...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Футбол


15 августа 2006 (11:43)

Немец с русской душой и советским характером

Немец с русской душой и советским характером Против надежного защитника «Кайрата» Петра Нейшететтера доводилось играть не раз: в товарищеских матчах в составах «Жетысу», когда лучшая команда республики приезжала подзаработать на коммерческие матчи в Талды-Курган, во время сборов в межсезонье, и в период футбольных отпусков на кайратовской базе в ходе заруб в дыр-дыр. Последний раз видел его в далеком 90-м. Прошло 17 лет, а он ни капли не изменился. Правда, усы теперь не носит, и фамилия, как поведали мне местные болельщики, звучит на немецкий манер Нойштотер. А так все такой же подтянутый, фактурный, энергичный, быстрый, пышущий здоровьем богатырь под метр девяносто.

Такого бы футболиста в сборную Пайперса

Тренировку второй команды, на которую мне довелось попасть, проводил интересно и со знанием дела. Зажимая конспект в руках, сам активно участвовал в игровых упражнениях, постоянно внося коррективы, и в завершение, когда его подопечные перешли к ударной работе, личным примером продемонстрировал умение «вырезать косухи» и поражать цель и с лету, и с места.

Глядя на то, как легко Петр перемещается по полю и как трепыхаются мячи в сетке ворот после его мощных ударов, подумалось: «Вот такого бы центрального защитника Арно Пайперсу. Он бы и в свои 40 лет усилил казахстанскую сборную.»

Молодежная команда, обеспеченная современным спортивным инвентарем и одетая с иголочки, тренировалась в идеальных условиях на спорткомплексе «Монбох» под руководством трех наставников. После окончания занятия Петр по дороге к своей тройке. BMW провел меня через весь комплекс, включающий в себя не только прекрасный зеленый газон, но и синтетическое и гаревое поле, различные спортплощадки.

- Деревенский стадион, ничего особенного, - оторвал меня от осмотра Петр. - Это поле мы арендуем. Сейчас поедем, покажу нашу арену.

Признаться, автор этих строк подумал, что это и есть лучшая база клуба.

Красотища!

Экскурсия по местам трудовой и боевой славы бывшего кайратовца оказалась весьма увлекательной. Майнц - старинный зеленый и красивый город с населением около 350 тысяч - расположен в холмистой местности. Живут здесь не только немцы, много выходцев из Восточной Европы, Азии и Африки. Развлечений, как и во всей сытой и благополучной Германии, достаточно, но футбол в Майнце любят и отцы города, и местные бизнесмены, и простые болельщики. Доказательством всеобщего почтения к популярному виду спорта являются прекрасные условия, созданные всему клубу - от маленьких мальчишек до профессионалов. Кроме арены «Штадион ам БрухВег», где проходят матчи национального чемпионата, в большом спортивном городке «Майнца» - искусственные естественные зеленые и гаревые поля, площадка с песком для пляжного футбола, площадки для теннисбола и места со специальными тренажерами для совершенствования технических навыков. Красотища!!! Ходишь по таким объектам, любуешься, как занимаются на них детишки, юноши и профессионалы, и самому хочется выскочить на газон и погонять мяч. Сам стадион вмещает свыше 20 000 зрителей. Почти на всех матчах «Майнца» - аншлаг, абонементы годовые в дефиците, проблема лишнего билета актуальна в каждом туре. Вот и планируют городские власти построить новый стадион, хотя уютный старенький с удобными яркими сидениями и подтрибунными залами выглядит весьма солидно.

Воспоминаниями не живу

О качестве газона можно сказать, что оно идеальное, в этом убедился, когда мы с Петром и его сыном Романом опробовали травяное покрытие.
- Мечтаешь, как папа, блистать на этом газоне? - обратился я к Нойштотеру-младшему.
- Конечно, - ответил Роман и скромно улыбнулся.
- А что, интересно, творится сейчас в душе испытанного и верногo бойца «Майнца», идущего по зеленому прямоугольнику, где приходилось в жарких схватках под рев трибун отстаивать честь гopoдa и клуба?
- Не поверишь, но ничего особенного не испытываю. Я воспоминаниями не живу...
Этот ответ меня поразил, но больше общаясь с Петром, начинал понимать, что этот открытый, целеустремленный, волевой человек не признает сантиментов, живет реалиями, думает о перспективах и, наверное, поэтому в суровом западном футбольном мире за 12 сезонов заставил себя уважать как игрока, стал кумиром и любимцем местных почитателей популярной игры и уже оставил след в истории этого немецкого города. Этакий немец с русской щедрой душой и советским характером.

Культовая личность

Что это действительно так, можно было узнать из германской прессы, после каждого тура хвалившей столпа обороны «Майнца2. В отсутствие основного центрального защитника клуб сразу же начинал испытывать проблемы. Как-то в одном из сезонов Петр получил травму, и без своего лидера команда потерпела четыре поражения подряд. Стоило ему восстановиться, как клуб стал побеждать. Нередко популярное издание Кicker называло Петра лучшим игроком тура.

Вспоминают болельщики и тот сезон, когда Нойштотер спас команду от понижения в классе своими двумя голами со штрафных. Если говорить коротко, то Нейштотер - культовая личность для Майнца, и в этом можно было убедиться во время нашей довольно продолжительной беседы на летней площадке клубного кафе. Все, кто проходил мимо, считали своим долгом подойти и поздороваться с моим собеседником. Разговору это не мешало.

Союзная Эпопея

- Петр, сейчас по всему видно, ты здесь уважаемый человек и добился успехов в жизни благодаря футболу. Интересно было бы узнать о твоих первых шагах и об основных вехах в игровой карьере.
- Жили мы с семьей в Карабалте. Небольшой городок в Киргизии, но футбол там любили, и поле было классное. Как и многие мальчишки моего возраста, с детства бредил футболом и записался в секцию. Мои первые наставники - Александр Давыдов и Сергей Резин. До сих пор сними связь поддерживаю. Входил в сборную Киргизии по своему возрасту, и по итогам одного из всесоюзных турниров меня включили в список кандидатов юношеской сборной СССР. Приглянулся я тогда Борису Петровичу Игнатьеву, он мне посоветовал для роста спортивного мастерства продолжить футбольное образование в Москве или Ленинграде. Поехал в северную столицу. Понял, что правильно сделал. А то как получалось? Приедешь в родной город в алой майке с крупными литерами СССР, и ты - первый парень на деревне. Сразу и требовательность к себе снижаешь, да и футбол на второй план отходит. Потом вызовут в сборную, а ты своим ровесникам уступаешь. На первых порах в ленинградском интернате тяжеловато было – «возили» меня местные ребята прилично, даже с тренерами советовался. Как мне быть? Ответ был жесткий: «Или домой возвращайся, или тренируйся по полной программе». Не в моем характере отступать. Купил скакалочку, индивидуально начал пресс качать, прыжковые упражнения делать, кроссы бегать и через полгода попал в «Зенит». Тогда я понял, что, прежде чем чего-то добиться и опередить конкурентов, надо вложить больше, чем они. В «Зените» в дубле выступал с будущими питерскими звездами Брошиным, Дмитриевым, Тимофеевым и опять «звездняк» поймал. Естественно, и в росте остановился. «Зенит» в 1984 году чемпионом стал, в «основу» трудно было пробиться, а мне надо было служить в армии. Провел переговоры с «Кайратом»
вроде, пообещали помочь, и я переехал в Алма-Ату. Команда была приличная. Могли в «вышке» любого соперника на лопатки положить – и «Спартак», и киевское «Динамо», но вот армейские дела не решались. Отправили по окончании сезона в Усть-Каменогорск, и там пришлось действительно перенести все тяготы бойцовской жизни. И в наряде побывать, и промерзать до костей, и с ломом от старослужащих отмахиваться. В «Кайрате» про меня и друга моего Кольку Зайцева словно забыли. Благо, на помощь пришел Эдик Сон, выступавший за «Искру». Замолвил за нас слово, и мы были переведены в ЦСКА. Затем провел один сезон в смоленской «Искре», тоже команда, принадлежащая Министерству обороны, а после демобилизации получил приглашение в «Днепр». Сам Жиздик приехал за мной для подписания контракта. Встретили меня в Днепропетровске хорошо. Антон Шох тогда там играл и своих в обиду не давал. Да вот беда, в основу не всегда попадал, а тут из «Таври» предложение пришло заманчивое. Перебрался в Симферополь, но там дела не пошли. Коллектив какой-то разрозненный оказался. В 1989-90-м выступал за «Кайрат», а перед самым отъездом на историческую родину еще ив союзной вышке. У Валерия Георгиевича Газзаева в «Спартаке» Орджоникидзе поиграл. Уже тогда он передовые методы на занятиях использовал, много экспериментировал. Его старание и усердие окупились сторицей - выиграл Кубок УЕФА. С удовольствием бы с ним пообщался.

Продолжение

Гений Тулегенов
«PROСПОРТ Казахстан»
"Спортивный портал Казахстана"

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети