Олег Печеник: «Реконструкция завершится в августе»
Центральному стадиону в Алматы уже 52 года. С августа 2009-го главное спортивное сооружение страны находится на реконструкции. О том, когда она завершится, какие изменения претерпят футбольное поле, беговые дорожки, трибуны и подтрибунные помещения, какие технические новшества при этом будут использованы, мы попросили рассказать директора Центрального стадиона Олега Печеника.
«Из старого лепим новое»
— Олег Владимирович, когда стадион будет готов принять спортсменов и зрителей?
— 15—20 августа этого года.
— Что нового появится на Центральном стадионе?
— Новыми будут футбольный газон и беговые дорожки, появится современное электронное табло с видеоповторами, западная сторона станет более сейсмоустойчивой. Полностью же сейсмоусиление помещений завершится в конце года, потому что эта часть работ — наиболее трудоемкая. Все-таки стадиону, рассчитанному на 25 тысяч зрителей, уже более чем полвека, а проблема безопасности является самой главной при проведении любых массовых мероприятий, к которым относятся и спортивные соревнования. Будут усиливаться стены, перегородки, заново устанавливается противопожарная система, производится замена сетей холодного и горячего водоснабжения, и завершится это капитальным ремонтом всех помещений. Вообще реконструкция планировалась еще два-три года назад, но в связи с тем, что наш стадион был в Казахстане единственным, имевшим европейскую лицензию для проведения матчей и соревнований международного уровня, начало ее пришлось отложить до тех пор, пока в столице не построят стадион «Астана Арена». 6 июня прошлого года на Центральном состоялся матч между сборными Казахстана и Англии, затем — традиционный легкоатлетический мемориал памяти Гусмана Косанова, после чего началась полномасштабная реконструкция стадиона.
— Помнится, в качестве альтернативы вы предлагали снести стадион и отстроить его заново…
— Да. Еще когда акимом Алматы был Имангали Тасмагамбетов, я предлагал снести стадион и построить на его месте новый, самый что ни на есть современный. Но меня никто в этом плане не поддержал. Аргументы противников были следующие — мол, это исторический памятник, да и средств таких нет. Тогда я предложил: дайте сколько есть, а остальную сумму будем копить. Но, увы… К примеру, знаменитый «Уэмбли» в Лондоне тоже имеет историческую ценность, но англичане снесли его, чтобы построить новый стадион, при этом оставив место для музея. Кстати, у нас могут возникнуть проблемы при получении европейской лицензии, ведь сейчас мы, по сути, из старого лепим новое. В середине 1950-х, когда строили этот стадион, никто и предположить не мог, что со временем появятся новые требования. Например, от раздевалки футболистов до кабинета для проведения допинг-контроля должно быть не более 4-х метров. А если такой комнатки не будет, то и лицензию не дадут. Вот мы и стараемся «лепить» так, чтобы соответствовать требованиям.
— Какие спортивные залы останутся на вашем спорткомплексе, какие добавятся?
— Их количество не изменится. Как и раньше, будут работать залы бокса, фехтования, шейпинга, баскетбола — они пройдут реконструкцию и будут капитально отремонтированы в евростиле. Кстати, мы планируем приобрести новый спортивный инвентарь. К примеру, у меня есть перечень оборудования для легкой атлетики на сумму почти в 117 тысяч евро. Данный вопрос мы прорабатываем с республиканской федерацией этого вида спорта.
— Вскладчину будете приобретать или как?
— Нет, хотим из средств, выделенных на реконструкцию стадиона, что-то сэкономить, где-то скорректировать смету, тем более что курс евро пошел вниз, и за счет этого приобрести новое оборудование для легкоатлетов.
— Как поступите с манежем на Сатпаева?
— Это спортивное сооружение с залами легкой атлетики, борьбы и мини-футбола входит в наш проект. Мы планируем снести их и построить на этом месте новые. Работы будут проведены в 2011- 2012 годах.
— Представители многих видов спорта испытывают нехватку спортивных залов. К примеру, по сути негде тренироваться национальной сборной по спортивной гимнастике, и было бы неплохо, если бы такой зал появился на Центральном стадионе…
— Проект стадиона старый, он построен в 1958 году, и сегодня физически и технически очень сложно что-то перестраивать. Я уже говорил, что следовало снести и построить новый, а сейчас у нас идет только реконструкция. Согласен, что одна из главных проблем казахстанского спорта — отсутствие спортивных баз. Причем не только для профессиональных спортсменов, но и для желающих заниматься ради собственного здоровья. Когда я баллотировался в депутаты гормаслихата, главным лозунгом моей предвыборной кампании был здоровый образ жизни. Открыть как можно больше стадионов и спортивных площадок эконом-класса, доступных жителям Алматы, — такой была и остается моя первоочередная задача. В этом направлении мы сейчас тесно работаем со всеми депутатами, поддерживает эту идею и аким города. Если вы обратили внимание, в Алматы ликвидировано более 70 километров строительного забора, и освободились места для создания скверов, парков и спортивных площадок. На сегодня в неудовлетворительном состоянии находятся спортивные площадки около общеобразовательных школ, и при тесном сотрудничестве с управлением образования мы хотим за время летних каникул привести их в порядок. Мы встречаемся с детьми, и отрадно слышать от них, что они уже устали от компьютеров и хотят заниматься спортом. И мы должны создать для этого все условия.
Футбольное поле чудес
— Каким будет футбольное поле?
— У нас будет футбольный газон последнего поколения с подогревом. Можете даже в скобках написать — с отоплением, что в будущем станет визитной карточкой Центрального стадиона. До начала работ мы около трех лет определялись с тем, какой газон будем стелить, ездили в командировки, смотрели поля на разных стадионах, изучали, щупали своими руками. В конце концов, остановили свой выбор на российско-голландской компании «Bamard». Кстати, она настелила несколько полей, на которых играют клубы английской премьер-лиги, а одним из последних ее объектов был стадион «Химки» (на этом газоне проводят домашние матчи московские «Динамо» и ЦСКА — А.К.). Мы уже проложили под полем 44 километра труб, то есть с очень большой частотой, чтобы охватить каждый участок, далее в трубы будет заливаться специальная жидкость, и вся система будет компьютеризирована. Еще одна «фишка» — естественный покров поля. Мы сделали очень хороший дренаж, из Голландии привезут семена, которые будут засевать специальной машиной, затем в корневую систему будет имплантироваться искусственная трава. А благодаря системе подогрева создаются нужная температура и микроклимат внутри корневой системы, что очень важно для оживления, роста травы и сохранения ее в наилучшем состоянии. Первыми в СНГ такую технологию стали использовать на стадионе московского «Локомотива» в Черкизово, и практика показала, что за счет имплантации искусственного травяного покрытия в естественное можно эксплуатировать такое поле в течение более продолжительного времени.
— В чем еще плюсы подогрева?
— Футбольное поле можно будет использовать круглый год, как в Европе. Кстати, на нем могут играть и тренироваться также регбисты. Если зимой выпадет 40-сантиметровый слой снега, то при температуре +25 градусов, которая будет создаваться за счет подогрева, он сойдет в течение недели.
— Наверное, непросто обслуживать поле с такими «наворотами»…
— Система будет полностью компьютеризирована, а значит, процессы подогрева и полива поля будут находиться под контролем оператора. К примеру, если раньше газон поливали по старинке, шлангом, подсоединенным к трубе в колодце, то теперь по всему квадрату мы установим 24 форсунки, которые будут в определенное время автоматически выходить из-под поля, поливать траву, а затем вновь задвигаться вовнутрь.
В октябре прошлого года наша футбольная сборная должна была играть с хорватами, и прозвучало предложение провести матч на нашем стадионе. Для этого мы должны были завезти рулонный газон и за август—сентябрь настелить его. А ведь это намного дороже, к тому же качество никто не гарантировал. Мы же, я думаю, выбрали оптимальный вариант, и у нас будет футбольное поле последнего поколения.
— Какие плюсы будут у нового поля для главных действующих лиц — футболистов?
— Помимо того, что появится возможность проводить матчи в любое время года, даже зимой, на таком покрытии и мяч будет «стелиться» по-другому, и движения, ощущения игроков будут иные, чем когда они играют на кочковатом или лысом поле. У наших футболистов и без того серьезные проблемы с техникой, а плохие поля их еще больше усугубляют.
— Вы как в прошлом профессиональный футболист, наверное, можете об этом судить…
— А почему бы и нет?! Уровень нашего футбола сейчас настолько слаб, что мне даже неинтересно следить за чемпионатом. Когда стадион функционировал, многие мои друзья приходили на матчи с кипой газет, чтобы посидеть на солнышке, почитать минут 20 и поспать минут 30. Вот такой у нас «интересный» футбол.
Современное — значит экономное
— Во многих европейских странах футбольные матчи проводят вечером, чтобы болельщики могли прийти на стадион после рабочего дня — и освещение отличное, и антураж соответствующий. Возможно ли у нас такое?
— Конечно. В 2004 году мы заключили контракт с фирмой «Phillips», которая устанавливала освещение на многих знаменитых стадионах. И если на сегодня максимальная норма освещения составляет 1800 люкс, то мы можем дать 2400. Иначе говоря, у нас есть определенный запас. На нашем стадионе используются несколько режимов освещения — тренировочный (это касается и легкой атлетики), режимы, установленные для матчей Кубка УЕФА, Лиги чемпионов, игр национальных сборных. Мы готовы при необходимости предоставить стадион и в 2 часа ночи. Но вопрос в другом — в уровне футбола, а соответственно в количестве людей, желающих прийти и посмотреть игры казахстанских клубов. К примеру, в 2008 году на нашем стадионе проводили свои домашние матчи три команды — «Кайрат», «Алма-Ата», «Мегаспорт», и все три платили нам арендную плату, но практически ничего не зарабатывали на входных билетах. Чтобы хоть как-то привлечь зрителей, они обычно делали вход свободным.
— Не подскочит ли арендная плата после реконструкции стадиона? Все-таки газон последнего поколения, система подогрева…
— Нет, арендная плата повышаться не будет, потому что затраты по обслуживанию стадиона… уменьшатся. Приведу пример. Если раньше, когда использовались старые прожектора, мы ежемесячно платили за свет миллион тенге, то после установки оборудования фирмы «Phillips» мы стали оплачивать по квитанции всего 300 тысяч тенге. То есть новая система освещения оказалась одновременно и более мощной, и энерго-и тенгесберегающей. То же самое с полем. Если раньше мы поливали его из шланга, никто не контролировал расход воды, и потому мы платили за нее немалые деньги, то теперь с помощью компьютера этот процесс будет постоянно отслеживаться. Кроме того, предусмотрена емкость, где будет накапливаться вода, а значит, ни одна капля не будет израсходована впустую.
— Недавно на стадионе побывал аким города Ахметжан Есимов. Какую оценку он дал ходу работ?
— Он владеет ситуацией и часто проводит планерки, касающиеся спортивных объектов. И хотя Центральный стадион не попал в перечень объектов зимних Азиатских игр, аким тем не менее интересуется ходом реконструкции. Сейчас, конечно, сложно что-то показать, поскольку идет стадия подготовительных, черновых, работ. Мы продемонстрировали ему технологию полива поля, показали, как проложены трубы для подогрева. Естественно, акима интересовало, не отстаем ли мы от графика работ, потому что и любители спорта, и журналисты интересуются, когда закончится реконструкция стадиона. Аким остался удовлетворен темпами работ. Думаю, через месяц он опять посетит стадион, посмотрит, оценит. Представитель генподрядчика заверил, что к середине августа работы по трем направлениям будут завершены. Думаю, если погода не помешает, в график уложимся.
Синяя дорожка
— Доводилось слышать, что еще одним ноу-хау Центрального стадиона станут новые беговые дорожки…
— Да. Дорожки будут синего цвета, а их покрытие — последнего технологического поколения. Впервые аналогичные дорожки были использованы на прошлогоднем мировом первенстве по легкой атлетике в Германии, а стелить их будет шведская компания «Nordic», которая осуществляла такую работу на спортивных аренах, принимавших Олимпийские игры и чемпионаты мира. Кроме того, она занимается изготовлением легкоатлетического оборудования, и на нашем стадионе беговые дорожки, стартовые колодки, оборудование для прыжковых секторов будут представлены одним брендом. Могу с уверенностью сказать, что Центральный стадион будет единственным спортивным сооружением в Центральной Азии, имеющим такое покрытие.
— В чем его преимущество?
— В 1997-м, когда здесь проводилась реконструкция, приуроченная к Центральноазиатским играм, на беговых дорожках постелили итальянское покрытие. Оно было рассчитано на два года, причем при условии, что его будут использовать только во время соревнований. Но эти дорожки эксплуатировали еще десять лет, к тому же эксплуатировали неправильно — некоторые люди не понимали, что на них не должны заезжать машины, что по ним нельзя скакать на лошадях. Поэтому каждую весну приходилось делать заплатки на залысинах, чтобы легкоатлеты не получили травмы. А денег на то, чтобы поменять дорожки, у нас не было. Между тем, наш стадион — единственный в республике, отвечающий стандартам, которые предъявляет Международная федерация легкой атлетики. И возвращаясь к вашему вопросу о преимуществах нового покрытия, могу сказать, что оно прослужит десять лет. Причем на нем можно будет и проводить соревнования, и тренироваться. Думаю, когда руководители федераций легкой атлетики других стран узнают, какое у нас шикарное покрытие, количество желающих участвовать в традиционном мемориале Гусмана Косанова резко возрастет.
Для зрителей и журналистов
— Что делается для комфорта зрителей?
— В 2004 году мы установили хорошие сиденья итальянского производства, убедив тогдашнее руководство города в том, что это будет правильное вложение денег. Прошло уже шесть лет, и состояние сидений по-прежнему хорошее. Поэтому они останутся. Только хотим накрыть восточную сторону. К имеющимся двум камерам добавим еще четыре, которые будут выводить «картинку» на новое электронное табло — там будут демонстрироваться повторы. Также камеры нужны для контроля безопасности самих зрителей.
— Какие еще новшества будут на стадионе?
— Тоннель для выхода футболистов и других спортсменов на арену из западных подтрибунных помещений будет напрямую, а не как раньше, когда они выходили из-под беговой дорожки. В планах на следующий год строительство под запасным полем современного двухуровневого охраняемого паркинга для автомобилей. Проект на 650 мест уже готов. Разговоры на эту тему давно набили оскомину, ведь многим болельщикам, чтобы попасть на стадион, приходилось оставлять свои машины где-то на Шевченко, к тому же за их безопасность никто не отвечал. Совершенно обновленной предстанет ложа прессы. Для журналистов будут установлены мягкие кожаные сиденья, индивидуальные столики с подключением высокоскоростного Интернета — ведь представители СМИ не просто смотрят матч, но и работают. Рядом будут комната пресс-центра, буфет. Так что я могу вам гарантировать: у нас будут новшества последнего поколения.
— В какую сумму обойдется государству реконструкция стадиона?
— Как депутат скажу, что на городском маслихате было принято решение выделить в 2010-м сумму в 1,7 миллиарда тенге. А в прошлом году было выделено 500 миллионов. В общей сложности на реконструкцию стадиона будет затрачено 2,2 миллиарда тенге.
— Предыдущей реконструкции хватило на десять лет. Значит ли это, что и нынешняя рассчитана на такой же срок, то есть до 2020 года?
— Получается, что так. Еще на десяток лет мы создадим хорошие условия спортсменам и болельщикам.
— Спасибо за беседу.
...или войдите через аккаунт соцсети