Владимир Фомичев — один из самых титулованных тренеров Казахстана. В 1999 году наша молодежная сборная, ведомая им, заняла четвертое место на чемпионате Азии, а затем по итогам этого турнира в первый и последний раз участвовала в финальной стадии мирового первенства в Нигерии.
Однако в этом году заслуженному тренеру Казахстана ни в одном из казахстанских клубов места не нашлось. Владимир Александрович уехал в соседний Узбекистан. Там клуб «Машъал» из Мубарека под его руководством стал грозой авторитетов и значительно улучшил свое турнирное положение.
— Если бы сборные Казахстана и Узбекистана играли вместе в УЕФА или в Азиатской футбольной конфедерации (АФК), какая из команд выигрывала бы чаще в очных поединках?
— Сложно сказать. Безусловно, сборная Казахстана играет сейчас с более сильными соперниками, чем Узбекистан. Однако подходы к сборным в двух странах совершенно различны. Сборная для узбеков — гордость страны. Ей создают все условия для работы и достижения результата. Но дело даже не в этом. В казахстанской сборной по-настоящему достойные футболисты играли разве что при голландском тренере Арно Пайперсе. Именно тогда она показывала более или менее приличный футбол. При предшественнике Пайперса, Сергее Тимофееве, и последнем тренере — немце Бернде Шторке эту команду сборной можно было назвать с большой натяжкой. Она больше походила на коллектив юниоров. Когда состав постоянно тасуется и регулярно обновляется на 80 процентов, толку от такой команды не будет.
— Но руководство Федерации футбола Казахстана объясняло это тем, что в сборной идет процесс омоложения состава для наигрывания на перспективу…
— Помилуйте! Какой процесс? Это можно делать с юниорами, в молодежке, но никак не в главной команде страны! В сборной должны играть сильнейшие. Сейчас же казахстанская дружина представляет собой сборную «солянку», состоящую из игроков Казахстана, России и Германии. В последних матчах отборочного турнира на Евро-2012 на поле выходили шесть (!) футболистов, которым либо под 30, либо за 30 лет.
— Почему, на ваш взгляд, в сборную вызывались не все лучшие?
— Не знаю. Г-ну Шторку, который отвечал за конечный результат, было виднее, кого вызывать. Но мое мнение: этому учителю фитнеса в лучшем случае можно доверить работу тренера по физподготовке какого-нибудь клуба, но никак не наставника сборной.
— Кто же тогда должен возглавить сборную Казахстана?
— Тренер, владеющий русским языком. Причем этот коуч должен быть с именем, потому что ни под одного казахстанского рулевого не будут создаваться такие условия, как под иностранца.
— А может быть, неудачи казахстанской дружины на международной арене кроются в качестве национального чемпионата?
— В первенстве Казахстана и Узбекистана схожие проблемы — это отсутствие грамотного менеджмента и инфраструктуры клубов. Другое дело, что в Узбекистане раньше поняли: начинать нужно именно с этого. Сейчас в этой стране семь стадионов высокого международного уровня, еще два достраивают. Узбекистан принял у себя два отборочных турнира континентального первенства, а сколько соревнований такого уровня провел Казахстан? Ни одного! За 10 последних лет в нашей стране построен только один стадион в Астане. А база провинциального «Машъала» из Мубарека имеет пять полей. Это в городке, население которого 15 тысяч человек. Где вы такое видели в Казахстане? Так что сравнение явно не в нашу пользу.
— Еще скажите, что игроки казахстанской премьер-лиги получают больше денег, чем они того заслуживают (по нашей информации, средняя зарплата футболиста в клубе элитного дивизиона первенства Казахстана $5–7 тысяч. — М.В.), а бюджеты некоторых клубов, достигающие $10 млн. в год, раздуты?
— За исключением первых четырех команд узбекского первенства — ташкентских «Бунёдкора», «Пахтакора», «Насафа» из Карши и гузарского «Шуртана», у остальных клубов бюджеты примерно одинаковые: порядка $2 млн. В Казахстане такой бюджет у аутсайдеров. Например, в «Таразе», который я тренировал в прошлом году, игроки зарабатывали в месяц в среднем $1,5–2 тысячи. А в более богатых казахстанских клубах есть футболисты, получающие и по $20 тысяч. У нас в клубе сейчас средняя зарплата футболиста $2 тысячи. Так что я не согласен, что качество игры футболиста всецело зависит от зарплаты. Хотя, с другой стороны, в Узбекистане за «Бунёдкор» совсем недавно выступал чемпион мира 2002 года в составе сборной Бразилии Ривалдо. Можете себе представить, сколько он получал. (Его двухгодичный контракт с этой командой оценивался в $10 млн. — М.В.)
...или войдите через аккаунт соцсети