В молодости Радослав Батак (Александр Стрельников, между прочим, тоже в той войне участвовал. Два месяца повоевал за сербов). Так получилось под флагом Югославии бился с американскими войсками, а теперь каждый уик-энд защитник «Тобола» борется с нападающими казахстанских клубов. И зачастую выигрывает — человек, видевший, как умирают люди, не может, наверное, по-другому…
Если Вы скажете Радославу Батаку, что он приехал в Казахстан заработать, точно войдете в его личный «черный список». Для человека, прошедшего войну, в этом мире есть ценности, которые важнее, чем деньги. Одна из них — футбол, но это история началась в середине 70-х и отнюдь не с игры номер один.
В те времена Югославия переживала расцвет — еще никто не мог предположить, что через каких-то 13 лет вчерашние братcкие народы возьмутся за оружие и будут убивать друг друга лишь из-за того, что они разной национальности и веры.
15 августа 1977 года из обычного будничного дня превратился в счастливое время для семьи Батаков. В большом по сербским меркам городке Нови Сад появился на свет их первенец, которому дали имя Радослав.
В футбол маленький Радослав пришел поздно — в 11 лет. До этого он занимался каратэ — драться на сербских улицах не менее важно, чем учить навыки игры в соккер. Любовь к мячу Радославу привил его дядя, безумно любивший футбол, но не ставший профессиональным игроком из-за травмы.
Быстро прогрессировавшего защитника не могли не заметить. Начав он в 16 лет с клуба «КСК» (знакомое что то, не правда ли?) и продолжив карьеру в «Младости» и «Вирбасе». Батак быстро дорос до третьего гранда местного уровня — «Войводины». Остающийся в тени «Црвены Звезды» и «Партизана» клуб обладает шикарной Академией и является главным экспортером сербских талантов за рубеж.
История Батака только начиналась. Он уже играл в основном составе, стал героем Нови Сада, кумиром местных мальчишек и любимцем местных девушек, пока не пришла повестка с сербского военкомата: Балканы- не Казахстан, «отмазаться» от армии там не получится…
— Два раза призыв откладывался, но когда-то надо было отдать долг гражданина! В декабре 1998 года ушел в армию, а через три месяца началась война НАТО против Югославии, — вспомнил позже Батак.
Ему повезло — военные действия велись только в воздухе, а сам Радослав и его сослуживцы жили в лесу, и были как партизаны. Повезло в кавычках, ведь в любой момент американская мина могла быть сброшена на тебя.
21-летний парень вмиг повзрослел, и тот хмурый взгляд, который не характерен большинству жителей Балкан, до сих пор на лице Батака. «Во время войны я научился многому. Например, уважать людей и ценить то, что есть, а когда рядом падали бомбы, понимал, что жизни весит на волоске», — из того ужаса Радослав находит что-то позитивное.
Правда, одной из ценностей он вскоре лишился. Его младший брат поехал с другом на машине встречать свою девушку и подорвался на мине… На десятый день его сердце остановилось — младшему Батаку было всего двадцать, а Радослав долго не мог понять, что же произошло на самом деле. Сам он, не оправившийся от предыдущего шока, не выдержал и через два месяца на похоронах заплакал. Это были не слезы отчаяния. Батак уже тогда решил, что он все выдержит. И ведь не прогадал — сдаваться он и не собирался. У него было три пути: ввязаться в криминал и стать наркоманом, стать эмигрантом или вернуться в футбол. Он выбрал третий и не ошибся.
Потерянный во времена войны магазин был сущей мелочью по сравнению с утратой брата. Батакам надо было жить дальше и футбол, в который Радослав вновь окунулся с головой, стал в своем роде терапией для него. Он вновь начал тренироваться и играть, да так, что факс «Войводины» разрывался от предложений зарубежных клубов. Бельгийцы, голландцы с ПСВ и клубы калибром поменьше желали видеть Батака в своих рядах, но руководство мало интересовало пожелание самого футболиста — их интересовала лишь, сколько будет нулей в банковском переводе от иностранцев.
И все-таки он уехал. Пусть и не на запад, а на восток — в Москву, в «Динамо». Бело-голубые ухлестывали за Радославом недолго и договорились с ним очень быстро. Сам же Батак в 26 впервые в жизни был счастлив. Самолет уносил его в Россию, где только-только начиналась сербская экспансия, но зато не было разрухи.
Москва встретила очередного «понахаевшого» по-доброму. Сам Радослав Батак быстро учил русский язык, ходил в югославский ресторан на Кремле, никак не мог понять действия судей и играл. Играл неплохо. Но в 2005 год в клуб пришел Александр Федорычев, а вместе с ним и его миллионы. Новому «Динамо», имевшему в составе больше португальцев, чем россиян, Батак оказался не нужен. Зато остался в памяти болельщиков бело-голубых.
— Мне очень жаль, я плачу. Я не собирался уходить из «Динамо», но это жизнь. Таких друзей среди болельщиков, как в «Динамо», у меня никогда не было. И, я думаю, что Вы — лучшие болельщики в мире. Вы не просто фанаты, Вы часть команды. Я Вас никогда не забуду, — напоследок Радо адресовал болельщикам трогательный месседж.
Впрочем, в «Динамо» не все было гладко. Ошибка врачей чуть было не привела к ампутации пальцев ноги. После травмы Батаку поставили неправильный диагноз и началось инфекционное заражение. И это испытание Радо выдержал и отправлялся в Турцию здоровым — там его ждал «Анкараспор».
В аэропорту его встречал президент клуба, который по совместительству оказался мэром Анкары, а самому защитнику выдали дом за городом в придачу контракту на четыре города. В карьере Батака наконец-то наступил расцвет. Но через четыре года пришло новое испытание — он уехал в Анталью, но не загорать, а играть в футболке «Антальяспор». А затем в 2010 году Радо решил вернуться домой, где его ждал «Могрен».
Тут стоит сделать небольшое уточнение — Батак по национальности черногорец, а «Могрен» — это местная «Барселона». Чемпионский титул был завоеван достаточно быстро. Но даже возвращение домой так и не помогло совершиться камбэку в сборную, за которую он дебютировал в 24 марта 2007 года — пока Арно Пайперс и компания втаптывали в газон сербов — Батак в футболке Черногории сражался с потомками мадьяр. Всего в 25 матчах на его счету один гол, а в последний раз Батак надел футболку сборной 8 октября 2010 года, когда его команда сенсационно одолела Швейцарию. А потом квалифицировалась в стыки Евро-2012. Но там она играла уже без Батака.
В 2012 году в карьере Радослава новый вызов. Далекий Казахстан и не менее загадочный «Тобол». Пока все получается неплохо, но может быть и получше. Такие люди, как Радослав Батак просто не привыкли проигрывать.
— Для меня деньги не самое важное в жизни. Все бы отдал, чтобы вернуть то, что имел до войны. Никогда не дружил ради выгоды. У человека должны быть чистые помыслы и открытое сердце. Поэтому меня больше тянет к простым людям, — похоже, у болельщиков «Тобола» вскоре появится новый любимец.
Однажды Батак признался, что мечтает о том, чтобы у него «была жена, которая меня бы уважала, и много детей». Эта мечта сбылась: его жена и супруга растят маленького сына. И когда он вырастет, егопапа обязательно расскажет эту историю, хотя не очень любит это делать.
— Плохое постепенно забывается, но иногда, когда нахлынет, от воспоминаний никуда не деться, — признается Радо.
… В его жизни сейчас все спокойно. И это самое главное. Когда он воевал, но делал это вовсе не ради славы. Как и сейчас играет в футбол.
...или войдите через аккаунт соцсети