Они завершили свою карьеру в самом расцвете сил, не дождавшись и тридцатилетия. Кому-то из них удалось вписать свои имена в историю казахстанского футбола, а о ком-то сейчас с грустью вспоминают, размышляя на тему «А если бы все еще играл?». Они явно не до конца реализовали свои мечты, не добились всего, чего желали. Кто-то так и не сумел забить «ножницами», кому-то футбол по сей день снится, а кое-кто о нем сейчас вспоминает крайне редко. Но их всех объединяет одно: они так и не наигрались.
«Sport&KS» вспоминает наиболее талантливых игроков последнего десятилетия, которые по различным причинам были вынуждены «повесить бутсы на гвоздь».
Евгений Тарасов
Очень ярко начав, юркий и быстрый форвард Евгений Тарасов закончил карьеру тихо и без шума, «отмучившись» в первой лиге за «Акжайык». Хотя, если быть объективным, по-настоящему он закончил играть гораздо раньше.
Его всегда преследовали травмы различных мышц. Бывает такое, что у человека они не столь эластичны, коротковаты, если хотите. И при сильных нагрузках и резких движениях они имеют свойство рваться. Вот Тарасову и не повезло с ними. А так, мог бы стать форвардом экстра-класса.
Дебютировав в раннем возрасте в составе «Кайрата», Тарасов уже в 21 год уехал покорять Россию. Героя «Сен-Дени» Александра Панова «Зенит» продал в «Сент-Этьен», и ему на замену нашли нападающего такого же плана, да еще похожего внешне. Нашли в Казахстане. Женя Тарасов свой последний матч за «Кайрат» сыграл в финале Кубка Казахстана-2000 против «Аксесс-Голден Грейн», матч проходил в Астане, и на 69-й минуте встречи молодой бомбардир алматинцев установил окончательный счет во встрече — 5:0. Позже диктор по стадиону объявил, что Тарасов переходит в «Зенит», и это его последняя игра перед отъездом в Питер. Женю проводили овациями.
Свои первые матчи за питерский клуб Тарасов провел великолепно. Пришлись они на розыгрыш Кубка Интертото — против английского «Брэдфорда». В двухматчевом противостоянии Тарасов трижды огорчил голкипера британцев. А затем выбыл из строя. В общем, тот сезон он так и не отыграл толком, его чаще можно было увидеть в кабинете врача, нежели на поле.
Зато чемпионат-2001 Тарасов вновь начал мощно: 3 гола в стартовых турах и первое место в споре бомбардиров! Казалось, что вот теперь Питер по-настоящему оценит своего «нового Панова», тем более что ему активно помогали юные «звездочки» Александр Кержаков и Андрей Аршавин. Но вновь не судьба — Тарасов опять угодил на операционный стол, а позже перешел в клуб первой лиги саратовский «Сокол».
После «Сокола» его вернули на родину, «Тобол» предложил ему солидный контракт, да еще и место в составе. С ним определенно связывали надежды. Но парень вновь «сломался».
Сейчас Евгений Тарасов проживает в Санкт-Петербурге, тренирует молодежь в академии «Зенита», в котором он так и не засверкал.
Алихан Акказынов
Говорят, что столь талантливых форвардов земля казахская рождает крайне редко, и что Акказынов мог легко стать настоящей «звездой». Но травмы не дали ему реализовать свой немалый потенциал. Алихан закончил карьеру в 2002-м, в возрасте 23-х лет.
Он, наряду с Ерланом Уразаевым и Евгением Тарасовым, в конце 1990-х считался наиболее одаренным казахстанским форвардом. Пожалуй, в него верили даже больше, чем в остальных. Брал он своим упорством, трудолюбием, настырностью. Он был техничен, хитер, быстр. В жизни Акказынов выделялся своей харизмой, умением нести бремя лидера, одевался всегда стильно, был рассудителен и коммуникабелен. Но стать великим казахстанским форвардом так и не смог. Ужасный двойной перелом ноги испортил ему все планы, а казахстанский футбол лишился ярчайшей «звездочки».
За свою недолгую карьеру он поиграл в составе «Кайрата», «Мангистау», был на заметке у ряда российских клубов. Но в итоге рано «повесил бутсы на гвоздь». Сразу ушел в бизнес, через год стал вице-президентом одной строительной компании. И по сей день трудится в деловом костюме, лишь изредка вспоминая о зеленом поле. .
Ерлан Уразаев
Говорят, что если бы Ерлан Уразаев обладал должным трудолюбием, то мог бы затмить многих в своем поколении. Он был из числа тех форвардов, которые способны решить исход любой встречи в одиночку.
Талант Уразаева позволял ему надеяться на светлое будущее. В 1999-м именно он стал автором единственного гола казахстанской команды на молодежном чемпионате мира в Нигерии, поразив ворота сборной Хорватии, которые тогда защищал Стипе Плетикоса. Пусть та «молодежка» и проиграла все три своих матча, но все же оставила о себе приятные впечатления. Уразаев тогда сумел проявить себя во всей красе.
Но клубная карьера у него так и не заладилась. Доигрывал он уже в «Алма-Ате», в команде, которую тогда называли «детским садом». В этих «яслях» Уразаев был одним из самых опытных, в сезоне-2004 он стал автором лишь четырех голов, годом позже его показатели не изменились.
Однако завершил он свою карьеру из-за травмы. Точнее, из-за череды травм. Больше всего проблем ему доставляла спина, которая не давала действовать в полную силу. Говорят, что многие футболисты того поколения, поигравшие у Владимира Фомичева в молодежной и олимпийской сборных, испытывали те же проблемы. Будто бы помощник Фомичева чрезмерно увлекался упражнениями со штангой и давал игрокам такие нагрузки, какие нечасто встретишь даже в тяжелой атлетике.
Сейчас Ерлан Уразаев занимает ответственный пост в одной из нефтяных компаний, носит дорогие деловые костюмы, каждый день у него брифинги, встречи, переговоры. Но о футболе он никак не может забыть и хочет вернуться в него — уже в качестве руководителя какого-нибудь клуба.
Диас Камелов
Говорят, что снаряд в одну воронку дважды не падает, но Диас Камелов доказал обратное.
Этого парня еще вряд ли успели позабыть болельщики, так как ушел он совсем недавно. Хотя завершал карьеру Диас Камелов дважды. Впервые он решил уйти после сезона-2007, не найдя в себе дальнейшей мотивации рисковать здоровьем, которое и без того было не самым крепким. Но в 2009-м он вернулся — правда, ненадолго. Воит Талгаев решил реанимировать уже ставшего успешным бизнесменом Камелова, пригласив его в «Жетысу». Но Диас так и не заиграл, а спустя два месяца после начала чемпионата вновь ушел из футбола.
Многие специалисты считают, что по своему таланту он превосходил даже самого Руслана Балтиева. Но цифра 2, ставшая для него одновременно и счастливой, и роковой, преследовала его всюду. Именно столько раз он становился чемпионом, именно столько раз выходил в финал Кубка, и именно два раза он получал разрыв крестообразных связок.
О его чувстве юмора и актерском таланте слагают легенды, именно он считался главным балагуром в сборной, наряду с Саматом Смаковым, во времена тренерства Тимофеева, а затем и Пайперса. Футболисты очень любили, когда Камелов начинал шутить на различные темы, например, на тему того, кто и кем станет в будущем. Говорят, что он предрек Нурболу Жумаскалиеву пост акима Костанайской области, Самату Смакову — роль главного тренера сборной. При этом он мог кого угодно спародировать.
Когда он впервые завершил карьеру, многие его коллеги не могли смириться с этой мыслью, кое-кто даже плакал. Увы, столь талантливых центральных полузащитников у нас было не так много. Его по сей день помнят болельщики «Атырау», «Иртыша» и даже «Астаны».
Сейчас Диас Камелов — преуспевающий бизнесмен, проводящий много времени в столице. Вроде бы он со своими компаньонами занимается участием в различных тендерах, имеет отношение к строительному бизнесу.
Вячеслав Богатырев
Официально он завершил карьеру после тридцати, трижды выйдя на замену в сезоне-2007 (выступал тогда за «Окжетпес»). По сути, Вячеслав Богатырев закончил карьеру еще в 2001-м. Тогда мощный и фактурный полузащитник оборонительного плана выступал за «Кайрат», привлекался в сборную, считался настоящим талантом. Ему было 24, когда он получил тяжелую травму крестообразных связок колена и надолго выбыл из строя. Так надолго, что, по сути, больше и не возвращался на поле, не считая таких «наскоков», какие были в «Окжетпесе».
Откровенно жаль этого парня, которому специалисты прочили славное будущее. Но из-за своего характера, а точнее из-за склонности к частым нарушениям спортивного режима, ему тяжело было трудоустроиться где-либо. После «Кайрата» у него была возможность попасть в «Атырау», в «Восток», но сделать это не удалось: везде тренеры чурались его репутации проблемного игрока. Причем, говорят, небезосновательно.
Сейчас Вячеслав играет в любительских турнирах, в чемпионате Алматы, работает не в футболе и даже отдаленно не напоминает того Богатырева, с которым так много надежд связывали специалисты.
Григорий Бабаян
Кто знает, не замучай травмы будущего самого молодого тренера в истории сборной Казахстана, возможно, сейчас он играл бы в ней, а не ассистировал Бернду Шторку. Григорий Бабаян в Казахстане толком не играл, его юность прошла в Германии.
Он закончил в 25 лет. До этого в его карьере была пара сезонов в «Алма-Ате», скамейка запасных в «Кайрате» и долгая стажировка в Германии. Последним немецким клубом Бабаяна стал «Санкт-Паули». Затем он вернулся на родину, чтобы помогать своему дяде Эдуарду Бабаяну, который входил в руководящий состав футбольной школы «Цесна» и клуба «Алма-Ата».
В 2004-м нападающему Бабаяну предстояло стать вожаком молодой команды — наряду с Андреем Травиным и Ерланом Уразаевым, он был лидером той «Алма-Аты», частенько выводил команду на поле с капитанской повязкой. Но все это время его преследовали травмы, а однажды у Бабаяна даже было заражение крови. В общем, не заладилось у него. И в середине 2005-го он окончательно решил завязать с игроцкой карьерой и стал помощником у тогдашнего рулевого «Алма-Аты» Антониуса Йоора.
В 2007-м Бабаяну даже удалось поруководить командой в одиночку, правда, с приставкой «исполняющий обязанности», и всего один матч. Тем не менее, свой экзамен он выдержал — «Алма-Ата» обыграла «Тобол» 2:1.
Кстати, Бабаян привлекался в сборную Казахстана. Еще при Вахиде Масудове он получал вызов в главную команду страны и даже отметился голами в контрольных поединках. Но дальше этого не пошло — все те же травмы не давали покоя.
Дмитрий Кищенко
Один из самых мастеровитых и талантливых защитников молодежной сборной образца 1999-го ушел из футбола в 29-летнем возрасте. И в отличие от многих других приведенных здесь примеров, причиной ухода Кищенко стала не травма. Он просто перестал пользоваться спросом как игрок и, не получив достойных предложений, решил завершить карьеру.
Между тем, Кищенко вместе с Виталием Артемовым сразу после того памятного чемпионата мира в Нигерии уехал не куда-нибудь, а в донецкий «Шахтер». Он считался талантливым, но так и не заиграл на Украине. Проведя несколько сезонов в «Шахтере»-2, Кищенко вернулся в Казахстан, имел много предложений, но с каждым годом терял в популярности. Специалисты стали все чаще говорить, что он не оправдывает надежд, и что доверие к нему у них на мизерном уровне.
В 2002-м Кищенко перебрался из Донецка в «Женис», затем в его карьере были «Актобе-Ленто», «Экибастузец», «Есиль-Богатырь». В 2008-м Ойрат Садуов принял «Иртыш», и Кищенко надеялся получить предложение от своего наставника по петропавловскому клубу, однако павлодарцам он не подошел. Достойных предложений Кищенко, некогда привлекавшийся в сборную страны, так и не дождался.
Увы, но столь раннее завершение карьеры Дмитрия многие связывают с его репутацией. Говорят, во времена Садуова «Есиль-Богатырь» был настоящей «коммерческой» командой, и Кищенко являлся одним из главных действующих лиц этой дружины.
Бекболат Сейталиев
Этого парня сейчас мало кто помнит. А ведь были времена, когда он считался одним из лучших правых защитников чемпионата. Шымкентский парень играл в сборной, был одним из лидеров того грозного «Атырау», который в начале века создал Воит Талгаев.
Главная отличительная черта характера Сейталиева — неумение проигрывать, желание бороться до конца. Его коллеги рассказывают один интересный случай, приключившийся на высокогорном катке «Медеу». Именно там проводила сборы национальная сборная под руководством тогдашнего наставника Вахида Масудова. Тренерский штаб поделил состав на «южан» и «северян», заставив их играть в футбол на коньках. И если «северяне» с детства были приучены к конькам, то для горячего шымкентского парня Бекболата Сейталиева это занятие оказалось в новинку. Над его неуклюжими попытками встать на коньки потешалась вся команда, и защитник решил «отомстить» по-своему — стал стелиться в подкатах, яростно прыгая в ноги соперникам. Про шутки и подтрунивания все тут же забыли — уберечься бы!
В общем, парень был довольно интересный, самобытный. Но в 2006-м он внезапно исчез из поля зрения. И сейчас мало кто может назвать причину внезапного ухода Сейталиева из футбола.
После трех лет в «Атырау» в его карьере был сезон в «Таразе». Чемпионат-2005 он пропустил из-за тяжелой травмы. В 2006-м попытался вернуться, проходил смотрины в базовом клубе сборной «Астана», но не подошел Арно Пайперсу. Затем отправился на просмотр в «Атырау», где его забраковал Александр Аверьянов. После этого Сейталиев исчез, без официального объявления о завершении карьеры. Возможно, он сумел осуществить свою мечту — совершить паломничество в Мекку и стать банкиром.
Дмитрий Галич
Он был грозой всех вратарей в центрально-азиатском регионе. Во всяком случае, тех из них, кому не исполнилось 23-х лет.
Нападающий Дмитрий Галич мог стать вторым Литвиненко, мог по сей день играть на высоком уровне. Но вечные проблемы со здоровьем не позволили воспитаннику шымкентского футбола реализовать себя полностью. В отборочном турнире к Олимпиаде-2000 Галич стал лучшим бомбардиров казахстанской команды, наколотив в ворота олимпийских сборных Узбекистана, Туркмении, Киргизии и Таджикистана 6 мячей.
Его данные вызывали зависть у многих — форварда ростом 188 сантиметров, умеющего бить с обеих ног, обладающего высокой скоростью, чувствующего себя в штрафной площади соперника как рыба в воде, встретишь нечасто. Он умел забивать, умел разбираться с защитниками. Но ему в жизни не хватало одного — стабильности. Он как будто боялся ее, поэтому убегал из одного клуба в другой.
В его карьере были «Синтез», «Кайрат», «Кайсар», «Атырау», «Женис», «Ордабасы», поиграл он и в России, в составе калининградской «Балтики». Но нигде надолго не задерживался. Увы, но к своим 25 годам он дважды ложился под нож хирурга. А такое не проходит бесследно.
В 2005-м его попытался реанимировать Владимир Фомичев, но Галич не сумел толком помочь «Окжетпесу», забив 2 мяча в 18 матчах. После этого давать второй шанс мастеровитому форварду никто не пожелал.
Алибек Булешев
«Казахстанский Марадона» — именно так величали Алибека Булешева в Азии на заре его карьеры. Затем его игрой восхищались португальские специалисты и журналисты. Что уж тогда говорить об алматинских фанах! Каждое его появление на поле болельщики «Кайрата» встречали овациями, скандируя имя нападающего. Алибек Булешев был истинным кайратовцем. Ведь ни в каком другом клубе он так и не сумел заиграть. Поэтому его и называют — игрок одной команды. Кроме алматинского клуба, Булешев успел поиграть за «Жетысу», «Актобе», «Ордабасы», «Атырау» и «Тараз». Но нигде надолго не задерживался, бомбардирскими подвигами не блистал. Зато в «Кайрате» он добился многого: чемпионство, Кубок страны, слава, любовь болельщиков. Майку с десятым номером ему вручил сам Олег Литвиненко. Под другой цифирью его не представить.
Между прочим, мы говорим о лучшем бомбардире за всю историю «Кайрата»! В его активе ровно 100 голов за алматинский клуб. Больше него никто в составе этой команды не отличался. Почитатели его таланта отмечают, что если бы Булешев реализовывал хотя бы треть своих моментов в каждом матче, то мог бы ежегодно становиться лучшим бомбардиром чемпионата. Причем, опережал бы своих преследователей с существенным отрывом.
Бывший рулевой «Кайрата» Алексей Петрушин считал, что секрет Булешева заключается не только в его скорости и дриблинге, но и в умении грамотно открываться под передачи партнеров. Именно поэтому у него всегда была уйма моментов для взятия ворот. Другое дело, что реализация, мягко говоря, хромала.
Когда смотришь на его игру, то складывается ощущение, будто этому парню наплевать на все тактические ухищрения тренеров, монстров-защитников. Кажется, что он просто вышел из дома, крикнув: «Мама, я пошел поиграть с мячиком», потом выскочил на поле и «отвозил» всех соседских пацанов. Для него не существовало непроходимой обороны, он мог обыграть всю защитную линию соперника, уложить на «пятую точку» голкипера и… не забить в пустые ворота. Булешев — этакое олицетворение романтичного и бесшабашного футбола.
Минувшим летом он завершил карьеру. К сожалению, не в родном «Кайрате». Хотя, как мне кажется, его еще рановато списывать со счетов. Впрочем, сказав, что уходит, он все же оставил для себя маленькую лазейку: Булешев готов вернуться на поле, но только если его пригласят в «Кайрат». Ему плевать, сколько будут платить, кто будет тренером или руководителем. Главное, что это «Кайрат». И он вернется. Благо, лишних килограммов он пока не набрал.
...или войдите через аккаунт соцсети