Не так давно состав чемпиона Казахстана «Актобе» пополнил бразилец, выступающий за сборной Белоруссии — Ренан Брессан. За свою карьеру этот атакующий хавбек повидал многое — ему было, о чем рассказать белорусским и российским журналистам.
О футболе
— Я, наверное, никогда от футбола не устану. Даже на праздничном вечере с Гончаренко разговорились о «Пари Сен-Жермен». Вот сейчас приеду домой и начну рассказывать друзьям о Беларуси и о БАТЭ. Физически, конечно, отдохнуть хочется, а говорить о футболе я хоть целый день могу...
О семье
— Я женат, но детей у меня пока нет. В Бразилии у меня родители и два брата — старший и младший.
— Да, все любят играть в футбол, но только я стал профессиональным футболистом.
О родном городе
— В Тубаране 100 тысяч жителей, 98 из них, наверное, знают меня :). Честное слово. Порой в отпуске совершенно незнакомые люди приглашают меня то на отдых за городом, то в футбол поиграть. При встрече жители Тубарана постоянно спрашивают моих родителей: «Как там сын?» Мама недавно сказала, что ей моя популярность надоела :). Я понимаю. Ей непривычно, ведь постоянно находится во внимании.
О позиции на поле
— С тех пор, как приехал в БАТЭ, я был центральным полузащитником, и у меня там все получалось, поэтому я, конечно, привык играть им, но могу также без проблем быть и опорным полузащитником. На данный момент нападающий наиболее удобная для меня позиция.
О русских
— Мои представления о русских людях? Они много пьют и курят. Очень много. По крайней мере, я сравниваю с Бразилией. Может быть, где-то курят и пьют еще больше.
О русском языке
— У меня никогда не было переводчика, поэтому сегодня так хорошо
и говорю по-русски. Поначалу общался жестами, язык футбола же
универсальный. Ну и знал несколько слов на английском. За полгода
научился неплохо понимать язык и кое-как изъясняться. Через год начал
говорить. А за два года все, что надо было мне, я уже знал. Как
и на поле, так и в жизни. Но я хочу еще совершенствовать свое знание
русского. Человек должен постоянно прибавлять, поэтому я планирую еще
лучше говорить на русском. Читаю тоже неплохо, а вот писать пока
не получается. Очень тяжелый язык.
— В русском языке наблюдается просто удивительное матерное разнообразие.
Тем более, когда речь идет о столь эмоциональном деле, как футбол. Да —
раньше, если заводился, ругался на португальском. А теперь уже
на русском. Если честно, настолько привык к русскому, что даже
в разговорах с родителями использую этот язык. Хорошо, что есть жена.
Если бы не она, забыл бы португальский полностью :). Помню, однажды —
года два-три назад — пошел в продуктовый магазин. В Бразилии было дело.
Что-то там взял. Прихожу на кассу, расплачиваюсь, забираю сдачу, говорю
«спасибо» и ухожу... Оборачиваюсь, а продавщица смотрит на меня
удивленно, наверное, подумала: «Что за дурачок» :)«
Что знают бразильцы о Белоруссии
— Знают ли бразильцы, где находится Беларусь? Далеко не все. На Олимпиаде в Лондоне я, например, общался с Неймаром. Он был уверен, что Беларусь — это Украина!
О лучшем белорусском футболисте
— Наиболее ценная награда — приз лучшему игроку чемпионата. Голосовала вся страна: журналисты, тренеры, даже судьи. Много людей. Их признание — это самое важное. То, что стал лучшим бомбардиром, вообще неожиданно было. Я ж незабивной игрок! Всегда отдавал много голевых передач, а в этом году вот наоборот. Приятная неожиданность.
Когда радуется команда — радуются болельщики, пресса, радуется город, страна. Когда награда индивидуальная — радуется только сам человек и его семья, друзья. Важно, без сомнения, и то, и другое. А кто не хочет приз лучшего игрока чемпионата? Все хотят. Другое дело, что без команды этого никто не сможет сделать, никто один не играет...
О гражданстве
— Если честно, я не знаю, как мне оформляли паспорт. В прошлом году, когда играл в «Гомеле», начали ходить разговоры об этом, Штанге говорил, что за мной наблюдает. Потом все вроде утихло. Когда перешел в БАТЭ, разговоры снова возобновились. И опять остановились. И так несколько раз. Недавно же, когда Лукашенко приехал в Борисов, ему там про меня, наверное, сказали. Меня там не было, но были Лихтарович, Юревич. Они ко мне потом подошли на тренировке, говорили, что если президент сказал, то я уже, считай, белорус. На следующей неделе отдал документы, клуб занимался всеми делами... Но на вечере я не знал, что уже все решено. Это было как четвертый приз для меня.
— Чувствую ли себя белорусом? Уже 50 на 50. Меня здесь уважают, и я всех уважаю. У меня хорошие отношения и с клубом, и с федерацией, и со страной в целом. Понимаю, что никогда не смогу забыть Бразилию, но уже есть ощущение, что я белорус... Если честно, то я сам в шоке. Не знаю, как получилось так быстро адаптироваться. Язык я за год где-то выучил, потом только совершенствовал. Дело в том, наверное, что приехал сюда не просто так, а играть и прогрессировать. У меня было мнение, что если не буду учить русский язык, играть не буду. А когда человек чего-то хочет, он добьется этого. Так и получилось.
О белорусском гимне
— О, тяжело он мне дается. Я старался учить, но пока не преуспел. Тем более, гимн на белорусском языке. Но надеюсь, до конца года доучить. Нехорошо коверкать гимн, неправильно воспроизводя его слова. Надо уважать страну, да и себя не позорить.
О сборной
— Бразилец всегда мечтает играть за Бразилию, испанец — за Испанию,
белорус — за Беларусь. У меня на родине есть миллион футболистов,
а в сборную вызываются 20. Бразильцы играют в Англии, Испании, Италии.
Понятно, что я могу теоретически попасть в сборную лет через пять,
но если у меня сейчас есть шанс заиграть в сборной Беларуси, которая
постоянно прогрессирует, с каждым годом играет все лучше и лучше,
почему бы им не воспользоваться? Все сейчас надеются, что Беларусь
попадет на чемпионат Европы. Если это получится, то станет поводом и для
развития моей карьеры. Это лучше, чем рисковать и ждать, что будет. Тем
более, что мне нравится жить здесь.
Я понимаю, что на моей позиции выступают такие футболисты, как Кисляк,
Путило, Александр Глеб, Кутузов. Это сильные игроки. Я всех уважаю,
но чего мне бояться? Я уверен в себе и буду бороться за место в составе.
О Глебе
— От того, что БАТЭ подписал Глеба, я не удивился. Ведь он с нами тренировался. Отлично, если будет возможность поиграть вместе с Сашей! Глеб — это имя, один из лучших мастеров за всю историю белорусского футбола. А БАТЭ всегда ставит большие задачи... Конкурент? Вообще-то да, мы выступаем на одной позиции. Но что тут сказать? Его взяли, и все. Это вопрос к руководству — как оно решит. Мне будет приятно сыграть с Александром!
Об игре против сборной Бразилии в олимпийском Лондоне
— На стадионе после игры бразильцы меня поздравляли. Хотя они болели за Бразилию, но говорили мне, что я провел хороший матч, забил красивый гол. Немного даже за Беларусь болели. Со мной даже сфотографировались, просили майку сборной Беларуси. Но, к сожалению, у меня ее уже не было, поэтому подарить не мог. Очень приятно.
— Да, я хотел доказать, что, если я играю за Беларусь, то неважно, кто мой соперник. Игра против соотечественников для меня стала хорошей мотивацией.
О кумире
— На родине обо мне сейчас очень много пишут, причем хорошие вещи. Друзья рассказали, что я удостоился похвалы от самого Ромарио. А ведь это мой кумир! Сейчас он комментирует матчи на телевидении. Во втором тайме Ромарио сказал: мол, Брессан устал, и это хорошо для бразильцев, потому что он очень опасный футболист. И добавил, что непонятно, почему такому игроку не дали возможности выступать в хорошем бразильском клубе. По мнению легенды, в Бразилии ко мне надо было отнестись внимательнее...
Об опыте
— Конечно, я чувствую, что получаю хороший международный опыт, играя за сборную. Да и за БАТЭ играл на самом высоком уровне — в Лиге чемпионов и Лиге Европы против «Милана», «Барселоны», «Баварии», «Валенсии». А в составе белорусской сборной доводилось поиграть против лучшей на сегодняшний день сборной мира — Испании. Все это, конечно, способствуют росту мастерства.
О БАТЭ
— Первые два слова, которые хочу сказать, — большое спасибо. Руководству клуба и тренерскому штабу за то, что пригласили в Борисов и доверяли — это позволяло проявлять себя с лучшей стороны. Партнерам, с которыми мы познали немало радостных минут. Болельщикам, чья поддержка нам очень помогала.
Извините, если что-то было не так. Я старался приносить максимум пользы команде, завоевать с ней как можно больше трофеев. И многое получилось. Надеюсь когда-нибудь вернуться сюда, ведь БАТЭ навсегда останется в моем сердце.
— Если поступит такое предложение вернуться в Борисов, конечно, рассмотрю и его. Ничего против возвращения в БАТЭ не имею. О борисовском клубе у меня остались только хорошие воспоминания. К слову, внимательно слежу за чемпионатом Беларуси. Очень рад, что БАТЭ, наконец, оторвался от преследователей. 5 очков — это уже солидный запас. Думаю, чемпионство уже никуда не денется, хотя за неудачное выступление в Лиге чемпионов все равно обидно
О чемпионате России
— Чемпионат России намного выше белорусского, где я отыграл 6 лет. Конечно, для начала нужно адаптироваться, а это займет некоторое время.
— Здесь нужно быстрее играть, быстрее думать и принимать решения.
— Считаю, российская Премьер-лига — одна из сильнейших в Европе, в нее попадает много знаменитых футболистов.
— Малое количество игрового времени и финансовые проблемы клуба, конечно, сказываются на моем состоянии и игре. Очень мало играю в последнее время, поэтому тяжело физически, и психологически, потому что вы сами понимаете, какая там сейчас ситуация. Вообще, весь этот сезон складывается для меня очень тяжело, поэтому я стараюсь как можно скорее забыть неудачи. Но что делать? Надо справиться и работать дальше.
О климате
— Для меня это не проблема, потому что в Беларуси мы играли и в −15 градусов. Не могу сказать, что это было просто, но большой проблемой тоже не было.
Об осетинах
— Заметил, что владикавказцы отличаются от минчан. Хотя раньше Беларусь и Россия входили в одну страну. Здесь больше брюнетов. Но везде говорят по-русски.
О компании с Неко
— В октябре мой агент Валерий Исаев сказал мне, что договорился с юристом о моем уходе. Я позвонил ребятам, с которыми сложились теплые отношения, сказал им: так и так, не могу сидеть здесь без зарплаты. А больше ни с кем и не общался. Взял билет на самолет и улетел в Бразилию. Компанию мне составил Данило Неко, оказавшийся в «Алании» в такой же ситуации.
На матах с Юревичем
— Ребята постарались. Развели меня однажды. Говорят: «Рен, придет к тебе тренер. Если спросит «Как дела?», отвечай «За##ись». Ну, а я что? Я сказал.
Анатолий Иванович сначала смеялся. Потом ругал ребят, которые меня мату обучили. Когда приехал Майкон, я хотел его так же развести. Но потом сам же все объяснил и отговорил.
Как Юревич сделал Брессана
— Можно сказать, Юревич «сделал» меня для Беларуси, Гончаренко помогал развиваться, а теперь работа с Газзаевым станет еще одним шагом вперед.
— Когда 6 лет назад я приехал в Беларусь, моим тренером был Анатолий Юрьевич. Он очень схож с Валерием Газаевым: и тренировками своими, по человеческим качествам. Поэтому я был готов к нагрузкам.
— Я очень ему благодарен. Этот человек научил меня огромному количеству вещей. Не было бы Юревича, наверное, никогда бы я не оказался собой нынешним. До сих пор с Иванычем общаемся. Периодически он мне серьезно помогает.
— Мне повезло, что я работал и с Гончаренко, и теперь с Газзаевым. Я многому учусь у них, это, безусловно, большие тренеры. Разница лишь в том, что Гончаренко еще придется достичь высот Газзаева.
О правах
— Однажды мужик (такой, лет 50-ти) спросил: «А чего ты на метро
ездишь?» — «Ну, у меня машины нет. Да и на метро удобно». Он: «Так
ты с „Барсой“ и „Миланом“ играл! Пора купить машину! Денег у тебя
много». А у меня на самом деле водительских прав даже нет.
Источники: football.by, ale.by, pressball.by, sports.ru, region15.ru.
...или войдите через аккаунт соцсети