Не так давно мы уже рассуждали в материале «На черно-белых перекрестках» о том, есть ли предпосылки для наличия в казахстанском футболе такого уродливого явления, как расизм. Публикации интервью с некоторыми ничем не проявившими себя в нашей стране футболистами создают у европейских любителей футбола впечатление, что на самом деле только махровый расизм, пустивший глубокие корни в Казахстане, помешал им продемонстрировать свои незаурядные таланты в составах отечественных клубов.
Мы как-то вообще об этом не задумываемся и не считаем расизм не то, чтобы серьезной проблемой, но вообще не замечаем его существования. Еще бы — казахстанцы искренне уверены, что где-где, а уж в нашей стране эта преступная философия не приживется. Не замечая порой, что на самом деле очень обижают некоторыми неосторожными словами людей с другим цветом кожи...
Республиканский интернет-портал «Sports.kz» попросил некоторых легионеров наших футбольных клубов рассказать о том, чувствуют ли они какие-то проявления расизма по отношению к себе в Казахстане. Многие проигнорировали наше обращение, другие посчитали возможным ответить. И картина, видимая их глазами, надо сказать, выглядит далеко не однозначной...
Хаман Саджо (Камерун, «Акжайык»):
— Расизм — это такая вещь, которая будет всегда в футболе, да и в спорте вообще. Особенно, если ты черный, и кто-то зовет тебя «негр». Знаете, что это значит? Очень плохо слышать это. «Черный» — нормально, ведь это же значит — черный. Просто цвет. Но негр — плохое слово. «Négre» — спросите, если кто-то знает французский, что означает на нем это слово.
Примерно 30% людей позволяют себе проявлять как-то расизм. Но, надеюсь, со временем, когда черные будут приезжать сюда, у них будет все хорошо. Хотя настоящий расизм будет существовать всегда. Поверьте мне.
Некоторые болельщики имеют черных игроков в своей команде, и когда мы играем с ней, а они начинают меня оскорблять, выкрикивать расистские слова, то они забывают, что в их команде тоже есть чернокожие игроки.
Так же я чувствую себя и в городе. Не знаю, почему. Люди постоянно обращают внимание, смотрят на меня. Наверное, потому, что не видели черных. Я не знаю... Некоторые смеются надо мной.
На стадионе я чувствую себя в безопасности, когда я со своими одноклубниками. А вот в городе, в моей гостинице, подобное иногда случается... Наверное, из-за того, что Уральск — маленький город. Поэтому люди такие.
Эндрю Мвесигва (Уганда, «Ордабасы»):
— Меня не оскорбляли расистскими выкриками. Конечно, бывает когда меня оскорбляют на улице — когда я иду, говорят: «негр». Но, я думаю, они просто не знают значения этого слова, и я всегда раскрывал многим людям это значение и приводил пример Америки, где за это слово человека могут засудить или убить за этот акт расизма. Думаю, что скоро люди перестанут смеяться надо мной на улице, просто, я думаю, они никогда не видели черного человека. Но меня это не тревожит — я жил во многих зарубежных странах, и я профессионал. Я думаю только о работе, мне не важно, что люди говорят о моем цвете кожи. Я знаю, что все мы люди, в наших жилах течет красная кровь — ни у кого нет зеленой или белой крови, у всех красная, и это знак Божий, что все мы похожи, потому что никто ни проживет и секунды без крови. Поэтому меня никогда не задевало, что люди смеются надо мной из-за того, что я черный.
Так что только вне футбола я встречался с маленькими актами расизма, но это происходит от возбуждения, потому что некоторые не видели черных людей. Может быть, пару раз за матч какой-то игрок может назвать меня негром, но это происходит в пылу борьбы — эмоции переполняют, накал. А так, в общем, все нормально, потому что я профессионал и думаю только об игре за клуб «Ордабасы». Наших фанаты любят меня, поэтому я делаю все возможное для клуба — из-за их любви, которую получаю.
Папа Ньянг (Сенегал, «Восток»):
— Серьезно, я не заметил никакого расизма. Там, где я живу, в Усть-Каменогорске, люди очень открытые и очень хорошие. И они любят иностранцев. Так что я не заметил до сих пор никакого расизма.
Эбрима Сохна (Гамбия, «Восток»):
— На самом деле, у меня пока не было никаких проблем с этим.
Драмане Коне (Кот д’Ивуар, «Астана-1964»):
— Мне очень нравится в Казахстане. Ни с какими проявлениями расизма я здесь еще не встречался.
На самом деле, ведь многие казахстанцы до сих пор не воспринимают проблему расизма всерьез. Это связано, пожалуй, в первую очередь с тем, что у нас отношение к людям с другим цветом кожи заметно отличается от ситуации, сложившейся на Западе, поскольку люди негроидной расы в СССР и Казахстане всегда были (и в значительной степени остаются) экзотикой, и даже приезд во второй половине XX века немалого количества африканских студентов, и появление у некоторых из них смешанных семей не особенно изменило ситуацию. Отчасти это объясняется тем, что значительная часть негров в СССР была выходцами из испано- или португалоязычных стран — в частности, Кубы, Анголы, Мозамбика, в которых слово «негр» не является оскорбительным (в пиренейских языках оно свободно используется наравне с другими). В русском языке слово «негр» не имело лингвистической окраски, и такое положение сохраняется и по сей день.
В большинстве же регионов Африки слова англ. «negro», нем. «neger», фр. «nègre» особенно стойко ассоциировались с колониализмом. Именно в языках этих стран белое население, стремясь сохранить свою гегемонию, стало употреблять слово «негр» в качестве синонима слова «раб», хотя это, конечно, не точно, поскольку в рабство попадали представители всех рас и национальностей. В большинстве стран Европы и Северной Америки восходящие к испанскому «negro» слова, родственные русскому «негр», ранее бывшие стандартным обозначением расы, в настоящее время часто рассматриваются как оскорбительные и расистские.
На территории постсоветского пространства подобного до сих пор не произошло — потому как и предпосылок к восприятию подобных слов в качестве оскорбительных как бы не было. Для нас «негр» — обозначение представителя негроидной расы, не более того. И порой к подобным словам на территории бывшего СССР относятся, пожалуй, даже излишне легкомысленно — так, «неграми» (сокращение от слова «негражданин») иногда называют жителей Латвии и (реже) Эстонии, имеющих статус негражданина этих государств...
На самом деле, наверное, нам всем нужно быть терпимее друг к другу. Казахстанцам необходимо понимать, что многие слова, кажущиеся нам нейтральными, представителями других стран воспринимаются как оскорбительные. В свою очередь, и темнокожим спортсменам стоит осознать, что некоторые определения в их адрес, глубоко их обижающие, для жителей нашей страны отнюдь не несут отрицательной смысловой нагрузки. А повышенное внимание казахстанцев к темнокожим футболистов связано лишь с обыкновенным любопытством либо неравнодушным (с положительной стороны) отношением к ним наших земляков.
...или войдите через аккаунт соцсети