Затея воспитать казахстанских футболистов по бразильскому рецепту оказалась нам не под силу. И виной здесь не слабость наших молодых спортсменов, не отсутствие госфинансирования, а нервозная деятельность отечественных чиновников и родителей, которые чуть было не довели отправку детей за рубеж до международного скандала.
Напомним, что в 2007 году родилась идея отправить юных казахстанских футболистов на обучение в Бразилию. Такой подход устроил обе стороны: наша страна получает отличных игроков, а бразильцы — приличные деньги.
Новость в Казахстане приняли на ура. В декабре 2008 года Министерство туризма и спорта запускает трехлетний проект, благодаря которому 26 детей 1994 года рождения должны отправиться в бразильскую академию футбола «Ole Brasil F.C.». Прошел отборочный тур, за вакантные места боролись десятки одаренных спортсменов. Как проходил этот конкурс, в своем письме рассказывают Бахытжан Сагатова, Ернар Мукажанов, Медет Кенжебеков, чьи дети попали в счастливый список: «Процедура отбора с самого начала была непрозрачной. Отдельные дети, прошедшие отбор, были явно старше заявленного возраста. Кроме того, в состав попал даже ребенок, который не принимал участие в отборе». (Его фамилия и имя имеются в редакции. — Прим. автора).
Да уж ладно, кто старое помянет — тому пенальти. Главное, сумели собрать команду и отправить пацанов в далекую бразильскую академию. Целый год ребята постигали тайны южноамериканского футбола. Сказать, что им было тяжело — ничего не сказать. Оно и понятно: тренироваться с бразильскими ровесниками, которые родились в футболке, очень непросто. К тому же вокруг чужой язык, чужие традиции, чужая кухня. Но прошло три месяца, и наши парни привыкли к новым условиям, учителям и требованиям. Одного из них, Тимура Бахридена, даже взяли в сборную академии. Ребята тренировались, учились, сдавали тесты, получали оценки. Причем практически все учились на, и. Нужно отметить, что казахстанские ребята были первыми иностранцами, допущенными к официальному турниру Кубка Сан-Пауло. А в чемпионате «Паулиста», в котором участвуют сборные различных академий, наша команда заняла первое место. Словом, в декабре прошлого года на каникулы они вернулись с неплохими результатами.
В марте 2010 года отдохнувшая команда засобиралась обратно в Бразилию. Но не тут-то было. Чиновники из Комитета по спорту объявили, что восемь ребят остаются дома, а вместо них в Сан-Пауло поедут другие спортсмены. Дети были в шоке! Они только почувствовали настоящий футбол, поняли, как нужно играть, учили язык, строили планы, ради будущей карьеры забросили учебу в казахстанских школах, и тут — всему конец. Но государственные мужи были неумолимы. Чиновники от спорта, сославшись на письмо из бразильской академии, отсеяли парней.
Из ответа на наш запрос и. о. председателя Комитета по спорту Министерства туризма и спорта Малика Сапашева: «По итогам тестирования не прошли на второй год обучения 8 человек. В министерство поступило рекомендательное письмо от тренеров футбольной академии об их отставании по программе обучения, дисциплине и несоответствии физических данных».
Однако родители отчисленных мальчишек уверяют, что они созвонились с президентом бразильской академии, который заверил: никаких конкретных предложений на отчисление он не давал. Напротив, говорят родители, бразильцы готовы принять у себя еще одну группу талантливой молодежи. Оно понятно: академия получает за каждого казахстанского студента по 20 тысяч долларов в год.
— Мой сын очень высокий и спортивный, — говорит Бахриден Каримжанов. — Шел на «Алтын белгi». Попал в сборную бразильской академии. По каким параметрам он не подходит? Кто мне объяснит?
Столько же вопросов у родителей других оставленных в Казахстане детей. Почему, когда шел первый отборочный тур, по физическим данным подходили все, а теперь получается, что комиссия ошиблась? Другой вопрос финансовый. На этих ребят государство уже потратило 160 тысяч долларов. Что, деньги на ветер? Конечно, хотелось бы верить, что за год бразильских тренировок юных футболистов натаскали так, что они ничего этого не забудут и будут дальше самосовершенствоваться. Но где гарантия, что, обидевшись на весь белый свет, эти дети не плюнут на футбол? А те новички, кто уехал в Бразилию в этом году, пропустили целый прошлый год тренировок. В Комитете по спорту нас попытались успокоить: мол, мальчишки хорошо зарекомендовали себя в команде.
Кстати, о новичках. Обиженные родители утверждают, что в новую восьмерку попало несколько «блатных» детей: родственники переводчика и куратора программы с казахстанской стороны. Но в Комитете по спорту отрицают данную информацию: «Факт зачисления на обучение родственников высокопоставленных чиновников не имеет основания». В общем, обе стороны бьются не на жизнь, а на смерть. Родители забросали письмами прокуратуру и финансовую полицию. Реакция пока нулевая.
Еще один вопрос — юридический. Ни со взрослыми, ни с их детьми не составили договоры. В министерстве говорят, что всех устно предупредили об условиях обучения, а на бумагах ничего не закрепили. Кому выгоден такой подход? Ведь если отчисленные футболисты нарушали дисциплину, плохо тренировались или слабо учились, госказна могла вернуть потраченные тысячи долларов, потребовав у родителей <рассчитаться> за своих безалаберных детей. С другой стороны, такой договор помог бы сегодня родителям: было бы чем апеллировать в суде, отстаивая права своих детей. И нет никаких гарантий, что и на следующий год в списках отсеянных появятся другие фамилии.
Взрослые играют в свои игры. В скандал втянули и руководство иностранной академии. Досталось на орехи и бразильцу, участвовавшему в отборе кандидатов: теперь о нем нелестно отзываются в Казахстане. Того и гляди, завтра в этой непонятной ситуации придется разбираться «родителям» этого международного проекта, который был рассчитан лишь на благое дело — довести до мировых стандартов казахстанский футбол.
...или войдите через аккаунт соцсети