как футболисты состоялись в соседней стране, но после обнаружения у них казахстанских корней привлекались в нашу национальную сборную (Олег Мусин, Дмитрий Ляпкин, Ренат Дубинский). Как видите, наш «легион» в высшем российском дивизионе сократился с двенадцати в 2001-м до одного в 2009-м. К тому же этот единственный представитель, Давид Лория, уже вернулся в Казахстан.
Конечно, одной из причин такой тенденции стал приток в российский футбол больших денег, благодаря чему клубы получили возможность покупать больше сильных футболистов из дальнего зарубежья. Но в то же время нельзя не обратить внимание на то, что представительство многих других постсоветских республик в российской премьер-лиге значительно больше. Особенно это относится к Беларуси и Молдавии. Не в этом ли кроются корни более успешного выступления сборных этих стран (так же, как Литвы, Латвии и даже Эстонии) в отборочных турнирах к чемпионатам мира и Европы?
Представительство постсоветских республик в российской премьер-лиге
Беларусь — 19
Молдавия — 12
Украина — 11
Грузия — 9
Литва - 7
Узбекистан - 6
Туркменистан - 3
Латвия — 2
Эстония - 2
Таджикистан - 2
Армения - 1
Казахстан — 1
Азербайджан —
Кыргызстан —
...или войдите через аккаунт соцсети