1 сентября 2006 (09:15)Почему спиваются футболисты?
Он мог не пить месяцами, год, два, но если запивал - все шло под откос: деньги, футбол, жизнь. За день пропивались колоссальные по меркам обычного человека суммы. В его квартире появлялись какие-то непонятные люди, которые так же незаметно исчезали, и появлялись другие. А он стоически продолжал свой запой.
Его не раз отчисляли из команды и столько же раз брали обратно. Потому что тренеры хорошо знали ему цену.
Уверен, в любом городе болельщик, прочитав эти строки, воскликнул бы: "Да это же про нашего Михея (Жору, Боба)!..". И был бы недалек от истины. Потому что самой страшной бедой нашего футбола всегда было обыкновенное пьянство.
- В "Кайрате" у нас в те годы все выпивали прилично, - рассказывает один из игроков алматинского клуба 50-60-х годов прошлого века. - Но все могли вовремя остановиться. И вот как-то нас на приеме в ЦК Компартии Казахстана давай журить: куда, мол, смотрит коллектив, Мальцев-де лишнее себе позволяет. Мы давай божиться, что ничего подобного никогда не было. А нам: "Да ладно. Как-то домой возвращаюсь, смотрю - под клумбой кто-то лежит. Пригляделся - Малец...".
Скоростным качествам Мальца, полузащитника Олега Мальцева, позавидовал бы каждый. Когда "Кайрат" вышел в класс "А", его на левом краю никто поймать не мог. Как-то в Казани судья оставил алмаатинцев ввосьмером, и несмотря на это благодаря дерзкой игре Мальцева кайратовцы "разорвали" хозяев.
- Вскоре после реабилитации жертв сталинского произвола мы с командой приехали в Москву, и Николай Петрович Старостин, работавший в ссылке в Казахстане, первым делом поинтересовался: "Как там Мишка Исаев?" Тогдашний тренер "Кайрата" Петр Зенкин, тоже москвич, говорит: "Пьет Михей". - "Как?! Ему же 18 лет!" Не знал Старостин, что крепко поддавать Михей начал лет с 16-17. Была тогда в ходу такая поговорка: "Сын футболиста станет футболистом, а сын пьяницы - пьяницей". Михей-то был из Крепости (бандитский район Алматы). А ведь талантище был!.. Не зря его Старостин в "Спартак" хотел пригласить. Как-то тренеры "Кайрата" в матче с киевским "Динамо" решили разменять Исаева с Воиновым, признанным на чемпионате мира в Швеции лучшим полузащитником мира. Но размена не получилось. Исаев мало того что Воинова "прихватил", так еще и игру "Кайрата" организовал. После этого матча Михей пропал на два дня. Что характерно, он никогда не запивал после средненькой игры - только после блестящей. Мог выпасть на один-два матча. А потом выходит на поле - и выдает свою игру. Ему ампулу вшили, справка у него была - что-то вроде: "если помру, никто не виноват". Но не умирал. После футбольной карьеры писал в газеты, был корреспондентом "Спорта", пока опять не запил месяцев на шесть.
- Как было? - вспоминает известнейший спортивный врач Лев Демьянский. - Кончилась тренировка. "По рублю?" Три человека по рублю - это уже бутылка водки. А водку пить без "прицепа", то есть без пива, это все равно, что девочкам подарки дарить и в песочек мочиться. Это московские ребята могли себе позволить шампанского попить. Семин (экс-тренер сборной России. - М.К.) мало пил. А наши напивались до белой горячки.
Защитника "Кайрата" 1960-х Вадима Степанова приглашали в сборную Союза. Удар у центрального защитника "Кайрата" был пушечным. Голы забивал метров с 30-40 - как гвозди вбивал. Это благодаря Степанову, Федотову, Каминскому и Стулову заговорили о "кайратовском бетоне". За два года команда ни одной игры дома не проиграла: Одна беда была у Степанова, которая и погубила его совсем еще молодым, - запивал часто. И однажды мотор остановился. Ему было 36 лет.
- Степанов обычно выпьет перед сборами 100 граммов "красненького". Все говорили: пьяница: Но чтобы он на сборах прикоснулся к рюмке - такого ни разу не было. Хватало его до середины сезона. Портили его болельщики. Каждый считал за честь посидеть за одним столом со Степановым, преподнести Вадику рюмочку.
Доигрывал Степанов в АДК. Директор любил его сильно, зарплату ему хорошую дал. Но тот в последнее время только и знал, что "Рваные паруса" да "Венички". А еще "Зеленое чудовище" - в этих пивнушках Вадика можно было найти в любое время суток. По выносливости ему равных не было - пульс у него 36 ударов в минуту был. А когда умер, весил 36 килограммов. И было ему 36 лет. Роковое число: В последний год он кусочка хлеба не съел - только вино пил. Никто не знал, что у него за диагноз. Хотя никто и не скрывал, что причиной был алкоголизм. Но он никогда не просил денег на выпивку.
Футбол - это нервы. Это стрессы. Их снимали после игры обычным русским способом. Я знал тренера, который после матча начинал выпивать в компании, потом друзья расходились, и он оставался на кухне один. И пил всю ночь напролет, пока не засыпал, положив голову на стол.
- В Испании или Португалии футболистам после игры вино дают - чтобы снять стресс, - продолжает Демьянский. - 50-100 граммов хорошего коньяка или водки вреда не принесут, если пьет человек в стрессовой ситуации - выиграла команда, проиграла, сам плохо отыграл. Это оправданно. Но были у нас в "Кайрате" и такие футболисты, которые по два-три дня не просыхали. А рекордсменом был бывший тренер национальной сборной, которого семь суток искали - найти не могли.
К другому ведущему игроку как-то пришли домой - ему как раз трехкомнатную квартиру дали. Так одна комната вся бутылками была уставлена - у дальней стены они уже покрылись пылью и паутиной заросли. Ему даже сходить сдать их недосуг было, одно надо было: выпить, выпить: И никакой стрессовой ситуации у него не было - обыкновенная беспричинная пьянка. Он закрывался у себя дома на два-три дня и сам с собой пил. А скольких водка до белой горячки доводила! Однажды зовут меня к одному игроку домой: плохо с ним. Прихожу, он сидит на кухне, сырое мясо режет и ест: "Ой, щас чертей накормлю:". Прекрасные были ребята, в игре отдавались, но попадали в запой - и остановить было невозможно.
Боролись с пьянством в футбольных командах по-разному. Известный казахстанский специалист Ваит Талгаев рассказывал такую историю:
- Как-то вечером я вызвал к себе в тренерскую одного из стариков, ведущего полузащитника, через которого вся игра строилась, дал ему денег и говорю: "Иди напейся". Тот возвращается на базу пьяный вдрызг. А я ему на глазах у всех показательную выволочку: зарплату на 50 процентов снизил, премиальных лишил. Молодые игроки и просекли: "Если уж ведущих игроков так казнят, что с нами сделают?". Они ж не знали о нашем сговоре.
Максим Карташов, Алматы
"Экспресс-К"
...или войдите через аккаунт соцсети